История психологического изучения сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознания в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах когнитивной активности сознания. Решение этого вопроса непосредственно связано с анализом работы механизмов сознания и обсуждением феномена осознания в русле исследований познавательной деятельности.

Содержание

Введение 3
Часть 1.
История психологического изучения сознания. Феномен осознания 4
Различие сознания от осознания 16
Эксперименты в рамках когнитивной психологии 20

Часть 2.
Осознание в рамках гештальт—психологии 23
Упражнения: 25
Техника сознавания 28
Направленное сознавание 35
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 84.96 Кб (Скачать документ)

Полное осознание не означает понимания всего происходящего  в любой момент. Внимание будет  переключаться в зависимости  от того, что образуют гештальты. Время  от времени человек находиться в  режиме «контакта», и его внимание сосредоточено на ситуации. В другие моменты оно переключается на «внутренние мысли и чувства», и человек будет находиться в  режиме «ухода в себя». У полностью  функционирующего человека процесс  осознания происходит постоянно  между этими двумя полюсами. Если человек уделяет внимание происходящему  в данный момент, то есть центрирован  на настоящем, он не станет размышлять над тем, почему он не сделал того, что  следовало, или недоумевать, почему у него не получается сделать то, что следует.

Человек не остановит процесса своего осознания, сосредоточившись исключительно  на мысли о том, как он функционирует, или на своих проблемах. Его полное внимание направлено на то, что ему  лучше всего сделать в данной ситуации, чтобы двигаться дальше по жизненному пути.

Гештальт  ценит полное, центрированное на настоящем осознание, но жить настоящим - не значит притворяться, что прошлого не существовало или  что будущее не наступит. Это просто означает, что человек полностью  осознает свой внешний и внутренний опыт, позволяющий привлечь все ресурсы  для того, чтобы наилучшим образом  справиться с течением жизни в  данный момент. Это также означает жить в данный момент, а не ради данного  момента. Человеческий опыт включает себя насущные аспекты прошлого и будущего. Если люди полностью живут в настоящем, то прошлое и будущее интегрируется  в их текущее поле опыта.

 

Упражнение 1. Осознание  актуального.

Упражнение сосредоточено  на том, чтобы понять: «Какова наша актуальность? Возможно ли действительно  ее чувствовать? Можно ли чувствовать  эту актуальность своей?». Результат - это действительное изменение, это  ощущение того, что мы являемся непрерывным  потоком процессов. Упражнение помогает также яснее заметить, когда и как, каким образом мы ускользаем из настоящего. Многие люди обнаруживают, что на самом деле они вспоминают прошлое или думают о будущем, а вовсе не живут в настоящем. Действительно, жить «здесь и теперь» больше всего мешает нам или страх перед будущим или сожаление о прошлом, что чаще всего и наблюдается у невротиков, которые предпочитают копаться в прошлом или стараются обеспечить свое будущее. «Погружение в прошлое служит нахождению «причин» - и таким образом оправданий - для ситуации в настоящем. Никто не отрицает, что настоящее вырастает из прошлого; но проблемы настоящего этим не решаются.

Теория предложенного  упражнения на чувствование актуальности очень проста: в той мере, в  какой ваше чувствование актуальности отдельно от вашей повседневной личности, попытка чувствовать актуальность будет вызывать тревожность, маскирующуюся  под усталость, скуку, беспокойство, раздражение, - то самое сопротивление, посредством которого вы прерываете полноту переживания настоящего опыта, препятствуете этой полноте. По большей части мы не замечаем перехода о контакта с окружающим к блуждающим мыслям о прошлом  и будущем. Мы просто можем получить опыт обнаружения себя ускользнувшим, или пробуждающимся от «сна наяву», или опасающимся затеряться в  собственных мыслях.

 

Попытайтесь в  течение нескольких минут составлять фразы, выражающее то, что в данный момент сознаете-замечаете. Начинайте  каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас».

 

Упражнение 2. Ощущение противоположных сил.

«Творческое предсостояние» - это пребывание в нейтральной  точке континуума, в равновесии, но с осведомленностью-сознанием  и заинтересованностью в потенциальной  ситуации, простирающейся в обоих  направлениях, то есть расположение к  действию без предначертанности  его направленности в ту или иную сторону.

 

Придумайте несколько  пар противоположностей, в которых  член не может существовать без реального  или подразумеваемого существования  другого.

 

Рассмотрите какую-нибудь повседневную жизненную ситуацию, какие-нибудь объекты или действия, как будто  они являют собой прямую противоположность  тому, за что вы их обычно принимаете. Вообразите себя в ситуации, противоположной  вашей собственной, в которой  вы обладаете склонностями и желаниями, точно противоположными вашим обычным. Рассмотрите объекты, образы и мысли, как будто их функции или значения противоположны тем, какие для вас  привычны. Сталкивая их, воздержитесь от своих обычных оценок: что хорошо и что плохо, что желательно и  что противно, что осмысленно и  что глупо, что возможно и что  невозможно. Стойте между противоположностями - точнее, над ними - в нулевой точке, заинтересованно относитесь к обеим сторонам операции, но не отдавайте предпочтения ни одной.

 

Польза, которая может  быть извлечена из умения видеть вещи наоборот и быть беспристрастно заинтересованным в противоположностях, состоит в  способности находить собственные  оценки. Если попробовать прийти к  обнаружению внутри себя актуального  столкновения противоположных оценок, не будучи ни сбиваемым с ног, ни принуждаемым, - тогда, вместо того чтобы  чувствовать себя как всегда судимым, человек начнет чувствовать себя тем, чем на самом деле является, - личностью, в действительности осуществляющей суд  и суждение.

 

Представьте себе движения вокруг вас в обращении, как в кино-«наоборот», когда прыгун легко спрыгивает с трамплина  в воду, а потом так же грациозно  выпрыгивает из воды на трамплин.

Поменяйте ваши действия на прямо противоположные: при каких  обстоятельствах на стуле можно  есть, а на столе - сидеть? Астроном смотрит  в телескоп на Луну; что если с  Луны кто-то смотрит на него? Представьте  себе потолок полом, переверните  стены. Переверните картины вверх  ногами. Представьте себе подводные  лодки и рыб, летающих в воздухе. Дайте волю шизофреническим возможностям вашего воображения. Большинство из них не более странно, чем общепринятое предположение, что люди и общество в целом всегда ведут себя разумно.

 

Представьте себе, что было бы, если бы вы не встали с  постели сегодня утром. Что случилось  бы в определенной ситуации, если бы вы однажды сказали «нет» вместо «да»? Если бы вы были на 10 см выше? Или  весили бы на 10 кг меньше? Если бы вы были женщиной, а не мужчиной, или наоборот?

 

Одна из целей упражнения - обнаружить обстоятельства, или людей, или что-то еще, что делает для  вас трудным даже в фантазии совершать  обращения. Где вы обнаруживаете  введение в действие сопротивлений  вашей собственной свободной  деятельности? Вы любите ваших родителей? Вообразите, что вы задираете его. Можете ли вы сделать это? Заметьте момент, когда тревожность, страх  или отвращение выходят на передний план и заставляют вас уклониться от продолжения упражнения.

По большей части наши «очевидные» предпочтения и «естественный» взгляд на вещи просто унаследованы. Они  становятся рутинно «правильными», поскольку мы удерживаемся от того, чтобы хотя бы представить себе противоположное. Когда людям не хватает воображения, это всегда объясняется тем, что  они боятся даже поиграть в возможность  чего-то иного, нежели «факты», за которые  они так отчаянно цепляются. Способность  обретать и поддерживать непредвзятый интерес к воображаемым противоположностям, сколь бы абсурдными они ни казались, существенна для всякого творческого решения проблем.

 

 Упражнение 3 Внимание  и сосредоточение.

Иногда мы не замечаем или  не выражаем своих эмоций, потому что  боимся доставить кому-нибудь слишком  большое удовольствие, либо, напротив, неудовольствие. Между тем постоянное опознавание того, что нам нравиться  и что нам не нравится в окружающем нас мире, в происходящих вокруг нас событиях. Позволяет точнее определить собственную позицию по отношению  к этим событиям, по отношению к  складывающейся жизненной ситуации в каждый момент времени. В нашем  эмоциональном отношении к происходящему  выражается наша оценка, иными словами, мы сами. Отдавать себе отчет в происходящем - значит осознавать самого себя.

 

Пристально смотрите на какую-нибудь фигуру, стремясь видеть только ее и ничто другое. Вы заметите, что скоро она станет неясной  и ваше внимание начнет рассеиваться. С другой стороны, если вы дадите своему взгляду «играть» с фигурой, все  время возвращаясь к ней от различных моментов фона, фигура, благодаря  этим последовательным дифференциациям, объединиться, станет яснее и лучше  видимой.

 

Дайте своему вниманию переходить от одного объекта к другому, отмечая фигуры и фоны в объекте  и свои эмоции. Каждый раз выражайте  эмоции словами, вроде: «Это мне нравиться» или «Это мне не нравиться». Разделяйте объекты на части: «Это мне в объекте  нравится», «А это мне в объекте  не нравиться». Наконец, если это происходит естественно, попробуйте дифференцировать свои эмоции, вроде: «Это вызывает у  меня отвращение».

 

Упражнение 4. Дифференцирование  и объединение.

Спонтанное сосредоточение - это контакт с окружающим. Актуальная ситуация организована таким образом, что она детализирована, структурирована, жива и вызывает заинтересованность.

 

Для примера давайте  рассмотрим такой обычный объект как карандаш. (Позднее проделайте подобную процедуру с любым объектом по своему спонтанному выбору.) Заметьте, прежде всего, что карандаш - это  уникальнейшая вещь. Конечно, есть другие карандаши, - но они другие, не этот. Произнесите его название, «карандаш» и ясно почувствуйте, что вещь - не слово.

Дальше, заметьте как можно больше качеств и  особенностей этой вещи, которые ей присущи и ее составляют: цилиндрик  черного графита, красноватое дерево, вес, твердость (дерева), мягкость (графита), его форму, желтую окраску его  поверхности, вытисненную на нем  торговую марку, кусочек резинки, прикрепленный  к нему полоской жести, и т. д. и  т. п.

Теперь подумайте  о его функциях и возможных  ролях в окружающем: им можно писать, им можно показать на какое-то место  в книге, им можно поковырять в зубах, его можно нервно кусать; наконец, его можно продать (в магазине). Подумайте о его более случайных ролях: он сгорит, если ваш дом загорится, он попадет ребенку в глаз, если ребенок, бегая, на него наткнется, и т. д. Придумайте более отдаленные и экзотические ситуации: его можно подарить на Рождество; его могут съесть голодные термиты.

 

Попробуйте поэкспериментировать с картиной, которая вам нравится. Обратите внимание на линии и контуры, независимо от изображенных объектов; потом отдельно на цветовые пятна  и оттенки; например, проследите контуры  основных фигур и паттерн, который  они образуют. Обратите внимание на паттерн, создаваемый пустотами  между контурами основных объектов. Рассмотрите паттерны, создаваемые  каждым из цветов в отдельности, скажем, красным или голубым. Если картина  создает иллюзию трехмерного  пространства, последуйте за удаляющимися планами, отметьте, что на переднем плане, что на втором, что вдали. Проследите паттерн света и тени. Обратите внимание на фактуру, на технику мазка. Лишь после всего этого посмотрите на то, что изображено - сцена, портрет, пейзаж и т. п.; обычно с этого начинают смотреть, и на этом фиксируются.

 

Процесс, который здесь  описывается и который вы осуществили  в упражнениях с несколькими  объектами и  в результате которого мы приходим к дифференцированной целостности, - это как бы разделение вещей  и новое их соединение, своего рода агрессивное разрушение и реконструкция. Деструктивный аспект отпугивает людей, которые научены считать это  и все подобное недозволенным, жестоким, неправильным. Они боятся подвергать вещи сомнению, рассматривать и задавать вопросы. Люди предполагают, что исследование, необходимое для того, чтобы установить правильную оценку, справедливую на все  времена, уже проделано кем-то другим, кто умнее нас, и пытаться смотреть на вещи свежим взглядом с точки  зрения собственного опыта - самонадеянно.

 

Техника сознавания

Упражнение 5. Вспоминание

Современному человеку очень  трудно понять и принять, что организм и поддерживающий его мир должны находиться в контакте для роста, развития и жизни; но если организм из-за страхов и тревожности, приобретенных  в предыдущем функционировании, не смеет инициировать необходимые  контакты и принять ответственность  за них, тогда инициатива и ответственность  перекладываются на окружающее. Необходимо вновь обрести понимание следующего: это вы видите, слышите, движетесь, вы сфокусированы на объектах - интересных или скучных, желаемых или враждебных, прекрасных или нейтральных. Пока вы принимаете окружающее как нечто «данное», навязанное, с чем в лучшем случае приходиться мириться, вы продлеваете нежелательные для вас аспекты этого окружающего.

Основным препятствием к  полному, здоровому переживанию  является стремление считать своим  только то, что делается произвольно, намеренно. Всех остальных своих  действий человек старательно не осознает. С помощью этого упражнения мы расширяем область своего замечания-сознавания.

 

Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнею и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно видите? Дверь - кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других людей? Не старайтесь «вытаскивать»  что-то из ума, искать что-то, что «должно  быть» здесь; просто « отправьтесь» в то место, которое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть.

 

Теперь повторите  упражнение воспоминания, но на сей  раз не центрируйтесь исключительно  на видении, старайтесь включить как  можно больше чувств - вспомните  не только то, что вы видели, но и  то, что слышали, нюхали, ощущали  на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь  восстановить эмоциональный тон, который  сопровождал этот опыт.

Избегаете ли вы воспоминания определенного человека? Замечаете ли вы, что можете вспомнить  неживые объекты или фотографии людей, но не них самих? Когда вы вспоминаете  ситуации, остаются ли они статистическими  или появляется движение? Присутствует ли нечто драматическое - мотивация? Возникают ли только отрывки или  вы можете прослеживать детали, не теряя  целого? Удаляются ли образы или  затуманиваются?

 

Кто-то отмечает трудность  вспоминания движущихся сцен и объектов, кому-то сложно вспомнить цвет - он визуализируется  в черно-белых тонах. Фотографии людей легче вспомнить, чем самих  людей. Во многих случаях простое  обнаружение благодаря этому  опыту той или иной неполноты  восприятия позволяло обратить интерес  и внимание на недооцениваемые модальности. Личная значимость вспоминаемого влияет на живость памяти.

Информация о работе История психологического изучения сознания