Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: исследование эффективности коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. На основании анализа теоретической литературы по проблеме исследования охарактеризовать агрессию и агрессивность как психологический феномен.
2. Проанализировать психологические исследования по проблеме подростковой агрессивности и ее факторов.
3. Провести экспериментальное исследование коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи и на основании анализа его результатов выявить условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………………………………………….6
1.1. Психофизиологические особенности подростков…………………………….6
1.2. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи………………………………………………………………………………….9
1.3. Агрессия подростков как социальная проблема современного общества…………………………………………………………………………….12
1.4. Агрессивное поведение как следствие нарушения коммуникативной деятельности личности…………………………………………………………….17
1.5. Выводы по теоретической части исследования……………………………...22
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………….24
2.1. Организация исследования……………………………………………………24
2.2. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление агрессивности у подростков……………………………………………………….27
2.3. Тренинг, направленный на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков…………………………………………………………………………..33
2.4. Анализ эффективности тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….35
2.5. Выводы по экспериментальной части исследования………………………...39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

агрессивность интернат2.doc

— 529.00 Кб (Скачать документ)

     Это говорит о том, что тренинговые  упражнения, направленные на снижение проявлений агрессивности, эффективны. Следовательно, тренинг как форма коррекционно-развивающей работы, проводимая с подростками экспериментальной группы и направленная на снижение проявлений агрессивности, эффективна. 
 

2.5. Выводы по экспериментальной  части исследования

1. Анализ  полученных результатов показал, что у подростков, принимающих участие в нашем исследовании, выражены психологические особенности подросткового возраста  - «подросткового комплекса». Он выражается в ярких проявлениях агрессивности у подростков.

2. Проведя  сравнительный анализ, мы можем утверждать, что подростки, воспитывающиеся вне семьи и подростки контрольной группы, имеют значительные различия в средних показателях и процентном соотношении уровней агрессивности.

3. У  подростков, воспитывающихся вне семьи, уровень агрессии выше, чем у подростков из семей, принимающих участие в нашем исследовании. Различия достоверны на p≤0,01 уровне значимости.

  • У 75% подростков воспитывающихся вне семьи и у 65% подростков контрольной группы показатели агрессивности находятся в интервале от 55 до 20 баллов. Это свидетельствует о том, что подростки явно склонны к агрессивным импульсам в отношении окружающих и потере контроля над собой.
  • В экспериментальной группе 25%, в контрольной группе 35% подростков показатели по тесту находятся в интервале от 20 до 0 баллов. Их можно причислить к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений.
  • В экспериментальной группе подростков преобладает физическая агрессия – 84%, чуть ниже показатели по косвенной – 76% и вербальной – 72% агрессии, у 40% подростков низкий уровень негативизма. 52% подростков воспитывающихся вне семьи отличаются высоким уровнем подозрительности, что значительно выше показателей (28%) подростков контрольной группы.
  • У 56%  подростков контрольной группы, в отличие от подростков экспериментальной группы (20%), преобладает высокий уровень чувства вины. У 40% подростков воспитывающихся в семье диагностируется высокий уровень вербальной агрессии. Высокий уровень физической агрессии выявлен у 20% подростков контрольной группы, что значительно ниже показателей подростков экспериментальной группы. Подростки, воспитывающиеся в семье, отличаются низким уровнем негативизма -  70%.

4. Анализ  результатов повторной диагностики,  проведённой по окончанию формирующего эксперимента, показал, что в экспериментальной группе произошли изменения в выраженности агрессивности.

5.Тренинг,  направленный на коммуникативные  проблемы,  как форма коррекции,  проводимая с подростками экспериментальной  группы и направленная на снижение проявлений агрессивности, эффективна.

G-критерий позволил определить значимость произошедших изменений и установить эффективность тренинга.

Таким образом, мы получили подтверждение  выдвинутой гипотезы: групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, является эффективной формой коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

 

   Вопрос  о сущности человеческой агрессии занимал  лучшие умы человечества на протяжении многих веков, и рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии. Количество данных об агрессии так велико, что было бы невозможно рассмотреть весь имеющийся материал в настоящей работе.

   При внимательном психологическом анализе  обнаруживается очевидная связь агрессивности подростков из детского дома с теми различиями в условиях жизни и воспитания детей в семье и вне семьи, которые проявляются, прежде всего, в практике общения ребенка с взрослым. Дети, живущие в интернате, чаще всего обособлены; они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребёнком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

     У этих детей масса проблем, которые  неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены  от людей, и это открывает им «право»  к правонарушению. В школе, куда они  ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.

     Казалось  бы, учитывай особенности жизни в  детском учреждении интернатного типа, где дети поневоле находятся в  ситуации постоянного контакта с взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов и с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта.

Целью данной работы является исследование эффективности коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.

В исследовании принимали участие 40 подростков. Контрольную  группу составили 20 учащихся 7 классов  общеобразовательной школы №10 города Альметьевска. Экспериментальная группа – 20 воспитанников Альметьевского интерната, в возрасте 13 –14 лет.

Методологическая  основа исследования:  в нашей работе мы опираемся на теорию агрессии, разработанную как зарубежными (К. Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей, Г. Паренс), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан).

Мы предположили, что групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, является эффективной формой коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.

      Проведя исследование и математическую обработку  данных, мы можем сделать следующие  выводы: подростки, воспитывающиеся вне семьи и подростки контрольной группы, имеют значительные различия в средних показателях и процентном соотношении уровней агрессивности. У подростков, воспитывающихся вне семьи, уровень агрессии выше, чем у подростков из семей, принимающих участие в нашем исследовании. Различия достоверны на p≤0,01 уровне значимости.

Анализ  результатов повторной диагностики, проведённой по окончанию формирующего эксперимента, показал, что в экспериментальной группе произошли положительные изменения в выраженности агрессивности. G-критерий позволил определить значимость произошедших изменений и установить эффективность тренинга.

Таким образом, мы получили подтверждение  выдвинутой гипотезы: групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, является эффективной формой коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.

   Результаты проведённого нами экспериментального исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в интернатах, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением подростков.

  Каждый  ребенок, живущий в учреждении  интернатного типа, вынужден адаптироваться  к большому числу сверстником.  Многочисленность детей и постоянное  пребывание в их круге создают  эмоциональное напряжение, тревожность,  усиливающие агрессию подростка.  Чтобы подросток комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.

      Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности подростка через убеждение, внушение, прояснение и интерпретацию малоосозноваемых переживаний; в эмоциональной сфере – катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере – мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление.

Список  литературы

  1. Андреева  А. Д. Психическое здоровье детей  и подростков в контексте психологической  службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1994. –С. 159 - 162
  2. Анастази А. Психологическое тестирование, т. 2 - М., Педагогика, 1999. - 180 с.
  3. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. №6. –С.112-121.
  4. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия.  - М., 1999. – С.45-48
  5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – С.123-125
  6. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.
  7. Батаршев А.В. Рефераты, контрольные работы и дипломные работы по психологии. – М.: Сфера, 2002. – 143с.
  8. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия. Курс лекций - СПб., 1996. – 213с.
  9. Виноградова И., Куликова Т. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 367с
  10. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.
  11. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мираСПб.,2000. – 145с.
  12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986. – 127с.
  13. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. А. Татлыбаева. – СПб.: Издательство «Питер». 1999. – 464с.
  14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. 1997. – С.240-245
  15. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карпенко; Под. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат. 1985. – 431с.
  16. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с.
  17. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.  - СПб., 1996. –358с.
  18. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998. – 235с.
  19. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.  СПб., 1996. –358с.
  20. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.
  21. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976.-С.145-148
  22. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа.1995. №6.С.20-21.
  23. Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия //Начальная школа. 2001. - №5. – с.8-9.
  24. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. –269с.
  25. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис. 2000. – С.192-194
  26. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2001. – 435с.
  27. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М. 1996
  28. Осорина М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых. - СПб 1999. – С. 56-57
  29. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.
  30. Практикум по возрастной психологии./ под ред. Л.А Толовей, Ф.Рыбалко. - Спб.: Речь, 2001. - С. 351-353.
  1. Першина Л.А. Возрастная психология. –М.: Академический Проект, 2004. –245с.
  1. Раттер  М. Помощь трудным детям. – М. 1987.-145с.
  1. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения  возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997.  №2. - С. 13-16.
  2. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996.  №5. – С.3-18.
  3. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. №3. С.6-7.
  4. Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. №5/6. – С.35-40.
  5. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М. Озон. 2001. - 48с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002.-340с.
  7. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2002. – 349с.
  8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. –254с.
  9. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – 2-е изд. Перераб. и доп. – Уфа. 2000. – 316с.
  10. Советы молодым родителям / Сост. Н.П. Мазина. – Казань: Татарское книжное издательство. 1988. – 224с.
  11. Сироткин С. Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки.  - Ижевск. 1996.- С.125-130

Информация о работе Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи