Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: исследование эффективности коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. На основании анализа теоретической литературы по проблеме исследования охарактеризовать агрессию и агрессивность как психологический феномен.
2. Проанализировать психологические исследования по проблеме подростковой агрессивности и ее факторов.
3. Провести экспериментальное исследование коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи и на основании анализа его результатов выявить условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………………………………………….6
1.1. Психофизиологические особенности подростков…………………………….6
1.2. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи………………………………………………………………………………….9
1.3. Агрессия подростков как социальная проблема современного общества…………………………………………………………………………….12
1.4. Агрессивное поведение как следствие нарушения коммуникативной деятельности личности…………………………………………………………….17
1.5. Выводы по теоретической части исследования……………………………...22
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………….24
2.1. Организация исследования……………………………………………………24
2.2. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление агрессивности у подростков……………………………………………………….27
2.3. Тренинг, направленный на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков…………………………………………………………………………..33
2.4. Анализ эффективности тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….35
2.5. Выводы по экспериментальной части исследования………………………...39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

агрессивность интернат2.doc

— 529.00 Кб (Скачать документ)
 

Диаграмма 3. Процентное соотношение параметров агрессивности подростков по шкалам опросника Басса – Дарки

На диаграмме  наглядно видно, что между выборками  подростков существуют различия в параметрах агрессивности. В экспериментальной  группе подростков преобладает физическая агрессия – 84%, чуть ниже показатели по косвенной – 76% и вербальной – 72% агрессии, у 40% подростков низкий уровень негативизма. 52% подростков воспитывающихся вне семьи отличаются высоким уровнем подозрительности, что значительно выше показателей (28%) подростков контрольной группы.

      У 56%  подростков контрольной группы, в отличие от подростков экспериментальной группы (20%), преобладает высокий уровень чувства вины. У 40% подростков воспитывающихся в семье диагностируется высокий уровень вербальной агрессии. Высокий уровень физической агрессии выявлен у 20% подростков контрольной группы, что значительно ниже показателей подростков экспериментальной группы. Подростки, воспитывающиеся в семье, отличаются низким уровнем негативизма -  70%.

      Таким образом, проведя сравнительный  анализ, мы можем утверждать, что  подростки, воспитывающиеся вне семьи и подростки контрольной группы, имеют значительные различия в средних показателях и процентном соотношении уровней агрессивности.

     Проведём  статистический анализ индивидуальных показателей агрессивности по  шкалам методики Басса – Дарки. Используя коэффициент Манна Уитни, мы поверим, являются ли данные различия статистически достоверными для нашей выборки.

Сформулируем  гипотезы:

Н0: Существующие различия в видах агрессивных и враждебных реакций подростков экспериментальной группы и подростков контрольной группы, статистически не значимы.

Н1: Существующие различия в видах агрессивных и враждебных реакций подростков экспериментальной группы и подростков контрольной группы, статистически  значимы.

Сравнение двух независимых выборок
Размер группы 1 20   Размер группы 2 20
  Сумма рангов (ряд 1) 515   U (большее) 305
  Сумма рангов (ряд 2) 305    U 95
 

Используя таблицу по Гублеру Е.В., Генкину  А.А., сравним Uэмп. с критическими значениями U.

                Uкр    138 (p≤0,05)                           Uэмп. = 95                  Uэмп   <    Uкр

                       114 (p≤0,01) 

Следовательно, принимается гипотеза Н1:: Существующие различия в видах агрессивных и враждебных реакций подростков экспериментальной группы и подростков контрольной группы, статистически  значимы. Различия  достоверны на p≤0,01 уровне значимости.

Учет  особенностей агрессивности подростков важен при осуществлении психокоррекционной работы. Исходя из этого, мы наметили план дальнейшей работы с подростками.

2.3. Тренинг, направленный на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков

     В ходе формирующего эксперимента мы предприняли  попытку подтвердить эффективность  тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как формы коррекции проявлений агрессивности у подростков. Социально-психологический тренинг - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников[41,с.167].

     Во  время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения.

     Во  время тренинговых занятий каждый подросток окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других. Поэтому он способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме.

Целью программы тренинговых занятий  с подростками 12-14 лет является: максимальное содействие психическому здоровью и  личностному развитию подростков, формирование психологической готовности к самоопределению  в жизни и асоциального поведения.

Задачи  программы:

  • Создать условия для осознания своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;
  • Обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешение межличностных конфликтов;
  • Развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе и кризисных) ситуациях (со сверстниками, учителями, родителями и с другими людьми);
  • Обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости.

Структура программы. Программа предназначена  для подростков 12 – 14 лет и рассчитана на учебный год. Занятия по программе  проводятся 1 раз в неделю в течение 40 – 45 минут. Тренинг состоит из 4-5 часового занятия.

  Время  может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия – от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе. Занятия должны проводится в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовывать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также, чтобы участники могли сесть в круг. Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений учащихся по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их контекст поведения в конкретных ситуациях.  Содержание программы представлено в приложении 4.

      2.4. Анализ эффективности  тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков
С целью  проверки эффективности тренинга направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков  экспериментальной группы, была проведена повторная диагностика.

Задача  контрольного эксперимента:

1. Провести  психодиагностическое исследование  уровня агрессивности у подростков  экспериментальной группы;

2. Сравнить  полученные результаты с результатами  констатирующего эксперимента;

3. Установить  эффективность тренинга как формы  коррекции, направленной на снижение  проявлений агрессивности у подростков  экспериментальной группы.

     Для повторной диагностики подростков использовалась методика  «Агрессивны ли Вы?». Результаты диагностики подростков представлены в таблице 6 (см. приложение 3). Сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов в процентном соотношении.

Таблица 8. Процентное соотношение результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Этапы Агрессивны  Не агрессивны
констатирующий 75% 25%
контрольный 45% 55%
 

Используя полученные данные, ниже представлена диаграмма 5 

Диаграмма 4. Процентное соотношение  результатов констатирующего и контрольного экспериментов

 На  диаграмме наглядно видно, что  в экспериментальной группе произошли  изменения в выраженности агрессивности.  Для того, чтобы определить на  сколько произошедшие изменения значимы и установить эффективность тренинга, мы применили G-критерий.

     G – критерий знаков, позволит нам подтвердить значимость сдвига признака в экспериментальной группе подростков в сторону улучшения. Расчёты проводились по индивидуальным показателям агрессивности, используя следующий алгоритм.

1. Подсчитать  количество нулевых реакций и  исключить их из рассмотрения (см. расчётная таблица 9). В результате  n уменьшится на количество нулевых реакций.

Таблица 9. Показатели и сдвиги показателей («до» - «после»)

Экспериментальная

контрольная

До

После Сдвиг

До 

После Сдвиг
50 45 5 25 20 5
15 10 5 35 35 0
15 10 5 40 35 5
20 15 5 35 35 0
45 40 5 20 20 0
15 10 5 15 15 0
55 35 20 10 10 0
35 15 20 20 20 0
25 15 10 5 5 0
25 20 15 10 10 0
45 25 20 25 25 0
35 20 15 5 5 0
45 30 15 5 5 0
40 30 10 30 30 0
40 25 15 35 30 5
45 25 20 35 25 10
15 10 5 10 10 0
25 15 10 20 20 0
30 20 10 40 35 5
35 20 15 20 20 0
 

2. Подсчитаем  количество положительных, отрицательных  и нулевых сдвигов в каждой  из выборок. Это необходимо для выявления «типичных» знаков изменения показателей и значительно облегчит нам дальнейшие расчёты.

Таблица 10. Расчёт количества положительных, отрицательных  и нулевых сдвигов в двух группах 

Кол-во сдвигов в группах Экспериментальная Контрольная
Положительных 20 4
Отрицательных 0 0
Нулевых 0 16
Суммы 20 4

     Из  таблицы 10 мы видим, что для экспериментальной  группы типичны положительные сдвиги, в контрольной группе типичны  нулевые сдвиги. Нам необходимо учитывать  только положительные  и отрицательные сдвиги, а нулевые отбрасывать. Количество сопоставляемых пар значений при этом уменьшается на количество этих нулевых сдвигов. Теперь для экспериментальной группы n = 20, для контрольной группы n = 4. Мы видим, что по отношению к контрольной группе критерий знаков вообще не применим, так как количество сопоставляемых пар значений меньше 5.

Сформулируем  гипотезы для экспериментальной  группы.

Н0: Преобладание типичного направления сдвига является случайным.

Н1: Преобладание типичного направления сдвига не является случайным.

По таблице (по Оуэну Д.Б. 1966) определяем критические  значения критерия знаков G для уровней статистической значимости р<0,05 и р <0,01. это максимальные количества «нетипичных», менее часто встречающихся, знаков, при которых сдвиг в «типичную» сторону ещё можно считать существенным.

n=20  Типичный сдвиг – положительный.

Отрицательных сдвигов нет.

Gкр. =    5 (р<0,05) Gэмп.=0       Gэмп.< Gкр.

              4 (р<0,01) 

Н0 отклоняется. Принимается Н1 (р<0,01). Преобладание типичного направления сдвига не является случайным, т.е. сдвиг в показателях агрессивности после коррекционной работы является значимым.

Информация о работе Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи