Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: исследование эффективности коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. На основании анализа теоретической литературы по проблеме исследования охарактеризовать агрессию и агрессивность как психологический феномен.
2. Проанализировать психологические исследования по проблеме подростковой агрессивности и ее факторов.
3. Провести экспериментальное исследование коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи и на основании анализа его результатов выявить условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………………………………………….6
1.1. Психофизиологические особенности подростков…………………………….6
1.2. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи………………………………………………………………………………….9
1.3. Агрессия подростков как социальная проблема современного общества…………………………………………………………………………….12
1.4. Агрессивное поведение как следствие нарушения коммуникативной деятельности личности…………………………………………………………….17
1.5. Выводы по теоретической части исследования……………………………...22
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………….24
2.1. Организация исследования……………………………………………………24
2.2. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление агрессивности у подростков……………………………………………………….27
2.3. Тренинг, направленный на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков…………………………………………………………………………..33
2.4. Анализ эффективности тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….35
2.5. Выводы по экспериментальной части исследования………………………...39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

агрессивность интернат2.doc

— 529.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………………………………………….6

1.1. Психофизиологические  особенности подростков…………………………….6

1.2. Психологические  особенности детей, воспитывающихся вне семьи………………………………………………………………………………….9

1.3. Агрессия  подростков как социальная проблема  современного общества…………………………………………………………………………….12

1.4. Агрессивное  поведение как следствие нарушения  коммуникативной деятельности личности…………………………………………………………….17

1.5. Выводы  по теоретической части исследования……………………………...22

Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………….24

2.1. Организация  исследования……………………………………………………24

2.2. Психодиагностическое  исследование, направленное на выявление  агрессивности у подростков……………………………………………………….27

2.3. Тренинг, направленный на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков…………………………………………………………………………..33

2.4. Анализ  эффективности тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….35
2.5. Выводы  по экспериментальной части исследования………………………...39

Заключение………………………………………………………………………….41

Список  литературы…………………………………………………………………44

 
 

     Введение 

     Современная цивилизация порождает кризисные  явления в подростковой среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих подростков. Среди подростков и детей усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, проституции, преступности. Волна насилия и преступности среди учащихся не спадает. Изъяны в духовном становлении учащихся — результат многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения — недостаток воспитания.

     В поведении подростков, особенно воспитывающихся  вне семьи, часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия. Такое поведение можно квалифицировать как «бытовой терроризм»[3,с. 112].

     У некоторых подростков стремление запугать окружающих, держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами (например, потребности в социальном признании, доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные потребности и т. д.). Сам подросток, как правило, отличается рядом черт характера, сложившихся под влиянием определенных микросоциальных условий. Имеют значение при этом и элементы психофизиологических трудностей взросления (плохое самочувствие, резкие колебания настроения, неустойчивость психики в период полового созревания и т. д.).

     Рост  агрессивных тенденций, распространение  насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое  беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков видео и компьютерными играми агрессивного содержания. 

     Необходимость оказания психологической  помощи агрессивным  подросткам приводит к тому, что  особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности  и ее коррекции. Особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у подростков воспитывающихся вне семьи и ее эффективности.

     В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения  подростков. Предлагаются способы и  методы коррекции агрессивного поведения подростков (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, А.А. Романов). Вместе с тем, наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы.

Цель данной курсовой работы: исследование эффективности коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.

Цель  исследования конкретизируется в следующих  задачах:

1. На  основании анализа теоретической  литературы по проблеме исследования  охарактеризовать агрессию и  агрессивность как психологический феномен.

2. Проанализировать  психологические исследования по  проблеме подростковой агрессивности  и ее факторов.

3. Провести  экспериментальное исследование  коррекции агрессивного поведения  подростков воспитывающихся вне  семьи и на основании анализа его результатов выявить условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков.

Объект исследования – коррекция агрессивного поведения подростков.

Предмет исследования – условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.

Гипотеза исследования: в нашей работе мы исходили из предположения о том, что групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, является эффективной формой коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.

База  исследования. В исследовании принимали участие 40 подростков. Контрольную группу составили 20 учащихся 7 классов. Экспериментальная группа – 20 воспитанников интерната, в возрасте 13 –14 лет.

Методологическая  основа исследования:  в нашей работе мы опираемся на теорию агрессии, разработанную как зарубежными (К.Бютнер, Р.Кэпмбелл, К.Лоренц, М.Мак-Кей, Г.Паренс), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А.Реан).

Практическая  значимость: результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в интернатах, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением подростков.

Структура исследования.  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В ведении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая основа, формируется цель, гипотеза, задачи исследования, определяется его практическая значимость. В теоретической части охарактеризованы агрессия как психологические феномен, проанализированы исследования по проблеме подростковой агрессивности и подходы к коррекции агрессивности. Во 2-й главе описана и обоснована программа формирующего эксперимента, а так же проведен анализ результатов экспериментального исследования. В заключении  были даны краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезы и предположения.

Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи

1.1. Психофизиологические  особенности подростков

      Современные подростки стали  более прагматичными, для них  резко возросла значимость материальных  ценностей, а для различных  категорий трудных подростков  — делинквентных, неуспевающих, с аддиктивным поведением — характерно отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временной перспективы. Известно, что ценности подросткового социума могут быть негативистскими и выражаться в отрицании социально одобряемых взрослыми норм, в том числе в сфере здоровья. В этой связи, очевидно, что для нормальной социализации и формирования здорового образа жизни у подростков должны быть сформированы такие идеалы, ценности и жизненные цели, которые способствовали бы позитивному развитию личности [1,с.159].

      Естественно, что в переходном  возрасте, когда происходят существенные  изменения во внешности подростков, практически всех их волнуют  проблемы привлекательности и  соответствия моде в одежде, значимость  фактора внешности, причем переживания по этому поводу стали у современных молодых людей более острыми (влияние средств массовой информации, предоставляющих некие «образцы»).

      Нередко практикуемое подростками  демонстративное поведение (развязность,  упрямство, грубость и пр.) или  крикливая одежда основной своей целью имеют более или менее осознанное желание привлечь к себе внимание окружающих, и в первые моменты знакомства это может сработать. Но успешность долговременных отношений и взаимодействия людей друг с другом определяются не внешними данными и не ярлыками на одежде, а личностными качествами. К сожалению, взрослые не только не пытаются вытеснять гипертрофированные ориентации подростков на внешние данные, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика детей усиливают у последних чувство собственной неполноценности. Это, в свою очередь, проявляется в замкнутости, необщительности, пониженном настроении, а порой и в депрессии и агрессивном поведении.

      Психотравмирующие высказывания допускают не только родители, но и школьные врачи, педагоги, особенно учителя физкультуры, тренеры, хореографы. И поскольку преимущества в группах сверстников более красивых, физически привлекательных начинают проявляться примерно с четырехлетнего возраста, формировать ориентацию на более важные, чем внешность, ценности необходимо своевременно, задолго до начала полового созревания. Тем более что физическая привлекательность не только не обеспечивает стабильного успеха и гармоничности в долговременных отношениях, но может быть даже своего рода фактором риска, поскольку красивые люди привыкли всем нравиться и чаще становятся объектами внимания и попыток завязывания знакомств со стороны других людей.

      Как отмечают психологи и педагоги, работающие с подростками, проблемы, возникающие в этой возрастной группе, могут быть обусловлены поисками или трудностями, связанными с удовлетворением основных потребностей [1,с.160]:

  • физиологической, связанной с физической и сексуальной активностью;
  • в психологической безопасности («реакция группирования»);
  • в независимости и эмансипации от родителей;
  • в привязанности, в успехе, в проверке своих возможностей, в самореализации и развитии собственного «Я».

      Что касается подростковых психиатров, то, помимо традиционных для этого возраста акцентуаций характера, им чаще всего приходится сталкиваться с саморазрушающим (алкоголизм, наркомания, токсикомания, суициды) либо с агрессивным поведением в отношении окружающих. Кроме того, в последние годы все большее распространение получают социальные девиации, связанные с мистикой, оккультизмом и тоталитарными религиозными сектами.

      Ребенку необходима помощь в  поиске личностных механизмов  регуляции жизнедеятельности, позволяющих  успешно разрешать возникающие противоречия. Саморегуляция является тем системным процессом, который способен обеспечить адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности ребенка благодаря использованию внутренних резервов. Она предоставляет ему свободу от обстоятельств, обеспечивает возможность самоактуализации даже в самых трудных условиях. Способность к рефлексии и произвольному управлению собственной деятельностью — показатель гармонии и зрелости личности.

      Отсутствие или недостаточная  сформированность способности к саморегуляции усиливает директивность актуальных потребностей подростка и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствует фиксации отрицательного эмоционального состояния в сочетании со стойкими соматическими изменениями в организме. Создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности — отрицательные эмоции — защитные автоматизмы — фиксация отрицательных эмоций — неблагоприятные соматические сдвиги в организме — усиление отрицательных эмоций — фиксация болезненных соматических проявлений. Вероятность формирования подобного порочного круга повышается в критических жизненных ситуациях, требующих от ребенка (подростка, юноши) повышенной активности в области саморегуляции. Организуя адекватное социальное окружение, педагог одновременно создает условия для развития у ребенка социальных навыков, способных поддерживать его социальную адаптацию.

Информация о работе Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи