Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:28, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;
- охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги;
- эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.
У 75% (24 человека) респондентов был выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, что свидетельствует о достаточно хорошем понимании эмоций других, успешно управляют своими эмоциями, но могут делать это лучше. Нужно работать над проявлением эмоций, обращать внимание на их физические симптомы, искать причину.
Низкого уровня эмоционального интеллекта выявлено не было.
Анализ данных по шкале отношение к себе (внутренний эмоциональный интеллект) показал, что у 22% (7 человек) испытуемых выявлен высокий уровень внутреннего эмоционального интеллекта, что говорит об умении понимать себя, способности распознавать негативные чувства, когда они только возникают, установить их причину и принять соответствующие меры.
У 75% (24 человека) испытуемых
выявлен средний уровень
У 3% (1 человек) испытуемых был выявлен низкий уровень внутреннего эмоционального интеллекта. Такие люди плохо понимают свои чувства, не прислушиваются к ним, либо обращают внимание на них когда уже слишком поздно. Эмоции приносят одни неудобства, они либо подавляют их, либо срываются.
Анализ результатов по шкале отношения к другим (социальный эмоциональный интеллект) показал, что у 25% (8 человека) респондентов преобладает высокий уровень социального эмоционального интеллекта, что свидетельствует о продуктивном использовании эмоций в отношениях с другими людьми.
У 75% (24 человека) респондентов
был выявлен средний уровень
социального эмоционального интеллекта,
свидетельствующий о
Анализ данных по шкале отношения к жизни (экзистенциальный эмоциональный интеллект), показал следующие результаты.
У 22% (7 человек) был выявлен
высокий уровень
У 78% (25 человек) выявлен средний
уровень экзистенциального
Для изучения уровня тревоги была проведена методика Дж. Тейлора позволяющая определить личностное проявление тревоги. Измерение тревоги как состояния личности особенно важно, так как это состояние во многом обуславливает поведение субъекта. Анализ полученных данных по исследованию тревоги, выявил следующие результаты: 31% (10 человек) респондентов имеют высокий уровень тревоги, что указывает на склонность видеть угрозу со стороны окружающих людей и мира в целом, они в меньшей степени удовлетворены своим настоящим положением. Испытуемым с высоким уровнем тревоги, следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
У 44% (14 человек) выявлен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги, что так же свидетельствует о восприятии ими окружающего мира, людей как несущих угрозу, но это состояние проявляется у них менее выражено, чем у испытуемых с высоким уровнем тревоги.
У 22% (7 человек) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги, они в значительно большей степени воспринимают окружающий их мир более дружелюбным, не видят угрозы со стороны других людей по сравнению с высоко тревожными респондентами.
Для низкотревожных людей
требуется проявление активности, подчеркивание
мотивационных компонентов
У 3% (1 человек) выявлен низкий уровень тревоги, им в большей степени свойственны позитивное восприятие себя, чувство комфорта и безопасности в окружающем мире и среди людей.
Результаты, полученные в ходе проведения данной методики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение результатов по уровню проявления тревоги (Дж. Тейлор)
Шкала |
Уровни | |||||
Высокий |
Средний с тенденцией к высокому |
Средний с тенденцией к низкому |
Низкий | |||
Тревога |
31% |
44% |
22% |
3% | ||
Для анализа взаимосвязи переменных (эмоционального интеллекта и тревоги) был использован метод ранговой корреляции (r - критерий Спирмена). Были посчитаны корреляции между тревогой и эмоциональным интеллектом, тревогой и внутренним эмоциональным интеллектом, тревогой и социальным эмоциональным интеллектом, тревогой и экзистенциальным эмоциональным интеллектом. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги (r - критерий Спирмена)
Показатели |
Значение коэффициента |
Общий эмоциональный интеллект - тревога |
- 0, 73** |
Внутренний эмоциональный интеллект - тревога |
- 0, 83** |
Социальный эмоциональный интеллект - тревога |
- 0, 6** |
Экзистенциальный |
- 0,09 |
* - (р. ≤0,05), ** - (р≤0,01);
При проведении анализа взаимосвязи общего эмоционального интеллекта и тревоги была выявлена значимая отрицательная корреляция (- 0,73**), результаты представлены в таблице 3.
Это указывает на то, что чем выше коэффициент общего эмоционального интеллекта, тем ниже уровень тревоги.
По-видимому, это объясняется тем, что испытуемые с высоким коэффициентом общего эмоционального интеллекта умеют осознавать и контролировать свои эмоции, что позволяет им быть наиболее эффективными в своей деятельности.
Люди с высоким показателем
общего эмоционального интеллекта лучше
принимают решения, эффективнее
действуют в критических
При анализе взаимосвязи внутреннего эмоционального интеллекта и тревоги также была выявлена значительная отрицательная корреляция (-0,83**), результаты представлены в таблице 3. Это свидетельствует о том, что чем выше коэффициент внутреннего эмоционального интеллекта, тем ниже тревога. Исходя из этого, можно сказать, что испытуемые с высоким показателем внутреннего эмоционального интеллекта умеют распознавать и регулировать свои эмоциональные состояния.
Анализ взаимосвязи
Между экзистенциальным эмоциональным интеллектом и тревогой взаимосвязи выявлено не было, то есть можно говорить о том, что отношение к жизни и личностное проявление тревоги у студентов не взаимосвязаны (-0,09), результаты приведены в таблице 3.
Таким образом, проведенное
исследование показало преобладание у
студентов среднего уровня по показателям
эмоционального интеллекта, выявлена
взаимосвязь между тревогой и
показателями общего эмоциональный
интеллекта, внутреннего и социального.
Не обнаружено взаимосвязи тревоги
и экзистенциального
2.4 Вывод
В проведенном исследовании
по изучению взаимосвязи между
В ходе исследования данных
и обработки результатов
У 75% студентов преобладает средний уровень внутреннего, социального и общего показателя эмоционального интеллекта, что свидетельствует об умении распознавать свои эмоциональные реакции и эмоции окружающих людей, умении ориентироваться в своей эмоциональной сфере, понимать и регулировать свои эмоциональные реакции, способности быть внимательным к эмоциям и чувствам окружающих людей.
Средний уровень экзистенциального эмоционального интеллекта проявляется у 78% респондентов, он свидетельствует об умении прислушиваться к тем своим эмоциям, которые помогают сделать жизнь более насыщенной, яркой и интересной.
У 44% студентов преобладает средний, с тенденцией к высокому уровню тревоги, характеризующий проявление чувства угрозы и опасности со стороны окружающего мира и людей.
Выявлена статистически значимая взаимосвязь по следующим показателям: общим уровнем эмоционального интеллекта и тревогой (-0,73); внутренним эмоциональным интеллектом и тревогой (-0,83), социальным эмоциональным интеллектом и тревогой (-0,6).
Полученные результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и тревогой, что подтверждает гипотезу исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы была реализована
цель исследования: выявлена взаимосвязь
между эмоциональным
Теоретический анализ позволил сделать следующие выводы об эмоциональном интеллекте и взаимосвязи эмоционального интеллекта с тревогой.
Эмоциональный интеллект можно охарактеризовать, как способность человека, определять какую именно эмоцию он испытывает в данный момент, осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.
Эмоциональный интеллект дает возможность понимать эмоции, испытываемые другими людьми, по их вербальному и невербальному поведению, дифференцировать проявления чувств людей, способствует умению определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации, в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции.
К эмоциональному интеллекту
так же относится умение определять
возможную причину
Взаимосвязь эмоционального
интеллекта и тревоги обусловлена
тем, что высокий уровень
Развитый эмоциональный
интеллект позволяет человеку за
большим количеством негативных
эмоций увидеть их причину, адекватно
оценить ситуацию и отреагировать
на нее разумно, следовательно, тревога,
характеризующаяся как
Данные полученные в ходе
эмпирического исследования показали
наличие значимой отрицательной
корреляции тревоги с показателями
общего эмоциональный интеллекта (р≤0,01),
внутреннего (р≤0,01) и социального (р≤0,01).
Не обнаружено взаимосвязи тревоги
и экзистенциального