Исследование смысла жизни в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла жизни в зарубежной и отечественной психологии.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «смысл жизни»;
2. Проанализировать концепцию смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов;
3. Изучить проблематику смысла жизни зарубежных и отечественных психологов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Смысл жизни……………………………………………………………6
1.1 Понятие смысла жизни………………………………………………...……6
1.2 Понятие смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов………………………………………………………………………………...6
Глава 2 О выборе смысла жизни в современную эпоху……………………..17
2.1 Понимание смысла жизни личностью в современном мире…………….17
2.2 Проблема оптимального смысла жизни…………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….…38

Работа состоит из  1 файл

Смысл жизни.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

ЧУО «Женский институт ЭНВИЛА»

Кафедра психологии

Курсовая работа

По дисциплине «Общая психология»

Тема «Исследование смысла жизни в психологии»

 

 

Бортник Юлии Сергеевны

студентки 3 курса группы Пс 305-306 факультета психологии заочной формы обучения тел .8(0177)79-87-13 моб.8(029)873-80-16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 Смысл жизни……………………………………………………………6

    1. Понятие смысла жизни………………………………………………...……6
    2. Понятие смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов………………………………………………………………………………...6

Глава 2 О выборе смысла жизни в современную эпоху……………………..17

2.1 Понимание смысла жизни личностью в современном мире…………….17

2.2 Проблема оптимального смысла жизни…………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………...36

Список использованных источников……………………………………….…38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человеческая жизнь, особенно жизнь личная, индивидуальная является чрезвычайно сложной. Воспринимая свою жизнь, как нечто глубоко, личное, каждый человек меньше всего хочет, чтобы его "учили жить". Поступая и действуя во всем остальном, "как надо", он хочет сохранить право быть самим собой.

Интенсивность жизни современного человека такова, что ему часто даже некогда задуматься, чего он хочет от жизни, так ли он живет. Власть над жизнью приобретают дела, а сам человек незаметно оказывается только ответчиком за то, сколько он успел сделать. Его жизнь как бы начинает распадаться на две неравные части: большая часть - служба, общественные дела, труд, за вычетом которых остается скромный отрезок времени, именуемый личной жизнью (когда мы действительно принадлежим себе, своим близким, своему дому, своим мыслям и мечтам).

Конечно, служба, работа - это наша служба и наша работа, даже наше любимое дело. Но, все же стоит серьезно задуматься над тем, как сильно повлияли "годы застоя" на нас жителей бывшего СССР. Как сильно взяли над нами власть неотложные общественные поручения, бумаги с приказами и другие атрибуты того времени, как превратили нас в безмолвных "присутствующих" бесконечные заседания, и мы незаметно стали лишь исполнителями этой жизни. Именно поэтому право на личную жизнь нуждается в защите.

От кого же мы защищаем это право? Прежде всего, от общественного сознания,которое складывалось и владело умами не один год. Оно декларировало тезис о человеке - строителе общества, покорителе природы. Отдельный человек рассматривался, как безличная единица общества, его безымянный, слившийся с массой и растворившийся в ней индивид.

Молодежь вступает во взрослую жизнь, умело поставит физический опыт,но не подозревают, что и психология людей имеет свои закономерности, что поступки и характер другого человека можно понять и объяснить. Психология можетпомочь осознать свою жизнь, как индивидуальную и неповторимую.

Особенность психологии людей и суть их личной жизни состоят в преодолении противоречий внешнего и внутреннего мира, в поисках ' разнообразныхпродуктов и способов их разрешения. О личной жизни трудно писать, поскольку она строится людьми разного типа, представляет собой индивидуальное решение каждой жизненной судьбы, индивидуальное определение своего места в обществе,особое отношение к его ценностям, особый способ их реализации или отрицания.

Можно ли говорить об общих для всех людей закономерностях их жизненного пути, если каждый путь индивидуален, представляет собой индивидуальную "историю" линноети?

Для психолога личная жизнь начинается с постановки таких вопросов, как:живет ли человек в соответствии со своими потребностями, мирится ли с неудовлетворенностью жизнью, имеет ли жизненные перспективы, как он соединяет в своейжизни то, что он хочет, что он может и что он должен? Иначе говоря, жизненный путь личности, который интересует психолога, имеет единые для всех людей "измерения", аспекты, проблемы, но способы их решения глубоко индивидуальны.

Стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый – выбор основного для человека направления, способа жизни, определения её главный целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов. Стратегия, возникая сначала, как замысел жизни, как ее смысл, как идеальный план, затем требует реализации на практике. А на практике люди сталкиваются, что открывает дорогу для реализации их замысла, и с тем, что ему противоречит, что может увести в сторону. Намерения человека и встречные требования, часто образуют противоречия между тем, чего хочет человек, и тем, что предлагает ему жизнь. Поэтому второй признак стратегии - это решение противоречий жизни, достижение своих жизненных планов и целей.

В основном люди живут жизнью, как будто не имеющей ни каких примечательных черт, но, тем не менее, она интересна и увлекательна, поскольку люди ведут свой жизненный поиск, открывают для себя постоянно нечто новое. Каждая находка на этом пути добывается с трудом, но приносит несказанную радость, наводит на новые мысли, предположения, догадки. Это третий признак стратегии жизни, который состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде её особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного поиска жизни, когда они определяются самим человеком.

Стратегия является некоторым универсальным законом, способом самоосуществления человека в различных сферах его жизни. Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого. В итоге каждый человек имеет такую жизнь, которую он построил сам. Принципиальное различие состоит в том, что один действительно строит свою жизнь, и даже достаточно сознательно, другой только использует то, что есть в наличии (и в жизни и в нем самом). Поэтому признавая каждого личностью, мы предполагаем, что далеко не каждый может стать субъектом, строителем, творцом своей жизни. [1]

Учение о душе является первой формой психологической мысли, и, по словам Л.С. Выготского, идея души как объяснительного принципа сущности человека явилась «...первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли...». Это «событие», произошедшее еще в VI-V веках до нашей эры, является по сути дела революционным моментом в истории наук. Человек наконец-то отважился перевести свой научный взгляд с окружающего мира на себя самого. Огромными завоеваниями этого периода психологии можно назвать потрясающие метафоры и образы психической жизни людей.

Но в XIV веке произошло новое революционное событие: одновременно с появлением термина «психология» происходит отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа. И связано это с изменением научного мышления человека: анатомо-физиологические знания и великие открытия во всех науках не позволяли изучать нечто непонятное и неведомое, что нельзя увидеть и потрогать руками. Другими словами, наука требовала более объективного изучения человеческого бытия. Предметом психологии стал внутренний опыт, явления сознания, психика, и главной метафорой психологии стала метафора человека как машины. Главный вопрос психологии стоял так: «Как происходит функционирование человека?». Как раз эту парадигму и можно назвать «человек в мире». [2]

Новый виток психологии задает и новый вопрос: «Ради чего человек "функционирует в этом мире? Как мир представлен в сознании человека? Как связано то, что вокруг меня, и то, что во мне?».

Актуальность: на современном этапе развития общества значение смысла и смысловых образований личности возросло, происходит осмысление внутреннего мира личности, ее внутреннего стержня, нравственных и этических проблем личности и мотивационно - смысловых образований.

Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла жизни в зарубежной и отечественной психологии.

Задачи:

  1. Дать характеристику понятию «смысл жизни»;
  2. Проанализировать концепцию смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов;
  3. Изучить проблематику смысла жизни зарубежных и отечественных психологов.

Предмет исследования: проблема смысла жизни в психологии.

Объект исследования: понятие «смысла жизни».

Методы:

Теоретические: изучение и анализ литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Смысл жизни

  1. Понятие смысла жизни 

Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным?

Понятие смысла пришло в психологию из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывающихся на здравом смысле и представлениях обыденного сознания. Сущность такой формы объяснения, оставшейся единственной на протяжении многих веков, “... заключается в том, что действия и психологические феномены наделялись смыслом благодаря установлению их связи с намерением. Выявить связь чего-либо с преследуемой субъектом целью, с содержанием мысли или с намерением - значит раскрыть его смысл, значит обеспечить определенное понимание ... наиболее примитивное и наиболее фундаментальное”.

Однако, вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни - это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. [3]

  1. Понятие смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов

Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоаналитического подхода, как с точки зрения представителей самого этого подхода, так и с точки зрения “внешних критиков” этого течения. В работах Фрейда впервые встречается понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Фрейд разработал таксономию смыслов личностных отношений. Обратимся к содержанию, которое вкладывал Фрейд в понятие смысла в своих ранних работах. В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда, Р.Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа - это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстах Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними”.

Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних (1929 - 1934) работах одного из основных оппонентов Фрейда - Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Так если Фрейд и его прямые последователи искали истоки смысла в прошлой истории жизни личности, в ее аффективных переживаниях и желаниях, то Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Именно индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; ' факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака. Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Вместе с тем он выделяет психологический критерий «истинности» смысла: истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими людьми. Итак, согласно представлениям Адлера, именно смысл жизни - правильный или ложный - находит отражение во всех поведенческих проявлениях, установках, психических процессах и чертах характера индивида и является источником их смысла. Адлер идет дальше Фрейда еще в одном отношении. Для него смыслом обладают не только человеческие действия и переживания, но и явления внешнего мира. Адлер определяет смысл жизни как психологическую структуру, характеризующуюся объективной направленностью жизни, которая складывается у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Таким образом, в работах Адлера представлен другой подход к проблеме смысла, существенно отличающийся от психоаналитического.

Юнг обращался как к проблеме смысла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений, продуктов фантазии и т.п., хотя нигде понятие смысла не выступало у него предметом специального систематического анализа. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья. Если согласно Адлеру тот или иной смысл жизни автоматически складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться, то для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Смысл жизни для Юнга не является чем-то сугубо субъективным. Юнг прямо называет архетипы и в особенности символы источниками, придающими смысл нашей жизни. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным".[3]

Информация о работе Исследование смысла жизни в психологии