Исследование смысла жизни в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследование понятия и проблемы смысла жизни в зарубежной и отечественной психологии.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию «смысл жизни»;
2. Проанализировать концепцию смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов;
3. Изучить проблематику смысла жизни зарубежных и отечественных психологов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Смысл жизни……………………………………………………………6
1.1 Понятие смысла жизни………………………………………………...……6
1.2 Понятие смысла жизни в работах зарубежных и отечественных психологов………………………………………………………………………………...6
Глава 2 О выборе смысла жизни в современную эпоху……………………..17
2.1 Понимание смысла жизни личностью в современном мире…………….17
2.2 Проблема оптимального смысла жизни…………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….…38

Работа состоит из  1 файл

Смысл жизни.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

Но и все это богатство типов структур смысла жизни не может в статике ответить на все «вызовы» реальности, поэтому у одного и того же человека по ходу жизни тип структуры может постепенно или скачком меняться. Изменения в смысле жизни могут также происходить и без преобразования типа структуры. Так, в исследовании Г. А. Вайзер (1998) показано, что в условиях наложения социального кризиса на возрастной часть «стареющих» (около половины) осознанно принимает (сохраняет) высокий социальный или групповой (например, забота о детях, о других людях вообще, служение высокой идее) или высокий индивидуальнодуховный смысл жизни. Как видно из данных исследования, одни переходят к «монолитной» структуре (с ориентацией на прошлое), другие сохраняют высокие смыслы и переходят к «гармоничной» иерархии (с ориентацией на будущее). Другая группа «стареющих» опускается (точнее, отбрасывается) до «распадающейся» структуры смысла жизни — актуальными остаются два «малых» смысла — «выжить» и «сохранить здоровье». Наконец, третья группа оказывается лишенной (из-за социального катаклизма) своего смысла жизни (наиболее яркое высказывание — «я угасаю, нет жизни, даже дома ничего делать не хочу»). Тут можно говорить лишь об уничтожении структуры как целостности. В связи со всем вышесказанным целесообразно рассмотреть подробнее судьбу однажды возникшего смысла жизни. Он может внезапно стать нереализуемым («Безработица не дает подняться с колен» или «Никому мы теперь не нужны»); это и раньше было не редкостью в случае быстрой трагической потери близких, когда забота о них составляла смысл жизни. Иной тип перехода жизни в нереализуемый — крах иллюзий. Например, Рафаэль примерно за год до смерти осознал трагичность и безысходность своей эпохи и выразил это в своей единственной картине последнего года жизни («Вознесение»). Другая ситуация: достигнут желаемый социальный статус (в чем и состоял смысл жизни), но оказалось, что он не дал автоматически предполагавшегося постоянного чувства удовлетворенности ею. Еще один пример: смыслом жизни Дж. Гарибальди около 40 лет было освобождение Италии от иноземного владычества и ее объединение. В 1870 году это было осуществлено, и за оставшиеся 12 лет жизни Гарибальди, насколько нам известно из исторических источников, так и не обрел нового ее смысла. Другими словами, смысл жизни может исчерпать себя и не породить какого-то нового смысла, который бы стал его продолжением. Третья судьба смысла жизни такова: даже успешная его реализация приводит человека к жизненному краху в каком-либо ином, значимом для него плане. Так случилось с Робеспьером, вынужденным логикой событий принести в жертву Революции почти всех своих друзей и душевно парализованного этим. Аналогична судьба смысла жизни художника В.Н. Филонова, реализовавшего свои художественные замыслы ценой утраты душевного контакта с близкими. Четвертый вариант — смысл жизни не достигается в силу отсутствия у человека достаточных данных (природных, черт характера и т.п.) или в силу его принципиальной недостижимости (например, по версии писателя Д. Гранина, пушкинский Сальери в молодости поставил перед собой дерзновенную задачу стать гением в музыке, но, увы, этот результат — не итог сознательных усилий человека, а следствие «объективно-предопределенной линии судьбы»). Рассмотренные четыре конкретных варианта судьбы однажды обретенного смысла жизни — воплощающиеся в реальность следствия двух основных требований к адекватному смыслу жизни — «конструктивности» и «реалистичности» {Чудновский, 1997). [16]

И старшеклассники, и учителя, и психологи понимают плодотворность наличия у человека адекватного смысла жизни (и опасность неадекватного). Можно ли в таком случае целенаправленно формировать у человека конкретный, адекватный смысл жизни с учетом его индивидуальных особенностей, исторической и локальной житейской ситуации (и прежде всего его положения в семье и в группах, членом которых он является)? Сегодня на этот вопрос даже в принципе нельзя дать утвердительный ответ. Если обратиться к опыту В. Франкла (1996) и его логотерапии для оказания помощи людям, попавшим в ситуацию экзистенциального вакуума (то есть мучительного для человека отсутствия смысла жизни), анализ вскрывает следующую схему работы логотерапевта с клиентом:

  1. Бесспорно, были великие люди, у которых явно был смысл жизни.
  2. И у вас бывают моменты, когда «смысл просто есть», без рефлексии.
  3. Поиск смысла, пусть сейчас еще тщетный, страдание от этого — нормальны для современного человека (пример — Ж.-П. Сартр). Нужно терпение и мужество.
  4. Человека ожидает в жизни многое: творчество, переживания, встреча с уникальным для него человеком (любовь).
  5. Каждого из нас ожидает вокруг множество смыслов: помощь другим, служение какому-то делу, улучшение мира, в котором мы живем.
  6. Человек свободен в своем выборе.
  7. Выбор делается под свою индивидуальность, «подумайте».

Таким образом, логотерапевт, по сути, не формирует конкретный смысл жизни, а подталкивает своего клиента к выбору, принятию того или иного из достаточно широкой области гуманистически ориентированных смыслов — высоких социальных, групповых или духовных; того смысла жизни, который клиент переживет как «свой» и доступный ему. Схема воздействия логотерапевта на клиента проста: смысл жизни всегда можно найти — вот, какие разнообразные смыслы жизни существуют! — выбирай подходящий тебе. Тем самым задача логотерапевта — ликвидировать экзистенциальный вакуум — оказывается в итоге решенной, хотя часто логотерапевт так и не знает, какой именно смысл жизни принят клиентом.

Тем не менее, проблема научного понимания «тонких» механизмов возникновения конкретного смысла жизни остается. В практическом плане это важно для ранней профилактики становления «негативного» смысла жизни; в теоретическом плане — ввиду того, что категория «смысл жизни» является одной из 28 фундаментальных категорий психологии человека (вопрос о такой системе разрабатывался А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским). Однако в силу многофакторности процессов становления, функционирования, изменений смысла жизни, разнообразия условий и обстоятельств этих процессов, зависимости их от многообразной активности субъекта смысла жизни проблема в принципе не поддается «ручному» решению. Необходимы моделирование указанных процессов на ЭВМ с проведением сотен и более машинных экспериментов при варьировании исходных моделей и их параметров, а также десятки последующих контрольных экспериментов на разных выборках испытуемых. Первой ступенью такого моделирования могло бы быть точное качественное моделирование по аналогии, например, с открытой Э. Берном (1988) «игрой» типа «Алкоголик» (ориентировочная трудоемкость — год с небольшим), второй ступенью — модель с двумя измеримыми коррелирующими параметрами (примерная трудоемкость — около полутора лет). [ 10]

И только после этого можно начать создавать последовательность усложняющихся моделей, постепенно доводя их до полноты и сложности реальных процессов, связанных со смыслом жизни.

 

2.2 Проблема оптимального смысла жизни

В психологической литературе смысл жизни обычно характеризуют как феномен, обеспечивающий нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата которого может иметь трагические последствия. Б.С. Братусь (1988) пишет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью, смертностью индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. [18]

В. Франкл (1990) рассказывает о группе студентов, совершивших (к счастью, неудачную) попытку суицида: большинство из них жили в хороших материальных и семейных условиях, не имели проблем в общении с окружающими, успешно учились. Но 85% представителей этой группы утратили смысл жизни. Найти, обрести смысл жизни — это как будто самая большая и самая высокая ценность, непременное условие человеческого счастья. Но этот поиск сложен, и результаты его далеко не всегда успешны. Прежде всего, потому, что трудно отыскать смысл среди множества проявлений бессмыслицы жизни. Как часто человек задается вопросом: а вообще имеет ли жизнь смысл? Или: не есть ли жизнь просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцвета, созревания и смерти человека как всякого другого органического существа? Заслуживает ли название жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена поколений? Последующие размышления приводят к еще более фундаментальным вопросам: в чем смысл существования всего живого на Земле? В чем смысл существования Земли, Солнечной системы, Галактики? И, наконец: в чем смысл всего?

Как уже отмечалось, принято считать, что наличие смысла жизни, стремление обрести его имеет, несомненно, позитивное значение для становления личности. Однако одна из основных характеристик этого психологического образования — его многозначность: «двоящаяся диалектика» жизни, соотношение, совмещение «позитива» и «негатива», «плюса и минуса» присущи и данному феномену. Парадоксальный факт: потеряв смысл существования, человек может лишить себя жизни, но, с другой стороны, он жертвует жизнью ради реализации определенного смысла жизни (другое дело — во имя чего приносится жертва). [19]

Анализ показывает, что смысл жизни — не просто определенная идея, цель, убеждение. Это особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. Обратимся в этой связи к этимологии понятия «смысл». Употребляя его, имеют в виду два значения: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении;

  1. личностную значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба аспекта этого понятия. Таким образом, уже сама этимология указывает на наличие иерархии: суть, главное доминирует над неглавным, второстепенным. Но определение смысложизненной «доминанты» — лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. Мы выделили два признака адекватности смысла жизни:

«Реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека.

«Конструктивность» смысла жизни — характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.

Поскольку (теперь это уже представляется бесспорным фактом) смысложизненные ориентации человека не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей, жизненной целью, а представляют собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов, мы выделили и охарактеризовали различные типы структурных иерархий смысла жизни, различающиеся по уровню адекватности {Чудновский, 1999). По мере того, как накапливался фактический материал по данной проблеме 1, становилось резонным и целесообразным выделить еще одну характеристику смысла жизни и ввести понятие «оптимальный смысл жизни». Дело в том, что в понятии «адекватность смысла жизни», соединяющем в себе его «реалистичность» и «конструктивность», главным является признак соответствия смысла жизни внешним и внутренним факторам. Но человек нередко действует не в рамках обычного «соответствия» — он максимально реализует свои возможности, достигая высоких результатов, как в конкретной деятельности, так и в раскрытии собственной индивидуальности. В литературе этот факт описан как противопоставление «будничного» и «высшего» Я. Привыкая действовать на уровне будничного, «житейского» Я, он в большой мере оставляет нераскрытым психологический потенциал собственной индивидуальности (Бодалев, 1997). Оптимальный смысл жизни можно охарактеризовать как гармоническую структуру смысложизненных ориентации, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею. Рассмотрим некоторые «составляющие» данного феномена.

«Ситуационный» аспект оптимального смысла жизни. Оптимальный смысл жизни, будучи динамической структурной иерархией, может существенно изменяться под влиянием ситуации, тех или иных условий. Жизнь сложна и порой преподносит сюрпризы, не всегда приятные. Серьезная болезнь, потеря близкого человека, резкое изменение социального статуса существенно меняют условия существования. Как в этой ситуации «не уронить себя», не потерять тот «стержень», который делал жизнь осмысленной? В годы Великой Отечественной войны рассказывали о лейтенанте, который в ужасных условиях окопной жизни носил на гимнастерке белый воротничок. И это не было капризом франта, оригинальничанием, стремлением выделиться. Белый воротничок был одним из «инструментов», помогающих сохранить свое достоинство, самоуважение, держать себя в постоянной мобилизационной готовности — ив какой-то мере это был вызов судьбе: нечеловечески трудная ситуация, постоянный, ежедневный и ежеминутный поединок со смертью не заставит меня сломаться. Я такой же, каким был вчера и каким буду завтра. Феномен «белого воротничка» был проявлением оптимального смысла жизни. [20]

Социальные катаклизмы, резкое изменение привычных стереотипов могут существенно сказаться на характере смысложизненных ориентации человека. Произошедшие в последнее время коренные социальные изменения в нашем обществе у многих вызвали психологический шок: «сломался» смысл жизни. Оказалось, что множество людей в течение многих десятилетий отдавали свои силы, энергию, саму жизнь ради цели призрачной, «декоративной», недостижимой. Жизнь поставила перед необходимостью пересмотреть сложившиеся взгляды и убеждения, выработать свое отношение к новой социальной ситуации. В этих условиях нередко проявляется «инертность» смысла жизни: последний, как мы полагаем, способствует становлению относительной независимости от обстоятельств, однако в данном случае происходит чрезмерная «эмансипация от них», отрыв от реальности. Человек становится рабом устаревшей идеи и основанной на ней жизненной цели. И трагедия не только в том, что идея устаревает. Еще трагичнее стремление всеми силами «защитить» ушедшее, всеми средствами реанимировать его, сделать возвращение прошлого смыслом своей жизни.

Возрастной аспект оптимального смысла жизни. В настоящее время есть ряд публикаций, в которых затрагивается возрастной аспект смысла жизни, в том числе опубликованная Психологическим журналом интереснейшая работа Г.А.Вайзер(1998), в которой излагаются результаты экспериментального исследования особенностей становления смысла жизни в подростковом и пожилом возрасте. Автор получил данные о том, что периоды взросления и старости в современных условиях характеризуются «двойным кризисом» — возрастным и социальным, которые взаимодействуют и как бы накладываются один на другой. В настоящем сообщении нас интересует возрастной аспект именно оптимального смысла жизни Можно полагать, что каждый возрастной период вносит своеобразный «вклад» в процесс поиска и становления оптимального смысла жизни. Разумеется, детство не является временем его активного поиска, тем не менее это период интенсивной подготовки «психологической почвы», на которой затем происходит его становление. В работах Н.С. Лейтеса (1997) в свое время было убедительно показано, что раннее развитие способностей ребенка может в известной мере предопределить всю его дальнейшую жизнь, становление и реализацию его самой главной жизненной цели (Методика диагностики, 1997). Еще большее значение для выработки такой цели имеет раннее усвоение нравственности. Разумеется, такое усвоение может происходить не только с «положительным», но и с «отрицательным» знаком.[21]

Информация о работе Исследование смысла жизни в психологии