Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;
- охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги;
- эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.

Работа состоит из  1 файл

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО.docx

— 57.90 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.

Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный  интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что  коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую  ценность, чем простой интеллект.

Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена  недостаточной разработанностью концепции  эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной  психологической науке практически  не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня интеллекта, отсутствует их перевод на русский  язык и адаптация на российской выборке.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями  социальной практики.

Отдельно хотелось бы обратить наше внимание на проблему изучения тревоги. Практически каждый современный  человек, знает - как на своем личном опыте, так и из наблюдений над  жизнью окружающих, - что в наше время  феномен тревоги охватывает все  стороны жизни. Несмотря на то, что  тревога стала центральной проблемой  во многих областях нашей культуры, понять эту проблему по-прежнему нелегко  по той причине, что различные  теории и исследования были и остаются не скоординированными между собой.

Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги;

- охарактеризовать психологические особенности проявления тревоги;

- эмпирически исследовать особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги.

Объект исследования: эмоциональный интеллект и тревога.

Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.

Гипотеза исследования: предположим, что существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревогой.

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоциональ-ного интеллекта и тревоги

1.1 Понятие и модели эмоционального интеллекта

Первоначально понятие "эмоциональный  интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением  Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект  хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два понятия могут  быть представлены как пересекающиеся области [53].

Термин эмоциональный  интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по - прежнему не существует четкого определения этого понятия.

Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры "EQ", например, определяет эмоциональный  интеллект как набор не когнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [14].

 Дэниел Гоулман, определяет эмоциональный интеллект как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [1].

Д. Гоулман, в своей модели эмоционального интеллекта выделяет такие  компоненты как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями. Д. Гоулман считает, что люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом.

В компоненте контроль Д. Гоулман  выделяет такие показатели как уверенность  в себе - это знание своих способностей позволяет человеку полноценно использовать свои сильные стороны. Человек обладающим таким качеством как обуздание  эмоций, способен контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и  даже использовать их на пользу делу.

К социальной чуткости, Д. Гоулман  относит сопереживание - способность  прислушиваться к чужим переживаниям, умение настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет понимать невысказанные  чувства, как отдельных людей, так  и целых групп, участливо относится  к окружающим и мысленно встать на место другого человека. Благодаря  эмпатии человек прекрасно ладит  с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

К управлению отношениями, Д. Гоулман относит воодушевление - это способность вызвать у  других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Влияние-это  способность оказывать воздействие  на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному  слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц  и добиться массовой поддержки своей  инициативы.

Р. Бар-Он выделяет следующие  сферы эмоционального интеллекта: внутриличностная сфера, касается способности понимать себя и управлять собой.

Во внутриличностной сфере  автор выделяет такие способности  как самоанализ - способность распознавать, что человек чувствует и почему это чувствует. Ассертивность (самоутверждение) - способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым  и защищать свою точку зрения. Независимость - способность направлять и контролировать самого себя. Самоуважение - способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости. Самореализация - способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.

Межличностная сфера касается "общественных навыков", способности  взаимодействовать и ладить с  другими.

В межличностной сфере, Р. Бар-Он выделяет такие способности, как эмпатия - это способность  понимать, что другие люди могут  чувствовать и думать. Социальная Ответственность - это способность  сотрудничать с другими людьми и  быть полезным членом своей социальной группы. Межличностные отношения - это  умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны  и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости. Сфера  приспособляемости (адаптивности) включает в себя способность быть гибким и  реалистичным и решать ряд проблем  по мере их возникновения.

Согласно усовершенствованной  модели, эмоциональный интеллект  включает в себя следующие ментальные способности:

- осознанная регуляция эмоций;

- понимание (осмысление) эмоций;

- различение и выражение эмоций;

- ассимиляция эмоций в мышлении;

Таким образом, эмоциональный  интеллект - устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей. Эмоциональный интеллект  может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. В структуру  эмоционального интеллекта входят способности  к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению  эмоций.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что сможет дать реальную возможность  оптимизации взаимоотношений через  более глубокое осознание эмоциональных  процессов и состояний, возникающих  между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться  как значимый фактор повышения психологической  культуры общества в целом.

1.2 Психологическая природа тревоги

Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые  предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает  участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает  его к действиям по повышению  вероятности благополучного исхода событий.

Обсуждая понятие тревоги, нельзя обойтись без ссылки на З. Фрейда. Именно он впервые выделил состояние  тревоги, беспокойства и охарактеризовал  это состоянием ожидания неопределенности, сопровождающееся чувством беспомощности. На данный момент изучению состояния  тревоги посвящено огромное количество работ.

Термин "тревога" используется в многозначном понимании, из за того, что психологи данный термин используют в разных значениях. Тревога понимается и как временное психическое состояние, которое возникает под влиянием различных стрессовых факторов, как реакция на угрозу и т.д. Определения понятию "тревога" давали В.М. Астапов, Р. Лазарус, А.М. Прихожан и другие.

Такие авторы как Ханин  Ю. Л, Кэттел, Ч. Спилбергер различают  тревожность как эмоциональное  состояние и как индивидуальную психологическую особенность, которая  проявляется в склонности интенсивно переживать состояние тревоги.

В отечественной литературе можно встретить такие понятия как тревожность и тревога. Тревогу понимают как эмоциональные состояния, возникающие в ситуациях неопределенности, ожидания неблагополучного развития событий. [37]. Тревожность понимается как свойство личности.

Такие авторы как Ф.Б. Березин, О.А. Черникова понимают тревогу  в контексте стрессовых ситуаций, как эмоциональное состояние, возникающее  в ситуации опасности [6,58].

В.Д. Небылицын и Ю.А. Катыгин  рассматривали взаимосвязь тревожности  с темпераментом [34]. Надо сказать, что  до настоящего момента не существует единого подхода в понимании  тревоги. Доминирующей является негативная установка, показатель тревоги однозначно считается субъективным проявлением  неблагополучия личности.

Ряд ученых рассматривает  тревогу как социально-обусловленное  свойство личности. Н.В. Имедадзе, называет тревогу специфически социализированной  эмоцией. Его экспериментальные  материалы показывают, что на проявление тревоги у детей большое влияние  оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах. В этом же аспекте анализирует тревогу В.Р. Кисловская [27]. На основании исследования она показала, что уровень тревоги надежно коррелирует с социометрическим статусом.

Другой специалист по тревоге, В.М. Астапов работал над разработкой  единой концептуальной схемы проявления тревоги на основе ее функционального  назначения. Автор считает, что тревога  предвосхищает тот или иной вид  опасности, предсказывает неприятную ситуацию и сигнализирует об этом индивиду. Сигнализируя о неопределенности опасности, тревога побуждает к  активному поиску ее источников. Действия тревоги могут распространяться далеко за рамки реальной ситуации, перенося субъекта, как в будущее, так и в прошлое.

Отто Ранк, рассматривал тревогу как составную часть  развития и индивидуализации человека. Он был убежден, что вся человеческая жизнь -это непрерывная череда отделений. Тревога есть опасение, сопровождающее каждое отделение субъекта. При этом первичная тревога - тревога отделения  от ситуации полного единства с матерью, когда человек попадает в абсолютно  новые условия существования  в окружающем мире.

У Альфреда Адлера проблема тревоги входит в его центральную  и универсальную концепцию чувства  неполноценности. Он утверждает, что  человек является единым и самосогласующимся  организмом. Ни одно явление жизненной  активности нельзя рассматривать в  изоляции, а лишь только в соотношении  с личностью в целом. Структуру  согласующейся и единой личности А. Адлер определял как стиль  жизни. Любое поведение личности отражает ее индивидуальное субъективное восприятие реальности. Люди живут  в соответствии с их собственной "схемой апперцепции".

Таким образом, тревога - это  отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, не связанные с конкретными событиями. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. Тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

1.3 Вывод

В результате теоретического анализа по проблеме исследования взаимосвязи  эмоционального интеллекта и тревоги  получены следующие выводы.

Информация о работе Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов психологов