Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция

Описание

Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.

Работа состоит из  1 файл

games.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

подчинения приводят жену в состояние возбуждения.

     Внешнее  психологическое  "вознаграждение"  состоит  в  уклонении   от

опасных ситуаций посредством игры. Это особенно очевидно в ЕНТ, где имеется

ярко  выраженная мотивация: подчиняясь ограничениям со стороны  мужа,  жена

избегает ситуаций, которые вызывают у нее страх.

     Смысл  внутреннего социального "вознаграждения" содержится в  названии

игры,  под  которым  она  известна в узком  кругу.  Подчиняясь  мужу,  жена

получает  право  заявлять: "Если бы не ты". Это помогает ей структурировать

время,  которое она проводит с мужем. В случае с миссис Уайт потребность  в

структурировании  времени была особенно велика, так как общих  интересов  у

них с мужем не было, особенно в период до рождения детей и после того,  как

дети  выросли.  Пока  дети  росли,  супруги  играли  в  ЕНТ  реже  и  менее

интенсивно,  поскольку дети выполняли свою обычную функцию структурирования

родительского  времени  и,  кроме  того,  обеспечивали  семью   еще   более

распространенным вариантом ЕНТ "Загнанная домохозяйка".

     Тот  факт, что молодые американские матери действительно очень заняты,

не  влияет  на  анализ  этого  варианта игры.  Анализ  игр  стремится  лишь

беспристрастно ответить на следующий вопрос: при условии, что женщина очень

занята,  каким  образом она сумеет воспользоваться своей занятостью,  чтобы

получить хоть какую-то компенсацию?

     Внешнее  социальное  "вознаграждение"  определяется  тем,  как  данная

ситуация  используется для внешних социальных контактов. Игра "Если  бы  не

ты"  (слова жены мужу) легко трансформируется во времяпрепровождение  "Если

бы  не он", популярное при встречах с подругами за чашкой кофе. Игры влияют

и  на выбор социальных компаньонов. Когда новую соседку приглашают на чашку

кофе,  на  самом деле ее приглашают поиграть в "Если бы не  он".  Если  она

будет  хорошим  партнером, то вскоре может стать для всех лучшей  подругой.

Если  же  она откажется играть и будет настойчиво говорить о своем  муже  в

доброжелательном  тоне,  долго  в  компании  она  не  продержится.  С   ней

произойдет  то же, что обычно происходит с человеком, который  отказывается

пить  на  вечеринках.  Постепенно ее вообще  перестанут  приглашать  в  эту

компанию.

     Таким  образом,  мы  подошли к концу анализа формальных  характеристик

ЕНТ.   Чтобы  лучше  уяснить  процедуру  анализа,  мы  предлагаем  читателю

обратиться к приведенному в настоящей книге анализу игры "Почему бы вам  не

...?  -  Да,  но"  (наиболее распространенная игра; она  в  равной  степени

популярна  на  вечеринках, официальных заседаниях и в  психотерапевтических

группах).

 

                               3. Генезис игр

     Опираясь  на  изложенные  выше точки зрения, весь  процесс  воспитания

ребенка  мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть  и

как   в   них   играть.  Ребенка  обучают  также  процедурам,  ритуалам   и

времяпрепровождениям,  отвечающим  его положению  в  конкретной  социальной

ситуации. Но последнее мы считаем менее важным, чем обучение играм.  Знание

процедур,   ритуалов,  времяпрепровождении,  умение   участвовать   в   них

определяют в основном те возможности, которые будут доступны ребенку, в  то

время  как  игры,  в  которые  он  научился  играть,  определяют,  <сак  он

воспользуется  предоставленными  возможностями;  от  них  зависит  и  исход

ситуаций, в которые он в принципе может быть вовлечен. Любимые игры, будучи

элементами его жизненного сценария, в конечном итоге определяют его судьбу,

например  "вознаграждения",  полученные  в  результате  брака  или  деловой

карьеры и даже обстоятельства его смерти.

     Добросовестные  родители  уделяют  большое  внимание  обучению   детей

процедурам,  ритуалам  и  времяпрепровождениям,  принятым  в  их  кругу.  В

последующие годы они столь же тщательно выбирают школу, колледж, обучение в

которых  будет  следовать  уже заданному курсу. Однако  при  этом  родители

практически не обращают внимания на проблему игр, которые образуют основную

структуру эмоциональной динамики внутрисемейных взаимоотношений  и  которым

дети  обучаются с самых первых месяцев жизни на основе собственных значимых

переживаний.  Такого рода вопросы обсуждаются уже много веков,  однако  это

обсуждение носит довольно общий и несистематический характер.

     В  современной психиатрической литературе были сделаны попытки подойти

к  этим  вопросам более методично, но без концепции игр мы вряд  ли  сможем

придать  исследованиям  достаточно  последовательный  характер.   Теориям,

исходящим  из  внутренней  индивидуальной  психодинамики,  до  сих  пор  не

удавалось  удовлетворительно решить проблемы человеческих  взаимоотношений.

Описание  трансакционных  ситуаций требует  привлечения  теории  социальной

динамики,   которую  нельзя  целиком  вывести  из  анализа   индивидуальной

мотивации.

     Поскольку  мы  не располагаем большим числом хорошо обученных  детских

психологов и психотерапевтов, одновременно владеющих и анализом  игр,  наши

данные о происхождении игр пока весьма скудны. Хочется рассказать об  одном

эпизоде, который произошел в присутствии квалифицированного психотерапевта.

     ...У  семилетнего  Тэнджи за обедом разболелся живот,  и  он  попросил

разрешения  выйти из-за стола. Родители предложили ему прилечь.  Тогда  его

трехлетний  брат  Майк  заявил: "У меня тоже болит  живот"  -  с  очевидным

намерением вызвать ту же реакцию. Отец несколько секунд смотрел на него,  а

потом  спросил. "Ты же не собираешься играть в эту игру?" Майк расхохотался

и ответил "Нет".

     Если   бы   дело  происходило  в  доме,  обитатели  которою  озабочены

проблемами еды и пищеварения, встревоженные родители отправили бы в постель

и Майка. Если подобная ситуация повторилась бы несколько раз, то можно было

бы  ожидать,  что  эта игра станет частью характера Майка.  Это  нередко  и

происходит,  если  родители  подыгрывают  ребенку.  Каждый  раз,  испытывая

ревность  к  своему брату-сопернику из-за предоставленной тому  привилегии,

младший  брат  объявлял  бы  себя больным,  чтобы  тоже  получать  какие-то

привилегии. Скрытая трансакция в этом случае быта бы следующей  (социальный

уровень) "Я неважно себя чувствую" - (психологический уровень) "Я тоже хочу

получить  какую-нибудь  привилегию". Однако  Майк  был  спасен  от  карьеры

ипохондрика. Конечно, может случиться, что он станет кем-нибудь  и  похуже,

но  мы в данном случае обсуждаем другой вопрос, а именно игра была прервана

в  зародыше вопросом отца, и ребенок честно признал, что намеревался начать

именно эту игру.

     Приведенный пример показывает, что маленькие дети могут играть в  игры

вполне  намеренно.  Уже  после того, как игры превратятся  в  фиксированную

последовательность   стимулов  и  реакций,  их   происхождение  становится

неразличимым   за  дымкой  времени,  а  скрытые  мотивации   заволакиваются

социальным туманом. И только при помощи соответствующих процедур  их  можно

снова  вывести  на  уровень осознания происхождение  -  с  помощью  методов

аналитической терапии, а скрытые мотивы - с помощью антитезиса.

     Многократные  клинические наблюдения показывают,  что  игры  по  своей

природе  имитативны  и  первоначально возникают как результат  деятельности

Взрослого  в  ребенке (неопсихический аспект личности). Если  во  взрослом

игроке удается активизировать Ребенка, то этот компонент личности (Взрослый

внутри  Ребенка) обнаруживает такой удивительный психологический  талант  и

такое  завидное  умение  манипулировать людьми,  что  психиатры  заслуженно

прозвали   его   Профессором.   Во  многих  психотерапевтических   группах,

использующих  в основном методику анализа игр, одна из процедур  состоит  в

поиске   маленького  Профессора  внутри  каждого  участника.   Причем   все

присутствующие  обычно как зачарованные слушают рассказ о его  младенческих

(в  возрасте от двух до восьми лет) авантюрах, состоящих в изобретении игр.

И  если  эти  игры  не кончались трагически, то умело рассказанные  истории

вызывают у слушателей восторг, а часто и бурное веселье.

     Иногда  и  сам пациент не может скрыть вполне оправданного  восхищения

своей  ловкостью. И если он достиг этого этапа, то, значит,  есть  надежда,

что   человек   вскоре   будет  в  состоянии  отказаться   от   злополучных

поведенческих схем, без которых жизнь его станет гораздо лучше.  Именно  по

этой  причине,  давая  формальное описание той или  иной  игры,  мы  всегда

стремимся рассмотреть ее младенческий или детский прототип.

 

                              4. Функции игры

     Повседневная   жизнь   предоставляет  очень  мало   возможностей   для

человеческой   близости.  Кроме  того,  многие  формы  близости   (особенно

интенсивной)  для большинства людей психологически неприемлемы.  Поэтому  в

социальной жизни весьма значительную часть составляют игры. Вопрос только в

том,  играет  ли  человек именно в те игры, которые  для  него  максимально

благоприятны?

     Существенная   особенность  игры  -  это  ее   кульминация,   выигрыш.

Предварительные ходы делаются именно для того, чтобы подготовить  ситуацию,

обеспечивающую выигрыш, однако при этом ходы планируются с таким  расчетом,

чтобы  каждый  следующий шаг в качестве побочного  продукта  тоже  приносил

максимально возможное удовлетворение.

     Например,   в  игре  "Гость-растяпа"  (неуклюжая  выходка,   а   потом

извинение) выигрыш, равно как и цель игры, состоит в том, чтобы извинениями

вынудить  партнера  простить Растяпу. Пролитый кофе или мебель,  прожженная

сигаретой,  будут лишь ступеньками, ведущими к этой цели, но  и  каждый  из

этих  проступков сам по себе приносит удовлетворение игроку. Тем  не  менее

переживание,  полученное  от пролитого кофе,  не  делает  это  происшествие

игрой.  Решающим стимулом, ведущим к развязке, будет извинение. В противном

случае это всего лишь деструктивная процедура, проступок, хотя и он  вполне

может приносить некоторое удовлетворение.

     То  же  самое можно наблюдать в игре "Алкоголик": каковы  бы  ни  были

психологические  корни пьянства (если таковые вообще имеются),  в  терминах

анализа  игры выпивка - это просто ход в игре с окружающими. Выпивка  может

доставлять  удовольствие  и сама по себе, но  суть  игры  не  в  этом,  что

прекрасно показывает вариант игры - "Непьющий алкоголик"; она происходит по

тем же правилам и приводит к тому же выигрышу, что и основной вариант игры,

но без всяких бутылок.

     Одна  из  функций  игр - удовлетворительное структурирование  времени;

кроме   того,  многие  игры  совершенно  необходимы  некоторым  людям   для

поддержания  душевного здоровья. У этих людей психическое равновесие  столь

неустойчиво,  а  жизненные  позиции  столь  шатки,  что  стоит  лишить   их

возможности  играть,  как  они впадут в безысходное  отчаяние.  Иногда  это

состояние  может  даже  послужить  причиной  психоза.  Такие  люди  яростно

сопротивляются  любым  попыткам проведения  антитезиса.  Подобные  ситуации

можно  часто  наблюдать  в  супружеских взаимоотношениях,  когда  улучшение

психического состояния одного из супругов (например, отказ от деструктивных

игр)  влечет  за  собой быстрое ухудшение состояния  другого  супруга,  для

которого игры были важнейшим средством поддержания равновесия. Поэтому  при

анализе игр необходимо соблюдать известную осторожность.

     К  счастью,  свободная от игр человеческая близость, которая  по  сути

есть  и  должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений,

приносит  такое  ни  с  чем  не сравнимое удовольствие,  что  даже  люди  с

неустойчивым  равновесием  могут  вполне  безопасно  и  даже   с   радостью

отказаться  от  игр,  если  им посчастливилось  найти  партнера  для  таких

взаимоотношений.

     В  более широком плане игры являются неотъемлемой и динамичной  частью

неосознаваемого  плана жизни или сценария каждого человека;  они  заполняют

время  ожидания развязки сценария и в то же время приближают  ее.  Сценарий

должен   закончиться   чудом  или  катастрофой;  это   зависит   от   того,

конструктивен  он или деструктивен. Соответственно игры тоже подразделяются

на  конструктивные  и  деструктивные.  Говоря  обыденным  языком,  те,  чьи

сценарии  ориентированы на "счастливый приход Санта  Клауса"  скорее  всего

будут  хорошими  партнерами  в играх типа "Ах, вы  необыкновенный  человек,

мистер Мергитройд [Персонаж многих комиксов.]". Те же, кто в  соответствии

со  своими трагическими сценариями обязательно ждет, когда "распространится

rigor mortis" [Rigor mortis (лат.) - смертное оцепенение.], будут играть  в

неприятные игры типа "Ну что, попался, негодяй!".

     Хотелось бы отметить, что разговорные выражения вроде тех, которые  мы

употребили  в  предыдущем  абзаце,  являются  неотъемлемой  принадлежностью

Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)