Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция

Описание

Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.

Работа состоит из  1 файл

games.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

возможностью  социального  контакта и поэтому образуют  асоциальную  группу

Взаимное  влияние  супругов  Уайт  на их  поведение  и  реакции  составляет

социальное действие.

     В  рамках  различных дисциплин социальное действие можно рассматривать

со   многих точек  зрения.  Поскольку  наши  интересы  лежат   в   области

психодинамики личности, то наш подход относится к социальной психиатрии. Мы

как  бы  в  неявной  форме выносим суждение о том,  насколько  данные  игры

отвечают понятию "душевное здоровье".

     Такой  подход  несколько  отличается  от  более  нейтральных  и  менее

пристрастных  подходов  социологии и социальной психологии.  В  отличие  от

других   дисциплин  психиатрия  оставляет  за  собой  право   вмешаться   и

воскликнуть:  "Погодите!" Трансакционный анализ является частью  социальной

психиатрии, а анализ игр - это специальный раздел трансакционною анализа.

     Объект   практического  анализа  игр  составляют  конкретные   случаи,

происходящие в конкретных ситуациях. В то же время теоретический анализ игр

стремится выделить и обобщить характерные черты различных игр, с тем  чтобы

их  всегда  можно  бы  узнать  независимо от  их  сиюминутного  вербального

наполнения  и  специфической культурной основы. Например,  в  теоретическом

анализе  игры "Если бы не ты" (супружеский вариант) должны быть перечислены

ее  характерные  черты таким образом, чтобы эту игру можно  было  бы  легко

распознать  как  в новогвинейской деревне, так и в манхэттенском  особняке.

Причем  сделать  это можно независимо от того, связана ли  игра  с  брачной

церемонией или с тем, откуда взять деньги на удочки для внуков, а также вне

зависимости  от  того,  насколько грубо или тонко сделаны  ходы  в  игре  в

соответствии с допустимым уровнем откровенности между мужем и женой.

     Распространенность  той  или иной игры  в  данном  обществе  входит  в

компетенцию  социологии  и  этнографии. А анализ  игр  в  плане  социальной

психиатрии  осуществляется путем описания игры как  таковой  независимо  от

того,  насколько  часто она встречается. Возможно, такое  разграничение  не

является   исчерпывающим   Оно  аналогично   различию   между   медицинской

статистикой   и   терапией  первая  интересуется  тем,   насколько   широко

распространена, например, малярия, а вторая имеет дело с реальными случаями

малярии, где бы то ни было - в джунглях или в Манхэттене.

     Ниже  мы  приводим  схему, которая, на наш взгляд, оказалась  наиболее

полезной  для  теоретического анализа игр. Безусловно, по  мере  накопления

новых   знаний   эта  схема  будет  улучшаться.  Прежде  всего   необходимо

установить, что данная последовательность маневров отвечает критериям игры.

Затем  собирается  как  можно  больше образчиков  этой  игры.  В  коллекции

образцов  выделяются существенные черты. Некоторые аспекты игры  выделяются

как  особенно важные. Они классифицируются под соответствующими названиями;

желательно,  чтобы названия были максимально выразительными с точки  зрения

имеющихся знаний. Сам анализ проводится с позиции Водящего в игре. В  нашем

случае это миссис Уайт.

     *Тезис*.  Содержит  общее описание игры, в  том  числе  и  фактическую

последовательность  событий  (социальный уровень),  а  также  информацию  о

психологическом  фоне, эволюции взаимоотношений, об их существенных  чертах

(психологический уровень). Мы уже дали такое описание для игры "Если бы  не

ты". В дальнейшем мы будем сокращенно называть ее ЕНТ.

     *Антитезис*.    Мы    можем   лишь   предполагать,    что    некоторая

последовательность  трансакций  является  игрой,  пока  не  убедимся  в  ее

существенной  значимости  для игрока. Для доказательства  значимости  можно

использовать отказ от игры или уменьшение "вознаграждения". В  этом  случае

Водящий  предпримет  более энергичные попытки, чтобы продолжить  игру.  Но,

столкнувшись  с  категорическим отказом играть или с  ощутимым  уменьшением

"вознаграждения",  он впадает в отчаяние - состояние, отчасти  напоминающее

депрессию,  но  отличающееся от нее некоторыми существенными  чертами.  Это

состояние более острое и содержит элементы фрустрации и растерянности,  что

может  выражаться,  например, в приступе безутешных рыданий.  При  успешной

терапии   такая   реакция  вскоре  может  уступить  место   юмористическому

подтруниванию над собой, предполагающему Взрослое понимание: "Ну вот, опять

я за старое!"

     Следовательно, состояние отчаяния находится в ведении Взрослого, в  то

время  как  при  депрессии все полномочия принадлежат  Ребенку.  Состояние,

противоположное  депрессии,  - надежда, воодушевление  и  живой  интерес  к

окружающему.  Состояние, противоположное отчаянию, - смех. Вот  почему  так

приятен терапевтический эффект анализа игр.

     Антитезисом ЕНТ является отсутствие запретов. Игра возможна  лишь  при

условии,  что муж продолжает что-то запрещать жене. Если вместо привычного

"Не  смей!" он вдруг ответит "Ради бога!", ее замаскированные страхи выйдут

наружу, и жена не сможет больше обвинять во всем мужа, как мы уже наблюдали

в случае с миссис Уайт. Чтобы лучше понимать природу игры, необходимо знать

ее антитезис и продемонстрировать его эффективность на практике.

     *Цель*.  Здесь констатируются общие цели игры. Иногда они представляют

собой  несколько альтернатив. Например, цель ЕНТ можно сформулировать  либо

как придание себе уверенности ("Не в том дело, что я боюсь, - просто он мне

не позволяет"), либо как самооправдание ("Дело не в том, что я не стараюсь,

-  просто он меня не пускает"). Первая функция (придание уверенности) более

очевидна  и в большей степени отвечает потребности в безопасности,  которую

испытывает жена. Поэтому наиболее распространена точка зрения, что цель ЕНТ

состоит именно в придании себе уверенности.

     *Роли*. Как мы уже говорили выше, состояние Я - это не роль, а феномен

(психический).  Поэтому  мы  должны  формально  разграничивать   их.   Игры

подразделяются  на  требующие  участия двух,  трех  и  более  игроков  -  в

зависимости от того, на сколько ролей они рассчитаны. Состояние  Я  каждого

игрока иногда соответствует его роли, а иногда нет.

     ЕНТ  рассчитана  на  двух участников, причем предполагает  роли  мужа-

тирана  и  подавляемой им жены. Жена может играть свою роль либо с  позиции

благоразумного  Взрослого ("Самое разумное, если я буду поступать,  как  он

велит"),  либо с позиции капризного Ребенка. Муж-тиран может действовать  с

позиции  Взрослого  ("Самое разумное для тебя делать, как  я  говорю")  или

соскользнуть на позицию Родителя ("Не вздумай меня не послушаться").

     *Иллюстрации*. Очень поучительно попутно изучить детские  корни  игры,

ее  прототипы,  характерные  для  раннего возраста.  Поэтому,  предпринимая

формальное   описание   игры,  желательно  найти  ее   детские   параллели.

Оказывается,  дети  играют  в ЕНТ так же часто,  как  взрослые,  и  детский

вариант  очень  похож на взрослый, с той только разницей, что  место  мужа-

тирана занимает реальный родитель.

     *Трансакционная*  *парадигма* [Парадигма  (гр.  paradeigma  -  пример,

образец)  -  система  основных  научных достижении  (теорий,  методов),  по

образцу  которых организуется исследовательская практика  ученых  в  данной

области   знаний   в   определенный  исторический  период.   Здесь   анализ

коммуникации  дан  с  точки  зрения трансакционного  анализа.].  Приводится

трансакционный   анализ   типичной  ситуации,  описывающий   социальный   и

психологический уровни той скрытой трансакции, которая обнажает суть  игры.

Наиболее  драматический вид ЕНТ приобретает на социальном уровне с  позиции

Родитель - Ребенок.

     М-р Уайт: Сиди дома и занимайся хозяйством.

     М-с Уайт: Если бы не ты, я могла бы не сидеть дома, а развлекаться.

     На  психологическом уровне (скрытый семейный договор) игра  ведется  с

позиции Ребенок - Ребенок и выглядит совсем по-другому.

     М-р  Уайт:  Ты всегда должна быть дома, когда я прихожу. Я  смертельно

боюсь, что меня бросят.

     М-с  Уайт:  Я  так  и буду вести себя, если ты поможешь  мне  избегать

пугающих меня ситуаций.

     Оба эти уровня проиллюстрированы на схеме 7.

     _Ходы_ _в_ _игре_. Ход в игре, в общем, соответствует "поглаживанию" в

ритуале.  Как  и  в любой игре, по мере накопления опыта игреки  становятся

искуснее.  Ходы, не ведущие к цели, отбрасываются, и каждый ход  становится

более  концентрированным в смысле достижения цели. Многие случаи "идеальной

дружбы"  часто  основаны  на  том, что игроки дополняют  друг  друга  очень

экономно  и к большому взаимному удовлетворению, так что их игры отличаются

максимальным    выигрышем   при   минимальной   затрате   сил.    Некоторые

промежуточные,  предварительные и предупредительные  ходы  при  этом  можно

опустить,  что  придает  взаимоотношениям  красоту  и  изящество.   Усилия,

сэкономленные  на  защитных  маневрах, можно потратить  на  "украшения",  к

восторгу обоих участников, а часто и наблюдателей.

 

                              Социальный

                   ЗДДДДДДДДДc  уровень  ЗДДДДДДДДДc

                   ´       ММММММСтММММў ´

                   ´    P    ´         Ё ´    P

                   ´       <МММў       Ё ´

                   ЦДДДДДДДДДŽ Ё       Ё ЦДДДДДДДДДŽ

                   ´         ´ Ё       Ё ´

                   ´    B    ´ Ё       Ё ´    B

                   ´         ´ Ё       Ё ´

                   ЦДДДДДДДДДŽ Ё       Ё ЦДДДДДДДДДŽ

                   ´         ´ Ё       ХМММ>

                   ´    Pe   ´ ХМММРкМММММММ  Pe

                   ´         ´ДДДДСтДДДД>´

                   ЮДДДДДДДДДЫ<ДДДРкДДДДДЮДДДДДДДДДЫ

                         Психологический уровень

 

                     Мистер                Миссис

                   "Сиди дома"         "Если бы не ты"

                  (Я так боюсь)         (Защити меня)

 

                               Схема 7. Игра

 

     Для  того чтобы игра состоялась, необходимо какое-то минимальное число

ходов,  и  они  могут быть зарегистрированы в протоколе. Конкретные  игроки

могут  "расцветить"  ходы или сильно увеличить их число  в  зависимости  от

своих нужд, способностей или желаний. Вот основная структура ЕНТ:

     1) приказ - согласие ("Сиди дома" - "Хорошо");

     2) приказ - протест ("Сегодня тоже сиди дома" - "Если бы не ты").

     "Вознаграждения", полученные в результате игры, в целом состоят  в  ее

стабилизирующем   (гомеостатическом)   эффекте.   Биологически    гомеостаз

обеспечивается "поглаживаниями", а укрепление жизненной позиции увеличивает

психологическую стабильность. Мы уже говорили, что "поглаживание" на  самом

деле    может    принимать    различные   формы,   поэтому    биологическое

"вознаграждение"  можно  описывать в терминах  тактильного  (осязательного)

контакта.  Например,  роль мужа в ЕНТ напоминает  шлепок  тыльной  стороной

ладони   (весьма   отличный  от  шлепка  ладонной   стороной   кисти,   что

унизительно),  а  реакция жены - нечто вроде капризного  пинка  по  голени.

Таким   образом,  биологический  выигрыш  при  ЕНТ  есть  результат  обмена

воинственно-капризными  трансакциями:  это  довольно   мучительный   способ

поддержания здоровья, но тем не менее довольно эффективный.

     Жизненная  позиция жены ("Все мужчины - тираны") является реакцией  на

типичную  для  состояний  фобий  потребность  сдаться  и  обнажает   четкую

структуру игры. Если попытаться дать ее развернутое описание, то  получится

что-нибудь  вроде:  "Если  я окажусь одна в толпе,  соблазн  сдаться  будет

слишком велик; дома же я не сдаюсь, это он меня заставляет, что доказывает:

все мужчины  -  тираны". Поэтому обычно в такую игру играют  женщины,  для

которых типично чувство отрыва от реальности. Это означает, что их Взрослый

не  в  состоянии  удерживать контроль над ситуацией при  сильном  соблазне.

Более  детальное  исследование  этого механизма  относится  уже  к  области

психоанализа,  а  не анализа игр, для которого основной интерес  состоит  в

конечном результате.

     Внутреннее   психологическое  "вознаграждение"   впрямую   связано   с

экономией психической энергии (либидо [Либидо (лат. libido - стремление)  -

одно    из   центральных   понятий   фрейдизма,   обозначающее   глубинную,

бессознательную  психическую энергию индивида,  коренящуюся  в  сексуальном

инстинкте.]).  В  игре  ЕНТ  социально допустимое  подчинение  власти  мужа

защищает  жену  от  приступов невротического страха.  В  то  же  время  оно

удовлетворяет  ее  мазохистские  потребности,  если  таковые  имеются   (мы

употребляем термин "мазохизм" не в смысле "самоотречения", а в классическом

смысле,  как  состояние  сексуального возбуждения,  возникающее  вследствие

депривации,  боли  или  унижения). Иными  словами,  ситуации  депривации  и

Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)