Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:49, лекция

Описание

Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей
книги "Трансакционный анализ в психотерапии". Однако я предполагаю, что
новое издание можно понять независимо от знакомства с предыдущей
публикацией.

Работа состоит из  1 файл

games.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

мне,  что вы обо мне думаете на самом деле, или помогите мне бросить пить";

Взрослый: "Буду с вами откровенен".

     *Психологическая*   *парадигма*:   Родитель   -   Ребенок;    Ребенок:

"Посмотрим,  сможешь ли ты меня остановить"; Родитель: "Ты  должен  бросить

пить, потому что..."

     *Ходы*:  1)  провокация - обвинение или прощение; 2) потворство  своим

желаниям - гнев или разочарование.

     "*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое  -  а)  выпивка  как

процедура - бунт, утешение, удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра

- самобичевание;

     2)  внешнее  психологическое - избегание  сексуальной  и  других  форм

близости;

     3) внутреннее социальное - "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить";

     4)  внешнее  социальное  - времяпрепровождения  "На  следующее  утро",

"Коктейль" и т. д.;

     5) биологическое - попеременный обмен выражениями любви и гнева;

     6) экзистенциальное - "Все меня хотят обидеть".

 

                                2. "Должник"

     *Тезис*. "Должник" - это не просто игра, это нечто большее. В  Америке

игра  "Должник" для многих людей становится сценарием, планом на всю жизнь.

Впрочем,  то  же  самое  происходит,  например,  в  джунглях  Африки,   где

родственники  юноши покупают ему за огромную цену невесту и  он  на  многие

годы становится их должником.

     В  США,  в наиболее цивилизованных районах, господствует, по существу,

такой  же  обычай, только вместо невесты чаще всего новобрачным  покупается

дом.  Если  необходимую  сумму  не дают родственники,  то  на  этот  случай

существует банк.

     Таким  образом,  и африканский юноша с болтающимся в ухе  амулетом  на

счастье,  и  американский с каким-нибудь подобным амулетом  -  оба  молодых

человека  вдруг  могут  почувствовать, что в  их  жизни  появилась  "цель".

Большой праздник - свадьба или новоселье - происходит ведь не тогда,  когда

долг  выплачен,  а  в  момент займа. Например,  по  телевизору  чаще  всего

рекламируют не мужчину средних лет, который наконец-то выкупил закладную, а

человека  молодого,  въезжающего  в новый  дом  со  своей  семьей  и  гордо

размахивающего  только что подписанными бумагами,  которые  свяжут  его  по

рукам и ногам на все годы наибольшего расцвета его жизни. А после того, как

все  его  долги - закладная, страховка, обучение детей в колледже  -  будут

выплачены,   он   начинает   представлять  собой   "проблему":   "почтенный

гражданин",  которому  общество должно обеспечить  не  только  материальный

комфорт, но и новую "цель". Если этот человек практичен и расчетлив, то  он

может  превратиться из великого должника в великого кредитора, но  такое  в

США случается сравнительно редко.

     Пока  я  пишу  эти  строки,  на  подоконник  вползает  мокрица.   Если

перевернуть  ее  на  спинку,  она приложит отчаянные  усилия,  чтобы  снова

очутиться  на ногах. И все это время у нее будет "цель". Но вот ей  удалось

перевернуться,  и  мы  словно  видим  победное  выражение  ее  "лица"!  Она

уползает,  а  я  пытаюсь представить себе, как могла бы  она  на  ближайшем

сборище мокриц рассказать свою историю и молодые мокрицы смотрели бы на нее

с восхищением, как на насекомое, которое добилось своего в жизни. И в то же

время  к  ее  самодовольству примешивается оттенок  разочарования.  Теперь,

когда  ей удалось всего достичь, жизнь кажется бесцельной. Может быть,  она

еще  вернется  назад в надежде повторить сей подвиг. Надо  бы  пометить  ее

спинку  чернилами,  чтобы  можно было ее  узнать  если она  вдруг  рискнет

вернуться.   Невольно   подумаешь:   "Отважное   насекомое   эта   мокрица.

Неудивительно, что этому виду - несколько миллионов лет".

     Тем  не  менее  большинство  молодых  американцев  относятся  к  своим

закладным  всерьез только в период стресса. Если у них возникает  состояние

депрессии  или  они  находятся в неблагоприятной  финансовой  ситуации,  то

долговые  обязательства могут поддерживать человека,  даже  спасти  его  от

некоторых  опасных действий, вплоть до таких трагических, как самоубийство.

Обычно же молодые американцы лишь слегка поигрывают в "Если бы не долги". И

только небольшая их часть играет в полную силу, превращая игру "Должник"  в

дело всей своей жизни.

     В  игру "Попробуй получи с меня" (ППСМ) обычно играют молодожены.  Эта

игра  строится  таким  образом,  что игрок "выигрывает"  независимо  от  ее

исхода. Так, Уайты (супруги) покупают в кредит всевозможные товары и услуги

-  дешевые  или  дорогие, в зависимости от того, из какого они  социального

круга  и  как  их учили играть родители и дедушки с бабушками.  Если  после

нескольких  слабых  попыток получить очередной взнос кредитор  сдается,  то

Уайты  могут и дальше пользоваться купленным вполне безнаказанно.  В  этом

смысле  они  выигрывают.  Если  же  кредитор  начинает  действовать   более

энергично,  то  они  получают  удовольствие одновременно  и  от  того,  что

заставляют  его  погоняться  за  ними, и от  самих  покупок.  Однако  игра

начинается  всерьез, когда кредитор вознамерится во  что  бы  то  ни  стало

добиться уплаты взноса. Чтобы получить свои деньги, ему придется прибегнуть

к крайним мерам, которые включают и элементы принуждения, например кредитор

подъезжает  к  дому  Уайтов  на  ревущем  грузовике,  кузов  которого  ярко

размалеван большими буквами: "Агентство по сбору взносов".

     В  этот момент в игре наступает перелом. Уайт понимает, что ему скорее

всего  придется  выкладывать  деньги. Однако  из-за  оттенка  принуждения,

появившегося в его взаимоотношениях с кредитором (чаще всего он знаменуется

"третьим предупреждением" от сборщика взносов: "Если Вы не прибудете в наше

учреждение  в течение сорока восьми часов..."), Уайт чувствует себя  вправе

возмутиться,  и переключается на один из вариантов игры: "Ну что,  попался,

негодяй!"  В этом случае он выигрывает, демонстрируя всем, какой  алчный  и

безжалостный  человек  сборщик взносов, ни  одному  слову  которого  нельзя

верить.

     Два наиболее очевидных "вознаграждения" при этом следующие: 1) выигрыш

укрепляет жизненную позицию Уайта, которая является замаскированной  формой

установки  "Все  кредиторы  - люди алчные"; 2) Уайт  сильно  выигрывает  во

внешнем  социальном  плане,  поскольку теперь  он  может  открыто  поносить

кредитора  перед  своими друзьями, не боясь потерять  собственного  статуса

Славного  малого.  Кроме того, он может попытаться в дальнейшем  обеспечить

себе  внутреннее социальное "вознаграждение", войдя в открытый  конфликт  с

кредитором.  Помимо  всего  прочего, это  оправдывает  его  злоупотребление

системой кредитных платежей: если все кредиторы таковы, как он убедился, то

с какой стати вообще платить взносы кому бы то ни было?

     Мелкие землевладельцы иногда участвуют в игре "Кредитор", точнее, в ее

разновидности: "Попробуй не заплати мне" (ПНЗМ). Любители играть в  ППСМ  и

ПНЗМ  легко  узнают  друг друга, и поскольку игра сулит  им  трансакционные

"вознаграждения" и азарт погони, то контакт с противником  в  глубине  души

доставляет  им  большое удовольствие. Независимо от того,  кому  достанутся

деньги,  оба  в конечном счете помогают друг другу подготовить  и  укрепить

свою позицию для игры "Ну почему такое случается именно со мной?".

     Различные  игры,  связанные с деньгами, обычно имеют  очень  серьезные

последствия.  И  если наше описание таких игр выглядит  поверхностным,  как

утверждают некоторые читатели, то это происходит совсем не потому, что  оно

касается  мелочей, а потому, что оно в основном вскрывает мелочные  мотивы,

которыми руководствуются люди в весьма серьезных делах.

     *Антитезис*. Очевидный антитезис в игре ППСМ - потребовать немедленной

уплаты наличными. Однако у хорошего игрока в ППСМ есть способы обойти такое

требование,  причем  эти  способы  не  срабатывают  только  на  совсем   уж

бесчувственных   кредиторах.  Антитезис  в  игре   ПНЗМ   -   честность   и

своевременная  уплата взноса. Поскольку игроки в ППСМ  и  ПНЗМ  -  во  всех

смыслах  профессионалы,  у любителя, вступившего  с  ними  в  игру,  шансов

выиграть столько же, сколько при игре с профессиональными картежниками.  Но

хотя   любитель  выигрывает  редко,  он  по  крайней  мере  может  получить

удовольствие  просто от участия в игре. По традиции в  обе  эти  игры  люди

играют без  тени  юмора.  И  ничто  не приводит  профессионала  в  большее

замешательство, чем смех, которым его жертва-любитель встречает исход игры.

В финансовых кругах такое поведение считается совершенно недопустимым.

 

                              3. "Бейте меня"

     *Тезис*. *В* этой игре обычно участвуют люди, которые ведут себя  так,

будто  на них написано: "Пожалуйста, не бейте меня". Искушение почти всегда

непреодолимо,  поэтому  после  вполне  естественного  исхода  Уайт  жалобно

восклицает:  "Но  ведь весь мой вид ясно говорил: "Не бейте  меня"!"  После

этого он чаще всего недоуменно добавляет: "Ну почему такое случается именно

со   мной?"   (ПТСМ).   С  клинической  точки  зрения   игра   ПТСМ   может

интроецироваться  и надеть маску стандартного клише из  игры  "Психиатрия":

"Когда  я  нахожусь в состоянии стресса, я совершенно не в себе".  Один  из

элементов  в  игре  ПТСМ является результатом, который я называю  гордостью

наизнанку:  "Мои  несчастья лучше ваших". Эта  черта  часто  наблюдается  у

параноидальных личностей.

     Если  люди  из непосредственного окружения Уайта его не  "бьют"  из-за

своей доброты, возможно, из-за установки "Я только пытаюсь помочь вам"  или

условностей  и  правил,  принятых  в  данном  кругу,  то  поведение   Уайта

постепенно становится все более и более провокационным, причем до тех  пор,

пока  он  не  перейдет все границы и не заставит свое окружение  пойти  ему

навстречу. К этой категории могут относиться некоторые покинутые женщины, а

также люди, которых постоянно увольняют с работы.

     Соответствующая   игра,  распространенная  среди  женщин,   называется

"Поношенное платье". Эти женщины, часто весьма благовоспитанные, из хороших

семей,  прилагают  максимум  усилий, чтобы выглядеть  убого  и  жалко.  Они

тщательно следят за тем, чтобы по разным "уважительным" причинам их  доходы

не  превышали  уровня,  едва достаточного для  пропитания.  Если  им  вдруг

"свалится   на   голову"  наследство,  то  рядом  почти  всегда   находится

предприимчивый  молодой человек, который поможет  им  от  него  избавиться,

подсунув  взамен  акции какого-нибудь сомнительного предприятия  (или  что-

нибудь в этом же роде). В повседневной жизни очень часто это бывает  Мамина

подруга,  которая всегда готова дать благоразумный Родительский совет,  так

как  она  вообще  живет жизнью других людей. Такие женщины  играют  в  ПТСМ

молча,  и  только их стоическое поведение словно говорит "Ну  почему  такое

случается именно со мной?"

     Интересный   вариант   этой   же  игры  можно   наблюдать   у   хорошо

приспособленных к жизни людей, которым постоянно сопутствует  успех,  часто

превышающий  их собственные ожидания. В таких случаях ПТСМ  может  подвести

человека  к  серьезным, конструктивным размышлениям и даже к  развитию  его

личности  в  самом лучшем смысле этою слова. Тогда игра может  обрести  вид

"Что хорошего я сделал, чтобы заслужить все это?"

 

                   4. "Ну что, попался, негодяй!" (НУПН)

     *Тезис*. Эту ситуацию (НУПН) в ее классическом виде можно наблюдать во

время игры в покер. Уайт получает самые лучшие карты, например четыре туза.

В  этом случае если он любит играть в НУПН, то его куда больше волнует  то,

что Блэк теперь всецело в его власти, чем предстоящая ему хорошая игра  ичи

крупный выигрыш.

     ...Уайту   нужно   было   установить  в   своем   доме   водопроводное

оборудование. Прежде чем дать водопроводчику "добро", он тщательно  обсудил

с ним стоимость всех работ и материалов. Они сговорились о цене, а также  о

том,  что  дополнения в счет вноситься больше не будут. Когда водопроводчик

оформлял  счет, то он включил в него несколько больше денег,  так  как  ему

пришлось  заменить один лишний клапан: примерно четыре  доллара  при  общей

стоимости работ в четыреста долларов. Получив счет, Уайт пришел  в  ярость.

Он  позвонил  водопроводчику  и  потребовал  объяснений.  Водопроводчик  не

собирался  сдаваться.  Тогда Уайт написал ему  длинное  письмо,  в  котором

подвергал  критике его честность, этические принципы и отказывался  платить

по  счету,  пока  не  будет снята надбавка. В конце  концов  водопроводчику

пришлось уступить.

     Довольно скоро стало ясно, что и Уайт, и водопроводчик играли в какие-

то  игры.  Во время переговоров они оценили, на что каждый из них способен.

Водопроводчик, предъявляя счет, сделал провокационный ход. Поскольку он уже

раньше  связал  себя  словом, то правда была не  на  его  стороне.  А  Уайт

почувствовал себя вправе дать полную волю своей ярости. Вместо того,  чтобы

Информация о работе Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)