Досуг дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание

Культурно - досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации культурно – досуговой деятельности с детьми
1.1. Современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников…………………………………………………………………....6
1.2. Формы и виды организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ……………………………..14
Глава 2. Праздник как вид творческой культурно – досуговой деятельности
2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21
2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду………………24
2.3. Анализ проведения праздников в детском саду……………………..26
Методические рекомендации……………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Досуг дошк.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее  
содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника,  
они запечатлеваются в рисунках и лепке [22, c. 101].

Таким образом, организация  проведения праздника во многом зависит  от того, на сколько успешно выполнены все этапы подготовки к этому событию.

 

2.3. Анализ проведения праздников в детском саду

 

Удачное проведение праздника  в детских садах для детей  определяет, прежде всего, хорошо продуманный  сценарий. Он должен быть в меру насыщен  зрелищами и выступлениями. Праздник обычно длится не  
более 35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в  
младших [20, c. 57].

Зал заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли  его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше  провести эту репетицию ещё и в костюмах, чтобы они не  
стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют  все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого,  
каждый ребёнок выступает индивидуально или с небольшой группой детей.  
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в  
движениях.

Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника.

Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь  быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели внимательно  следят, как воспринимают ребята то или иное выступление. Также они  подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей, подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают при необходимости проведению игры [8, c. 45].

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые  выступления самих педагогов.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов  деятельности.

Для этих целей на празднике  используются игры. Они позволяют детям  
расслабиться и подвигаться. На праздниках в детском саду используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени [19, c. 57].

Таким образом, праздник должен быть проведён в хорошем темпе  и неоправданные паузы, как и  растянутость выступлений, и слишком  большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

 

 

 

 

 

Методические  рекомендации

 

Изучение опыта работы по подготовке и проведению праздников в детских садах позволяет  выработать следующие методические рекомендации:

1. Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребёнку нужно объяснить, что такое праздник, для чего он разучивает песни и танцы. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы  
деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

2. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с  
программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на  
активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные  
возможности каждого ребёнка, состояние его устной речи.

3. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на  
заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее  
содержание.

4. При постановке танцев  целесообразно использовать движения, уже  
разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), так как  
использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над  
выразительностью, содержанием танца.

5. При постановке игровых  песен необходимо тщательно продумывать  
используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали  
полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску,  
соответствующую смысловому содержанию песни.

6. Необходимо широкое  использование изобразительной  деятельности в процессе подготовки  праздника, так как участие  в общем деле формирует у  детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов  
способствует развитию творчества детей.

7. Праздник не должен  быть растянут во времени. Его  продолжительность не должна  превышать 35-45 минут в старшей  и подготовительной группах и  25-30 в младших, так как дольше детям трудно удерживать внимание на происходящем.

8. В структуру праздника  необходимо включать различные  сюрпризные моменты, игры. Для того, чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть.  
Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес  
ребёнка.

9. В ходе праздника воспитатели должны помогать детям  
ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость,  
разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

10. После проведения  праздника важно закрепить полученные  детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы  с детьми. Целесообразно  
использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника,  
так как это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает  
образную память.

11. В процессе подготовки  и проведения праздника необходима  чёткая,  
взаимосвязанная работа музыкального руководителя, воспитателей,  
по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии  
праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его  
участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дошкольный возраст - важный этап в развитии личности ребёнка, его творческого и познавательного потенциала.

Культурно - досуговая деятельность способствует вхождению ребёнка в культуру через творчество.

По своему содержанию она разнообразна и тесно связана  со становлением личности ребёнка, так  как это не просто организация  мероприятия, а деятельность в социально  значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.

В научных исследованиях Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Л.В. Лидак, Н.С. Карпинской и других определены подходы к организации культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Анализ научной литературы по теме исследования «Организация культурно – досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста» позволил установить следующее:

 1. В условиях дошкольного образовательного учреждения составляющими культурно - досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно - творческая, включая исполнительскую.

2. Культурно - досуговая деятельность осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путём самообразования и творческой деятельности. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребёнка в свободное время, что позволяет рассматривать её, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребёнка в культуру.

3. Праздник в детском  саду - важная часть жизни детей.  Это радостное  
событие, которое позволяет ребёнку отдохнуть, развлечься и вместе с тем  
духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник в детском саду  - это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей.

4. Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности - общение.

5. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом.

Коллективные переживания, совместные обсуждения, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально - познавательного общения и показывают его привлекательность.

Таким образом, гипотеза: праздники, как элемент культурно – досуговой деятельности являются эффективным средством гармоничного развития личности дошкольника, полностью нашла своё подтверждение в ходе нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000. – С. 167.
  2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе /Н.П. Аникеева. – Новосибирск: ПИО, 2002. – С. 232.
  3. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры /Н.П. Аникеева. – М.: Наука, 2000. – С. 251.
  4. Белоусова, Л.Е. Добрые досуги /Л.Е. Белоусова. - СПб.: Радуга, 2006. – С. 217.
  5. Воловик А.Ф. Педагогика досуга /А.Ф. Воловик, В.А. Воловик //Вопросы воспитания. – 2009. - № 1. – С. 99 – 108.
  6. Вуарен, Н. Что такое игра? /Н. Вуарен //Культура. 2000. - № 4. – С. 56- 64.
  7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений /Л.С. Выготский. – М.: Просвещение. - Т.4. – С. 258 – 265.
  8. Ермак, А.А. Организация досуга /А.А. Ермак. – М.: Просвещение, 2000. – С. 130.
  9. Жаркова, Л.С. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследования /Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.Н. Чижиков. – М.: Владос, 2009. – С. 341.
  10. Зацепина, М.Б. Досуговая деятельность детей в детском саду /М.Б. Зацепина. – СПб.: Радуга, 2006. – С. 207.
  11. Зацепина, М.Б. Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников /М.Б. Зацепина //Под ред. Т.С. Комаровой. – СПб.: Речь, 2008. – С. 175.
  12. Зацепина, М.Б. Основы формирования общей культуры ребёнка /М.Б. Зацепина. – М.: Знание, 2007. – С. 192.
  13. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество /Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Владос, 2007. – С. 251.
  14. Ладенко, И.С. Игровое моделирование методология и практики /И.С. Ладенко. – СПб.: Детство – Пресс. – С. 202.
  15. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Избранные психологические произведения /А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2005. – Т.1. – С. 315 – 333.
  16. Минских, Е.М. Игры и развлечения для детей /Е.М. Минских. – М.: Просвещение, 2000. – С. 202.
  17. Праздников, Г.А. Игра и эстетическая деятельность личности /Г.А. Праздников //Эстетическая культура человека. – СПб.: НАУКА. – С. 189.
  18. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания /А.И. Савенков //Вопросы дошкольного воспитания. – 2006 - № 2. – С. 41 – 49.
  19. Степанова, О.А. Игра и оздоровительная работа в ДОУ: Методическое пособие для учителей, воспитателей групп продлённого дня. Серия «Игровые технологии»  /О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - С.144.
  20. Столович, Л.Н. Искусство и игра /Л.Н. Столович //Эстетика. – М.: Знание, 2000. – С. 56 - 69.
  21. Терский, В.Н. Игра. Творчество. Жизнь /В.Н. Терский. – М.: Знание, 2002. – С. 231.
  22. Усова, А.П. Игра /А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2000. – 145.
  23. Устименко, В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре /В.Ф. Устименко //Филосовские науки. 2001. - № 2. – С. 69 – 77.
  24. Эстетическое воспитание дошкольников /Под ред. Л.П. Печко. – М.: Педагогика, 2006. – С. 259.
  25. Ядов, В.А. Теоретико-прикладной толковый словарь /В.А. Ядов. – М.: Наука, 2005. – С. 412.

Приложение № 1

Сценарий проведения праздника для детей старшего дошкольного возраста

 «Праздник Доброты»

 

Программное содержание:

1. Формирование представлений о значении добра и счастья.

2. Поддержание психического здоровья детей.

3. Привитие ценности духовных качеств.

4. Побудить в детях желание относиться к людям позитивно, ценить их уже за то, что они живут рядом с нами.

5. Развить способность помогать и сочувствовать людям, развить чувство сопереживания и любви к окружающим.

6. Укрепить доверительные отношения друг к другу.

7. Помочь каждому почувствовать себя комфортно.

8. Научить ребенка оценивать свои нравственные качества.

9. Активизировать личную  позицию.

10. Приобщить детей к народному творчеству, используя пословицы для понимания эмоционально-ценностного смысла общекультурных норм и правил;

11. Обогатить развитие эмоционально-волевой сферы детей, используя музыку.

Оборудование:

Цветы из шаров; цветы  из бумаги; медальоны-сердечки; рисунки детей; солнышко из бумаги и ниток; книги о доброте.

Ход праздника:

Ведущий. Много праздников мы знаем, 

Их мы весело встречаем,

А сегодня в этот час

 Праздник «Доброты»  ждёт нас.

Ребята, а что такое  доброта? (3-4 ответа детей).

Ведущий. Конечно, вы все правы. В каждом из нас есть маленькое солнце.

Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта  от цвета, доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет.

Если доброта как  солнце светит, радуются взрослые и дети.

Ведущий. В жизни мы совершаем разные поступки: хорошие и не очень хорошие.

Сейчас ребята покажут  небольшие сценки из своей жизни, а мы с вами посмотрим и подумаем, как же нужно поступить в этой ситуации.

Итак, сценка первая.

Один ест яблоко, а  другой – смотрит. «Вкусно?» «Вот если бы у меня было яблоко, то я бы тебя угостил».

«Как жаль, что у  тебя, его нет».

Ведущий. Ребята, как вы думаете, как поступил мальчик с яблоком? Почему? Как бы ты поступил на его месте?

Итак, сценка вторая. На детской  площадке. Играют дети: с мячом, с  коляской; приходит третий ребёнок, и всё отобрал.

Информация о работе Досуг дошкольников