Досуг дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание

Культурно - досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации культурно – досуговой деятельности с детьми
1.1. Современные теоретические подходы к проблеме организации культурно – досуговой деятельности старших дошкольников…………………………………………………………………....6
1.2. Формы и виды организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ……………………………..14
Глава 2. Праздник как вид творческой культурно – досуговой деятельности
2.1. Праздник как синтез искусств. Значение праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………21
2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду………………24
2.3. Анализ проведения праздников в детском саду……………………..26
Методические рекомендации……………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Досуг дошк.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Развлечения способствуют всестороннему развитию ребёнка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и другими.

Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребёнок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность [2, c. 200].

В процессе развлечений  у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется  потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях.

Особую роль развлечения играют в формировании художественно - эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях, например, кукольного или теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству.

Для того чтобы развлечения  действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно  планировать их, заранее продумывать  подготовку, определять степень участия  детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов [11, c. 165].

К развлечениям относятся:

1.  Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

2.  Сюрпризы - это неожиданные весёлые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

3.  Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.

4.  Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

5.  Шарады - это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

6.  Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

7. Праздник - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуга. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приёмов постановки с активным участием всех детей [13, c. 41].

Методы осуществления культурно-досуговых мероприятий достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания мероприятия можно использовать:

- игровые методы;

- упражнения;

- обсуждения;

- создание, проигрывание и анализ ситуаций;

- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и так далее);

- театрализации [16, c. 35].

 Таким образом, существуют различные формы и виды досуга в зависимости от времени и места его проведения.

Задача педагогов и  родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, то есть развивал личностные свойства, запросы и творческие наклонности детей.

Глава 2. Праздник как  вид творческой культурно – досуговой деятельности

2.1. Праздник как синтез искусств.

 Значение праздников  в гармоничном развитии детей дошкольного возраста

 

Впечатления раннего  детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их  
яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие  
годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства  
свои особые чувства и переживания вносят праздники.

Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

Праздник должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения [2, c. 37].

Праздник раскрывает богатейшие возможности  всестороннего развития ребёнка. В  любом празднике присутствуют разнообразные  виды искусства:  
литература, музыка, живопись, театр, пантомима.

Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое их использование в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности.

В разнообразных видах  деятельности проявляются наклонности, формируются определённые умения и  навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму  музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

В любом празднике  присутствуют разнообразные виды деятельности - это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует  выделить  
особый вид деятельности - общение [6, c. 37].

Основой любого праздника  является музыкальная деятельность. В массовом детском саду она состоит из песен и танцев. В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия. Детей необходимо научить различать музыкальные такты и ритм музыки, необходимо так же разучить движения танца, что в свою очередь благотворно влияет на развитие крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определённых движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике играет речевая деятельность, которая, в  
основном, сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов и другая  
речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и  
необходима, так как это создает богатейшие возможности для развития речи,  
ребёнок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою  
ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли.  
Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник  
является хорошей ситуацией для активизации речи [21, c. 75].

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения  для  
ёлки к Новому Году, листья к празднику осени), используя для  
этого аппликацию, рисунки. Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике,  
готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а  
небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут  
сделать сами на занятиях изобразительной деятельности [23, c. 71].

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в  
процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно  
происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве  
коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Наконец, третья сторона  общения предполагает восприятие общающимися  друг друга.

Важная задача для  педагогов и воспитателей - создать  в коллективе тёплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделённых, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребёнка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида 14, c. 117].

Таким образом, в процессе подготовки и проведения праздника  используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение).

Использование разнообразной деятельности не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребёнка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире.

 

 

 

2.2. Подготовка и организация праздника в детском саду

 

Подготовка и проведение праздника в детском саду долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности учителей, воспитателей, музыкального руководителя и, конечно же, детей.

 Чтобы организовать  эту работу, всем участникам необходимо  последовательно действовать по  единому плану, преодолевая один  за другим все этапы подготовки  праздника. 

Выделяют следующие  этапы работы над праздником:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над  сценарием. 

III этап - предварительное  знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника [16, c. 23].

В начале учебного года проводится собрание педагогического  
коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор  
праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику.  
Учителя и воспитатели готовят речевой материал для детей своей  
группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания.  
Музыкальный руководитель подбирает танцы и песенный репертуар.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причём первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале.

В праздник включается как  можно больше зрелищ и игр, ведущую  роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная и речевая деятельность детей строится на приобретённых в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно  
вытесняются выступлениями детей, и педагогам отводится только роль  
ведущего [1, c. 56].

 Когда сценарий  готов, учителя и воспитатели  проводят в своих  
группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем  
празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот  
праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, как он проходил. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости  
восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют  кто будет присутствовать на нём (родители, воспитатели, учителя, дети из  
других групп) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети  
должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и  
проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки  
танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.  
Необходимо поставить перед ребёнком цель, к которой он при помощи  
педагогов будет двигаться.

После определения целей  и задач начинается непосредственная работа  
по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала,  
изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа  
над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во  
время работы [2, c. 132].

 Таким образом,  окончательный вариант сценария  появляется  
уже непосредственно перед началом праздника.

 Приходит долгожданный  день, когда преображённый и украшенный  зал полон зрителей и дети  с замиранием сердца ждут начала  действия: праздник начинается, проходит  и заканчивается, но не заканчивается  работа над праздником.

 Подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и  
взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления,  
которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том,  
чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания,  
которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для  
этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось,  
при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике,  
поясняются непонятные моменты.

Информация о работе Досуг дошкольников