Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад

Описание

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по дизартрии.doc

— 763.50 Кб (Скачать документ)

Для всех форм дизартрии характерны нарушения  артикуляционной моторики, которые  сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных  расстройств.

Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются  следующими признаками:

• нарушения  мышечного тонуса;   • ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;    • патология реципрокной иннервации;     • наличие насильственных движений и оральных синкенезий в артикуляционной мускулатуре;    • нарушения четкости кинестетических ощущений;

1. Характер нарушения  мышечного тонуса  зависит прежде  всего от локализации  поражения мозга  и может быть  следующим: 

a. спастичность  артикуляционных мышц – постоянная повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре;

b. гипотония  – понижение мышечного тонуса;

c. дистония  – меняющийся характер мышечного  тонуса.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут к зади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце  рта приводит к спастическому  напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Повышенье мышечного тонуса в  мышцах лица еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

При гипотонии  язык тонкий, распластанный в полости  рта, губы вялые, отсутствует возможность  их полного смыкания. В силу этого  рот обычно полуоткрыт выражена гиперсоцивация.

При гипотонии  мышц мягкого неба движения небной занавесочки вверх недостаточно, то проявляется в назализации звуков.

При дистонии в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном  аппарате при попытках речи – тонус  резко нарастает. Характерным для  этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звука.

2. Недостаточность  подвижности артикуляционных  мышц также нарушает  артикуляционную  моторику и звукопроизношение  при дизартрии. 

При нарушении  иннервации губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить. Ограничения подвижности губ нередко нарушают артикуляцию в целом, так как эти движения меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости.

Ограниченная  подвижность мышц языка при дизартрии  проявляется:

• в  недостаточности подъема кончика  языка вверх в полости рта, что связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других мышц;    • в ограничении движения языка вниз, что связано с нарушение иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц;

• в  ограничении движения языка назад, причиной чего является нарушение иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и др;   • в порезах мышц языка, что препятствует возможности изменять его конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению, оттягиванию назад.

Ограниченная  подвижность мышц мягкого неба утяжеляет  нарушения звукопроизношения. Причина: нарушение иннервации веточками  тройничного, лицевого блуждающего  нервов мышц мягкого неба, поднимающих  и натягивающих его.

При нарезах  небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажая тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки речевых звуков.

3. Дискоординационные  расстройства – еще один характерный признак артикуляционных нарушений при дизартрии. Проявление этих расстройств наблюдается при нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений, особенно при этом страдает выполнение тонких дифференцированных движений, т.к. они выполняются часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями в чередовании движений, и сохранении отдельных артикуляционных поз из-за присутствия тремора (мелкого дрожания кончика языка).   Дискоординационные расстройства вызывают запаздывание включения артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слов, что делает речь замедленной и скандированной.

4. Патология реципроксной  инвертации является  одним из звеньев  в общей цепи нарушений артикуляционной моторики.   Произвольные, в том числе и артикуляционные, движения осуществляются при синхронном протекании двух процессов: возбуждении нервных центров, приводящих к сокращению нервных мышц, и торможении, уменьшающем возбудимость центров, контролирующих группу мышц- антагонистов (выполняющих противоположную функцию).Во многих мышцах языка имеются волокна мышц, выполняющих основное движение и волокна антагонистических групп. Точность и дифференцированность движений, необходимых для нормального звукопроизношения, обеспечивается совместной работой этих двух групп мышц. Если избирательной иннервации не происходит, то нарушается выполнение движения и в итоге правильного произношения.

5. следующим частым  признаком дизартрии  являются насильственные движения и оральные мнекинезии в артикулярной мускулатуре. Насильственные движения усиливаются при волнении, эмоциональной напряженности, наблюдается также в покое, и в статических артикуляционных позах. Проявляются в треморе, подергиваниях языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, насильственной улыбкой, непроизвольным открывание рта, выбрасыванием языка вперед.  В отличии от насильственных движений синкенезии возникают только при произвольных движениях или попытках к ним. При движении языка вверх часто сокращаются мышцы поднимающие нижнюю челюсть, или напрягается вся нижняя мускулатура. Синкенезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в отделах скелетной, связанных функционально и анатомически с речевой функцией.

6. Частым признаком  дизартрии является  нарушение, недостаточность  артикуляционного  праксиса (диспраксия). Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их в движении, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что свидетельствует о нарушении проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата. На основе работ А.Р. Лурия выделяют два типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинестетической структуры, лежащей в основе образования плавно протекающих во времени двигательных навыков (А.Р. Лурил). Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма создания кинестастической схемы произвольного движения. При кинестетиском диспрактическом расстройстве отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом, согласных звуков. Нарушения не постоянны, замены звуков неоднозначны.При кинетическом типе диспрактических расстройств отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов.При дизартрии могут обнаруживаться рефлексы орального автоматизма в виде сохранившихся сосательного, хоботкового, поискового, ладонно-головного и других рефлексов, характерных в норме для детей раннего возраста. Их наличие затрудняет произвольные ротовые движения.

Таким образом, перечисленные нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют важный синдром дизартрии – синдром артикуляционных нарушений. Тяжесть и локализация поражения мозга дает свою специфическую картину артикуляционных расстройств при различных формах дизартрии.

  Артикуляционные  нарушения

Специфические моторные нарушения артикуляционного аппарата при различных формах дизартрии.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельному звукопроизношению  при дизартрии, возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи:

- периферические  двигательные нервы к мышцам  речевого аппарата (языка, губ,  щек, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки):    - ядра этих периферических дыхательных нервов, расположенных в стволе головного мозга.   - Ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах головного мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно рефлекторные речевые реакции (плач, смех,…).

При их поражении возникает  периферический паралич (парез) – мышцы становятся дряблыми, вялыми, наступает  из атрофия и атония.

- Подкорково-мозжечковые ядра и их проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата.

При поражении  этих структур, наблюдаются отдельные  проявления центрального паралича (пареза) с нарушением мышечного тонуса, усилением  отдельных безусловных рефлексов, с выраженным нарушением просодики.

- Проводящие системы, передающие импульсы от коры головного мозга к структурам низлежащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (ядрам черепно-мозговых нервов в стволе головного мозга).

При поражении  этой системы возникает центральный  паралич (парез) речевой мускулатуры  с повышением мышечного тонуса в  мышцах речевого аппарата.

- Корковые отделы головного мозга, обеспечивающие более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры и формирование речевого праксиса.

При поражении  этих структур возникают различные  центральные моторные расстройства речи.

Дети  с различными формами дизартрии  отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики.Корковая дизартрия – группа моторных расстройств речи разного патогенеза – проявляется в нарушении произвольной моторики артикуляционного аппарата. У детей, старадющих этой формой дизартрии затруднена динамика переключения от одной артикуляционной позы к другой.

Отличия дизартрии  от дислалии:     

 при  дизартрии имеется три ведущих  синдрома – артикуляторные, дыхательные  и голосовые расстройства.    

 имеются  нарушения просодической системы     

 огромные  трудности в автоматизации звуков     

 наличие  признаков органического поражения ЦНС               

 

Отличия дизартрии  алалии:     

 отсутствие  первичных нарушений языковых  операций

Статические упражнения

 
Дизартрия характеризуется  тремя синдромами: 
 
*Синдром артикуляторных расстройств. 
 
*Синдром нарушения речевого дыхания. 
 
*Синдром нарушения голоса. 
 
Коррекционная работа с детьми
, имеющими стертую форму псевдобульбарной дизартрии, должна быть направлена на устранение указанных синдромов и включает соответственно мероприятия, направленные на преодоление артикуляционных расстройств, нормализацию функции дыхания и преодоление нарушений голоса. 
 
В коррекционной работе с детьми со стёртой дизартрией предлагается использовать статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики 
Статические упражнения 
1. «Улыбочка». 
Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд. 
2. «Трубочка». 
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд. 
3. «Хоботок». 
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд. 
4. «Лопаточка». 
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя гуда приподнята, не касается поверхности языка. 
5. «Иголочка». 
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10. 
6. «Сердитая кошечка». 
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. 
7. «Желобок». 
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 –4 раза по 5 – 7 секунд. 
8. «Парус». 
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза. 
9. «Чашечка». 
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза. 
10. «Заборчик». 
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 секунд. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Дизартрия