Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:49, доклад

Описание

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки по дизартрии.doc

— 763.50 Кб (Скачать документ)

Физиология дизартрии.

1. Речевой процесс есть круговой процесс. 
 
 
2. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра. 
а) речедвигательный центр (включая центр Брока) производит речь, управляя речевой мускулатурой, 
б) центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи), 
в) ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений. 
 
Расположение центров Брока и Вернике в коре головного мозга. 
 
 
3. Дизартрия связана с недостаточностью двигательной речевой сферы ЦНС. 
Двигательные речевые центры имеют центральное (корковое) и периферическое представительство. К первым относится корковый центр Брока, к периферическим – подкорковые двигательные центры. 
Симптоматика и модель дизартрии. 
Работа корковых и подкорковых двигательных центров мозга аналогична взаимодействию центральной и региональной власти в государстве. При недостаточности центральной власти, региональная власть начинает осуществлять чрезмерные некоординированные движения, при слабости региональной власти даже самые разумные указания из центра не приводятся в действие. 
Итак, поражение корковых центров проявляется в нарушении координации и спастичности, а поражение периферических – в мышечной слабости и атрофии
Фактически вся симптоматика дизартрии – это сочетание спастичности и слабости речевого аппарата. Варианты дизартрии зависят от двух основных факторов:

  • Что преобладает в большей степени: спастичность или слабость (соотношение корковой – подкорковой недостаточности), 
  • Какая именно часть нервных структур страдает в большей степени: отвечающие за движение языка, гортани, верхнего неба и т.д. 

Наиболее  распространенный пример дизартрии у взрослых наблюдается при алкогольном опьянении. 
4. Для устранения дизартрии необходимо уменьшить как центральную, так и периферическую недостаточность речедвигательных центров. 
II. Как проявляется дизартрия в спектре голоса. 
Спастичность. 
Спастичность проявляется в повышении высоты голоса перед речевым спазмом (симптом Блудова, открытый в НИЦ Биокибернетики) 
Недостаточность (парез) 
Недостаточность проявляется в потере обертонов речи. Голос при дизартрии кажется глухим, лишенным тембра, яркости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы дизартрии

 

 Дизартрия бульбарная обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.  
Дизартрия корковая обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.  
Дизартрия мозжечковая обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.  
Дизартрия экстрапирамидная возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.Речь смазаная, невнятноя с носовым оттенком,резко нарушена просодика,интаначионно-мелодическая структура речи,её темп.  
Дизартрия псевдобульбарная обусловлена центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.  
Дизартрия стертая форма - нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом;. часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрии.

 Формы дизартрии у детей  с детским церебральным параличом

   
 
 
 
 
 
 
 

 Диагностика дизартрии по локализации  очага поражения

Корковая  апраксическая постцентральная 
  
  
  
  
  
Корковая апраксическая премоторная
Одностороннее поражениекоры доминантного полушария  мозга (нижних отделов постцентральных полей) 
  
 Одностороннее поражение коры доминантного полушария мозга (нижних отделов премоторных полей)
Кинестетическая артикуляторная апраксия 
  
  
  
  
  
  
 Кинетическая артикуляторная апраксия
Расстройства  выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения; смешения признаков согласных по способу и месту образования, по глухости – звонкости, по мягкости – твердости. 
  
 
 

Распад  ритмических слоговых структур слов. 
Напряженность речи. 
Замедленный темп речи. 
Персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких – на глухие, мягких – на твердые. 
Стечения согласных упрощаются за счет пропусков, аффрикаты расщепляются на составные звуки. 

Подкорковая Поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга Распад  или расстройства использования  в акте речи врожденных синергий (что  делает речь напряженной и неплавной Расстройства  речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики. 
Нарушения звуковой стороны речи, внятности и членораздельности.
Мозжечковая Поражения мозжечка и его связей с другими  структурами мозга. Статическая и динамическая атаксия речевых  движений Речь  скандированная, недостаточно внятная. 
Искажения нормативных речевых характеристик.
 
       Дизартрия Очаг  поражения мозга Патогенез Синдромы  фонетических расстройств  и вторичной системной  недостаточности
     Бульбарная Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов Y, YII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов грудного уровня Избирательные вялые параличи мышц языка, губ, мягкого  неба, гортани, глотки, дыхательных  мышц и мышц, поднимающих нижнюю челюсть. 
Атрофия и атония этих мышц (язык вялый, дряблый) 
Снижены или отсутствуют глоточный и нижнеглоточный рефлексы. 
Расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц. 
Голос слабый, глухой, истощающийся, гласные  и звонкие согласные оглушены. 
Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости 
Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э. 
Артикуляция согласных упрощена: смычные и Р заменяются щелевыми, доминируют глухие плоскощелевые звуки. 
Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, речь утомительна для больного.
     Псевдобульбарная Поражение центральных двигательных кортико-бульбарных и пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное Пирамидные  спастические параличи мышц речевого апппарата. 
Мышечных атрофий нет.  
Гипертрофия мышц (язык напряжен, отодвинут кзади). 
Глоточный и нижнеглоточный рефлексы усилены. 
Насильственный смех и плач. 
Параличи двусторонние, с преобладанием симптомов с одной стороны
 
 
Голос слабый, сиплый, хриплый. 
Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости (преимущественно страдают гласные У, О и согласные Р, П, Ш, Ж, Ц. 
Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. 
Смычные согласные и Р заменяются щелевыми, щелевые преобразуются в плоскощелевые, артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких. 
Пропуски согласных при стечении, недоговаривание концов слов. 
Замедленный темп речи, нарушение плавности и модулированности речи.
       
       
       
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Показатели Стертая форма Дизартрия средней тяжести Тяжелая дизартрия
1. Мимика Выразительная, симметричная; полный контроль за мимикой, управляемость ее Маловыразительная; незначительная асимметрия лица; недостаточный контроль за положением губ – в покое рот приоткрыт Стойкая гипомимия (амимия) лица, асимметрия; произвольные мимические движения затруднены; синкинезии. 
Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы ротовой полости
2. Дыхание Тип дыхания (грудобрюшной). Обе половины диафрагмы работают равномерно Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. 
Выдох ослаблен, затруднено задувание спички.
3. Голосообразование  Голосоподача  мягкая. 
Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная
Голосоподача  жесткая, голос затухающий. 
Голосовые складки полностью не смыкаются (порез)
Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного  исчезновения, возможна афония. 
Смыкание голосовых складок неравномерно, что отражается на голосе (от тихого до резких выкриков)
4. Рефлекторные движения языка В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ) Объем и темп несколько ограничены; истощаемость речевых функций Стойкие ограничения движений, объема, темпа (жевание, облизывание)
5. Формоположения языка  По  средней линии, кончик ярко выражен. Широкий кончик не сформирован, девивации языка (отклоняется в здоровую сторону) Стойкая ассиметрия, колообразный или паретичный с односторонней атрофией.
6. Удерживание артикуляционной позы Без труда  под счет до 10 и более. Цианичность  отсутствует. Незначительная саливация. Удерживается  до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации Удерживается  до 5 с трудом. При спастической и  гиперкинетической формах ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной форме – язык выходит из ротовой полости 
 
7. Произвольные движения языка Все движения в полном объеме и темпе; незначительные нарушения диффер-ванных   арт-торных движений Легкая  асимметрия; темп замедленный; затруднена смена артикуляционных движений; истощаемость речевых функций Стойкая асимметрия языка. 
Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малоразборчивой.
8. Мягкое небо Расположено по средней линии. 
При кашле на твердой атаке активно сокращается.
Асимметрично, паретично. 
Возможна легкая назальность.
Мягкое  небо паретично; небно-глоточный затвор не образуется; отмечается утечка воздуха  в носовую полость, сильная назализация 
9. Произв.е движения губ: трубочка, вибрация, улыбка Симметричны, осуществляются в полном объеме и  темпе. 
Возможны движения с сопротивлением.
Асимметричны  в здоровую сторону, движения выполняются  в замедленном темпе. 
Движения с сопротивлением затруднены.
Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует.
10. гипер

кинезы

Отсутствуют. Непостоянны Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь. 
 
11. Оральн. синкинезии Отсутствуют Непостоянны, слабо выражены Постоянны, при попытке речи усиливаются, затрудняют общение.
12. Произношение Изолированные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах Возможно  правильное, но отмечается неразборчивость; страдают определенные группы звуков. Чаще  наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы). 
Голос с назальным оттенком; страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность речи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Дифференциальная  диагностика стертой  формы 

 Дизартрии  и дислалии

 
Дислалия Стертая форма дизартрии
1.        У соматически ослабленных детей. Органики нет. 
2.        Неврологическая симптоматика отсутствует. 
  
3.        Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. 
4.        Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. 
  
5.        Голос звонкий, громкий, богато модулированный. 
6.        Речевая активность повышена. 
7.        К своему дефекту ребенок критичен. 
8.        Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. 
9.        Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко; внешне ребенок опрятен. 
10.    Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. 
11.    Диафрагмально-речевое дыхание в норме. 
12.    В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное. 
13.    Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается ЗПР. 
  
14.    Ребенок активен, подвижен, занимается охотно, без особого труда переключается с одного вида деятельности на другой.
1.        Связана с поражением центральной нервной системы. 
2.        Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок. 
3.        Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. 
4.        Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом. 
5.        Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. 
6.        Речевая активность снижена. 
7.        К дефекту относится безразлично. 
8.        Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности. 
9.        Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен. 
10.    Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения. 
11.    Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое – не сформировано. 
12.    Поведение неровное, часты перепады настроения. 
13.    Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения) 
14.    Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой

Информация о работе Дизартрия