Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Теоретико-аналитический обзор литературы на данную тему;
2. Разработка диагностической процедуры для последующего проведения исследования;
3. Проведение диагностического уровня развития воображения младших школьников;
4. Разработка рекомендаций педагогам для последующего развития воображения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
8
1.1 Функции воображения 8
1.2 Особенности и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
24
2.1 Методики диагностики воображения у детей младшего школьного возраста
24
2.2 Анализ результатов диагностики воображения младших школьников
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по диагностике на проверку.docx

— 119.84 Кб (Скачать документ)

     По  результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы об особенностях развития воображения  детей младшего школьного возраста:

     - уровень развития воображения  в данной группе на среднем  уровне развития.

     - творческое мышление (дивергентное) младших школьников ещё не  сформировано, т.к. младший школьный  возраст не является сенситивным  для данного вида мышления.

     В результате проведённой работы её цели и задачи достигнуты, гипотеза подтвердилась. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное твор. М., 2007., 120с.

2. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

3. Давыдов В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 2009., 204с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2008., 345с.

5. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – М., 2009., 265с.

6. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 2008., 160с.

7. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 2009., 430с.

8. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 2009., 375с.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 2010., 290с.

10. Ю. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2009. №5., 54с.

11. П. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].

12. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2009., 430с.

13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2008 г. - № 6. - с.33-42.

14. Мухина В.С.  Возрастная психология. - М., 2009., 356с.

15. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Хрестоматия по психологии. М., 2007., 264с.

16. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2009. Кн.1.: "Общие основы психологии". - 688 с.

17. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2008. № 12. с.40-44.

18. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2010., 320с.

19. Психология. Курс лекций: В 2 ч. / Под общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейна. Мн., 2008., 478с.

20. Развитие творческой  активности школьника / Под ред.А.М. Матюшкина. - М: Педагогика, 2009., 187с. 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

     Приложение  к методике №1. Исследование индивидуальных особенностей воображения (по Торренсу). 
 
 

     Материал  и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

     Процедура исследования: данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

     Тестирование  проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с  изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем  – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

     Инструкция  испытуемым: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте". Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

     Оценка  результатов.

     Уровень 1 - работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

     Уровень 2 характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

     Уровень 3 - характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция - уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

     Уровень 4 - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

     Уровень 5 - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

     Уровень 6 - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть "включением". На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как "материала", толчка к воображению и творчеству.

     Использование при создании идей и продуктов  воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует  вероятностному характеру отражения  действительности, составляющему специфику  процесса воображения.

 

 

     Приложение  к методике №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда). 
 
 

     Оборудование: заранее подготовленные бланки, ручки.

     Инструкция  испытуемым: детям раздаются бланки, и даётся объяснение: «на выданном бланке, вверху написано слово «кирпич». Ребята, вы знаете, что каждую вещь можно использовать для разных целей. Придумайте и напишите как можно больше вариантов, для чего можно использовать обыкновенные кирпичи. Разговаривать и советоваться нельзя. Работайте молча и самостоятельно. Можно писать шутливые ответы. Пофантазируйте и постарайтесь придумать как можно больше вариантов применение обыкновенных кирпичей. На работу даётся 2 минуты. Начинайте».

     Важно следить за тем, чтобы дети не обсуждали  придуманные ими ответы друг с  другом. Через 2 минуты говорите: «стоп, с кирпичом работать закончили. Ниже написано слово «консервная банка». Представьте: были консервы, их открыли, съели, остались пустые жестяные консервные банки. Для чего их ещё можно использовать? Придумайте как можно больше вариантов. Можно писать шутливые ответы. На работы даётся 2 минуты. Начинайте». 

     Уровни  выполнения задания, начиная с 9 лет

Уровень Продуктивность  Гибкость  Оригинальность  Суммарный результат 
Высокий 7 6 3 15 и более 
Средний 5 4 - 5 2 10 - 14
Низкий  менее 5 менее 4 менее 2 менее 10
Для детей 7 - 8 лет
Высокий 5 4 2 11 и более 
Средний 3 2 1 5 - 6
Низкий  менее 3 менее 2 менее 1 менее 5
 

 

 

     Приложение  к методике №3. «Решение необычных проблем». 
 
 

     Оборудование: бланки с заданием, ручки.

     Инструкция: Подумайте и напишите, что Вы будете делать в случае, если:

     - все люди на Земле станут  легкими, как пушинки?

     - все люди смогут в любой  момент и на любом расстоянии  читать мысли друг друга?

     Уровни  выполнения задания

     Высокий - С 9 лет - развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Необычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 7-8 лет - 2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.

     Средний - С 9 лет - не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее чувство ситуации. 7-8 лет - не более 1 предложения, нет оригинальности представлений.

     Низкий - С 9 лет - не более 1 предложения. Не вошел в ситуацию. 7-8 лет - нет предложений.

     Данные  по обеим ситуациям усредняются.

     Приложение  к методике №4. “Четыре  скрепки” (О.И. Мотков)

     Цель: определить уровень развития образного воображения.

     Оборудование: листы формата «А4», скрепки, карандаши.

     Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составляйте из них различные фигуры, картинки.

     Зарисовывайте условно длинными, “огуречными” овалами  каждую картинку и подписывайте ее придуманным Вами названием.

       Определяются продуктивность, гибкость  и оригинальность ответов. Обычно  общее время работы не превышает  10 минут.

       Экспериментатор приносит с собой  коробку со скрепками и раздает  их участникам работы, каждому  по 4 скрепки. В любом рисунке  должно быть использовано 4 скрепки  - не больше и не меньше. Не  допускается разгибание скрепок.

     Уровни  выполнения задания.

     Высокий - С 9 лет - более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них - оригинальных.

     7-8 лет - более 10 сюжетов, более  7 - разных категорий, более 4 оригинальных.

     Средний - С 9 лет - 10-15 рисунков, из них 7-12 - разнокатегорийных и 4-6 - оригинальных.

     7-8 лет - 5-10 картинок, 3-7 разнокатегорийных, 2-4 оригинальных.

     Низкий - С 9 лет - менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.

     7-8 лет - менее 5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.

     Для детей 6 лет значения уровней 7-8-леток  уменьшаем всякий раз по каждому  показателю на 2.

Информация о работе Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста