Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Теоретико-аналитический обзор литературы на данную тему;
2. Разработка диагностической процедуры для последующего проведения исследования;
3. Проведение диагностического уровня развития воображения младших школьников;
4. Разработка рекомендаций педагогам для последующего развития воображения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
8
1.1 Функции воображения 8
1.2 Особенности и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
24
2.1 Методики диагностики воображения у детей младшего школьного возраста
24
2.2 Анализ результатов диагностики воображения младших школьников
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по диагностике на проверку.docx

— 119.84 Кб (Скачать документ)

     В младшем школьном возрасте, кроме  того, происходит активное развитие воссоздающего  воображения.

     У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и  творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в  соответствии с замыслом).

     Основная  тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход  ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом ("чтоб крылья были и пропеллер"). Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом ("чтоб совсем как настоящий был и летал бы")[10,32].

     Вопрос  о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

     Наблюдения  показывают, что хорошо известные  события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни. Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

     Младший школьник также производит строгий  отбор материала, пригодного для  игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим  предметам, по принципу возможности  производить с ним настоящие  действия.

     Обязательным  и главным действующим лицом  игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить  любые необходимые "настоящие" действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще  лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно  уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

     Вносимые  в ходе игры детьми младшего школьного  возраста поправки к ситуации, образам  придают игре и самим образам  воображаемые черты, все более и  более приближающие их к реальной действительности.

     А.Г. Рузская отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей  степени и для школьников (случаи детской лжи и пр). "Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности"[3,124].

     В сознании младшего школьника мирно  уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

     Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

     Воображение младшего школьника характеризуется  также другой чертой: наличием элементов  репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

     Однако  с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении  младшего школьника становится все  меньше и меньше и все в большей  степени появляется творческая переработка  представлений.

     Согласно  исследованиям Л.С. Выготского, ребенок  дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека[3,68]. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

     В.С. Мухина отмечает, что в младшем  школьном возрасте ребенок в своем  воображении уже может создавать  разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов  другими, воображение переходит  и в другие виды деятельности[14,115].

     В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень  развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

     В младшем школьном возрасте впервые  происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит  ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально  оцениваемого результата. Это разграничение  игры и труда, в том числе и  учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

     Значение  воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой  способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается  в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое  снижение активности этой функции.

     Вместе  с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого  мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

     Младшие школьники большую часть своей  активной деятельности осуществляют с  помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

     Однако, фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развития. Она  должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

     Таким образом, нельзя не согласиться с  выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических  процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного  возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

    1. Особенности и виды воображения
 

     В психологии выделяются следующие виды воображения:

  1. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха».

     Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце 19 – 20 в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить  то же самое. Сеченов говорил, что  сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений»[12,204].

     Несмотря  на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы  сновидений.

     Например, поводом для сновидений могут  послужить раздражения, которые  получает организм спящего человека.

     Иногда  причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же тему, в продолжении этих событий.

     Сон – продукт здоровой психики. Сны  видят все люди. Исследования последних  лет приводят ученых к мысли о  том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это  может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

     Галлюцинация  – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У  душевнобольного они конкурируют  с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший  родственник, он разговаривает с  ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

     Галлюцинациями  появляются при различных психических  заболеваниях, под влиянием сильных  переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

     При слуховых галлюцинациях больной  слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чём-то просят. При  этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает  неожиданные поступки. Это психологическое  расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

     Зрительные  галлюцинации обычно возникают при  таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.

     Эти явления Выготский Л.С. объясняет тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

     Грёзы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные  с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чём-то приятном, радостном, заманчивом, причём в грёзах отчётливо  видна связь фантазии с потребностями  и желаниями.

     Пассивное воображение редко становится импульсом  творческого процесса, т.к. «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще являются продуктом подсознательной  работы творца скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.

  1. Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид изображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (лётчика, шофера, доктора, Бабы – Яги и т.д.). Необходимость построить своё поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

     Авторы  учебника «Психология» по оригинальности произвольное (активное) воображение  разделяют на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое[16,38].

Информация о работе Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста