Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Теоретико-аналитический обзор литературы на данную тему;
2. Разработка диагностической процедуры для последующего проведения исследования;
3. Проведение диагностического уровня развития воображения младших школьников;
4. Разработка рекомендаций педагогам для последующего развития воображения младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
8
1.1 Функции воображения 8
1.2 Особенности и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
24
2.1 Методики диагностики воображения у детей младшего школьного возраста
24
2.2 Анализ результатов диагностики воображения младших школьников
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по диагностике на проверку.docx

— 119.84 Кб (Скачать документ)
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
8
1.1 Функции  воображения 8
1.2 Особенности  и виды воображения 16
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
24
2.1 Методики  диагностики воображения у детей  младшего школьного возраста  
24
2.2 Анализ  результатов диагностики воображения  младших школьников  
27
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

       Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью.

       Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с  деятельностью организма, будучи в  то же самое время самым «психическим»  из всех психических процессов и  состояний. Последнее означает, что  ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание  его понять и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Возникновение и развитие воображения социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Формирование критического мышления также вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены. А для ребенка школьного возраста следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей. Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности. Игровая деятельность младших школьников является мощным стимулом воображения.

       На  любом этапе обучения необходима поддержка педагога, доброжелательное, уважительное отношение, внимание, проявляемое  к результатам деятельности. Все  это послужит стимулом к активизации  творческого воображения. Необходимость изучения возрастных особенностей развития воображения связана с тем, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так как вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства. Именно поэтому, в связи совсем вышесказанным, в данной работе мы обращаемся к вопросу изучения возрастных аспектов развития воображения.

       Актуальность  темы: проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последующие годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

       Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И, Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

       Предмет исследования: уровень развития воображения.

       Объект  исследования: младшие школьники.

       Цель  курсовой работы: изучить проблемы развития воображения в младшем  школьном возрасте.

       Задачи:

       1. Теоретико-аналитический обзор литературы  на данную тему;

       2. Разработка диагностической процедуры  для последующего проведения  исследования;

       3. Проведение диагностического уровня  развития воображения младших  школьников;

       4. Разработка рекомендаций педагогам  для последующего развития воображения  младших школьников.

       Гипотеза: исходя из положения Л. С. Выготского о сензитивности развития воображения данного возраста, наша гипотеза строится на основании того, что данный возраст имеет свои предпосылки к наличию высокого уровня воображения.

       Методология и методы проведённого исследования: Тест Торренса, задачи Гилфорда, методика Молоткова. Таким образом, выбор темы нашего исследования продиктовано, во-первых, её актуальностью, во-вторых, недостаточной разработанностью, в-третьих, необходимостью теоретического обоснования и экспериментальной проверки.

     Данная  курсовая работа может использоваться педагогами, как методический материал для изучения особенностей воображения  детей. Если педагог будет знать особенности воображения и творческого мышления, будет знать в какой период происходит интенсивное развитие, то сможет влиять на правильное развитие этих процессов. 

 

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВООБРАЖЕНИИ

    1. Функции воображения
 

     Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

     Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи  детям. Действительно, возможность  создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через  развитие высших психических функций, к числу которых относится  и воображение. Именно развитию воображения  необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка [2,56].

     В педагогике воображение используется в различных трактовках, среди  них:

     1) психическая деятельность, состоящая  в создании представлений сюжетов  и мысленных ситуаций, никогда  в целом не воспринимающихся  человеком в действительности;

     2) психический процесс, заключающийся  в создании образов существующих  и не существующих предметов,  которые в данный момент не воспринимаются;

     3) способность воображать, фантазировать,  мысленно представлять что-либо;

     4) домысел, плод фантазии;

     5) действие воображающего; способность  изображать в уме чувственные  и отвлеченный предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин.

     Анализ  исследований В. Даля, С.И. Ожегова показал, что они  определяют воображение  по-разному и выделяют различные  родовые понятия, это:

  • психическая деятельность;
  • психический процесс;
  • способность;
  • действие.

     Несмотря  на различные родовые понятия, авторы выделяют схожие признаки воображения, это:

    • создание представлений сюжетов и мысленных ситуаций;
    • создание образов существующих и не существующих предметов;
    • не воспринимаются человеком в действительности

     Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей  жизни. Если бы люди не обладали этими  функциями, человечество лишилось бы почти  всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с  необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку  новый, необычный взгляд на мир. Она  способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт[1,24].

     Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

     Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких  представлений, образов.

     Первые  образы воображения у ребенка  связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще  неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще  отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно  наблюдать, как в воображении  играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная  ко всему происходящему кукла  в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В  период формирования речи ребенок еще  более активно использует в своих  играх воображение, ибо его жизненные  наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.

     От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения  могут появляться либо как реакция  на внешний стимул (например, по просьбе  окружающих), либо инициироваться самим  ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее  продуманным сценарием[6,63].

     Школьный  период характеризуется бурным развитием  воображения, обусловленным интенсивным  процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

     Индивидуальные  особенности воображения ярко проявляются  в процессе творчества. В этой сфере  человеческой деятельности воображение  о значимости ставится наравне с  мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать  человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

     Доказано, что воображение теснейшим образом  связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную  деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают  качественный уровень обучения[6,90].

     Вообще, каких-либо проблем, связанных с  развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много  и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и  богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных  понятий, которые вообразить и представить  ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

     Старший дошкольный и младший школьный возраст  квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого  воображения, фантазии. Игры, разговоры  детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в  силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как  вполне реальные. Переживание их настолько  сильно, что ребенок чувствует  необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются  и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические  консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными  проявлениями фантазии у детей, которые  они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

Информация о работе Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста