Диагностика творческого потенциала личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:46, реферат

Описание

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

   2) Поскольку для  проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь следует оговориться, что хотя отдельные исследователи считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки.

3) Исследователи биографий  творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере  устанавливается относительно продолжительная  стабильность, и наоборот, сильный  всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества).

     Многие еще  на студенческой скамье мечтают  стать творцами или изобретателями, делать научные открытия или  создавать новые технологии, технику,  сооружения. Для этого важно не  только овладеть, знаниями, но и  выбрать вид деятельности, в наибольшей  степени соответствующий индивидуальным особенностям. Правильный выбор профессии и интерес к делу, обеспечивая положительную мотивацию и эмоциональный настрой, создают осно­ву для раскрытия и развития задатков, реализации способностей в творческой деятельности.

       Для  эффективной творческой деятельности  правильного выбора профессии  еще недостаточно, необходимо овладеть  методологией творчества.

       Творчество  — это, по сути, проявление  и реализация способностей. Оно  формирует личность творца и  развивает его талант. Творчество  является одной из важнейших  потребностей человека. Антипод  творчества — потребительство, которое может проявляться в разных формах, но чаще в материальных. Материальные потребности имеют очень важное значение, но удовлетворение их должно обеспечивать средства и условия для достижения цели, а не быть самой целью. Творчество делает человека свободным, а потребительство, формирует, раба. Полноценное творчество возможно только в условиях свободы (особенно важны внутренняя свобода и независимость от стереотипов), так как оно является актом свободы независимой личности.

       Уже  на этапе обучения возможно  и необходимо проявление творчества. Самопознание является творческим актом. Открытие или создание новых для себя знаний, хотя бы известных ранее другим, тоже является творчеством.

      Творчество  невозможно без целеполагания. Четкие цели и творческая активность подкрепляют программу будущего, способствуя сохранению и укреплений физического и психического здоровья.

      Творчество  формирует новые знания, при освоении  которых возникают умения, навыки, автоматизм и стереотипы. Этот  процесс идет волнообразно. Автоматизм  в виде отработанных приемов  и даже стереотипы и «штампы»  высвобождают время для творчества, облегчают общение людей, но  они же и создают психологические  барьеры, тормозя творчество. Смех  и игры подкрепляют механизмы  поиска и творчества, способствуют  увеличению внутреннего информационного  поля.

      Человек  — открытая система, в отличие  от других живых существ, в  большей степени запрограммированных  генетически. Человек может делать  то, что сочтет нужным, или то, что ему прикажут. Открытость  взаимосвязана с высоким развитием  интеллекта и свободой воли. Познание  и создание нового происходят  в процессе моделирования. Но  зачастую модели, созданные человеком,  принимаются за действительность  и подменяют ее, приводя к нарушениям  и дисгармонии в системе «человек  — технология — среда» (СЧТС). Избежать этого можно, если  в основу творчества положены  фундаментальные знания, синергетичность  методологии и целостность подхода,  а реализация этого возможна  при нравственно-интеллектуальном  возрождении людей. Необходима  гармония в системе «хочу,  (желание) — могу (возможность)  — надо (необходимость)».

      Важно выявить  условия, помогающие или мешающие  развитию творчества. Эти условия  могут быть объединены в три  группы:

1)         внутренние условия (знания, направленность  способностей,

индивидуальные психологические  способности);

2)   условия деятельности (постановка задачи, решение задачи,

результат);

3)   внешние условия  (материально-техническая база, взаимоотношения  в деятельности, внедрение результата).

        Эти  три группы условий связаны  с целями (функциональными, экономическими, экологическими). Развитие задатков  и способностей проявляется при  гармонии условий и целей как  внутри названных групп, так  и между ними.

        В  любой деятельности можно выделить: познание, реагирование и отношение.  Если отсутствует интерес и  человек не испытывает потребности  в этой деятельности, то эти  элементы деятельности превратятся  в механическое запоминание, отрицание,  конфронтацию, а труд станет подневольным. Положительная мотивация обеспечит  осмысление в процессе познания, принятие (резонанс с делом) и  сотрудничество, что делает труд  творческим.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит  врожденный характер, выступает как  ядро творческой личности, но последняя  – продукт социального, культурного  развития, влияния социальной среды  и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_pedag/html/ch23.html

2. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977

3. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978

4. Акимов И., Клименко В. О природе таланта. М., 1994

5. Басин Е.Я. «Двуликий Янус». (О природе творческой личности). М., 1996

6. Дружинин В. Метафорические модели интеллекта. – В кн.: Творчество в искусстве. Искусство в творчестве. М., 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест на определение творческого  потенциала.

Выберете и ответьте на один из предложенных вариантов ответов.

1. Согласны ли Вы с  тем, что окружающий мир вокруг  вас может быть улучшен:

а) да

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли Вы, что  сами можете участвовать в  значительных изменениях в окружающем  мире;

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что  некоторые из ваших идей принесли  бы значительный прогресс в  той сфере деятельности, в которой  Вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных  обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что  в будущем будете играть столь  важную роль, что сможете что-то  принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете  предпринять какие-то действия, думаете  ли Вы, что осуществите намеченное:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли Вы  желание заняться делом, которое  абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное привлекает;

б) неизвестное Вас не интересует;

в) все зависит от характера  этого дела.

7. Вам приходится заниматься  незнакомым делом. Испытываете  ли Вы желание добиться в  нем совершенства?

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если Вам  это нравиться.

8. Если дело, которое Вам  интересно, потребует более глубокой  компетенции, интересно было бы  вам узнать о нем все?

а) да;

б) нет, вы хотите поучиться  только самому основному;

в) нет, Вы удовлетворите  свое любопытство.

9. Когда Вы терпите  неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете  вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту  затею, т.к. понимаете, что она нереальная;

в) продолжаете делать свое дело, даже, когда становиться, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. Профессию надо выбирать  исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности общества в ней;

в) преимуществ, которые она  обеспечит.

11. Путешествуя, могли  бы Вы легко ориентироваться  на маршруте, по которому уже  прошли:

а) да;

б) нет, боитесь сбиться  с пути;

в) да, но только там, где местность  Вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же, после какой  - то беседы, сможете ли Вы вспомнить  все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не сможете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда Вы слышите  слово на незнакомом вам языке,  то сможете без затруднения  повторить его по слогам, даже  не зная его значения?

а) да, без затруднения;

б) да, если это слово легко  запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время  Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) Вам безразлично, будете ли Вы наедине или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то  делом. Решаете прекратить это  занятие только когда:

а) дело закончено и кажется  Вам отлично выполненным;

б) Вы более-менее довольны;

в) Вам еще не все удалось  сделать;

16. Когда Вы один (одна):

а) любите мечтать о каких-то, может быть даже абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь  найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, связанных с Вашей  работой.

17. Когда какая - то идея  захватывает Вас, то Вы станете  думать о ней:

а) независимо, от того где, Вы находитесь;

б) Вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет  не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете  какую - то идею:

а) можете отказаться от нее, когда выслушаете убедительные аргументы  оппонента;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком  сильным.

Ключ к тесту:

  Подсчитайте очки, которые  Вы набрали, таким образом:  за ответ «а» - 3 очка; за ответ  «б» - 1 очко; за ответ «в» - 2 очка.

49 и более очков. В  Вас заложен значительный творческий  потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете  теми качествами, которые позволяют  вам творить, но у Вас есть и  проблемы, которые тормозят процесс  творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал  позволит Вам творчески проявлять  себя, если Вы конечно этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш  творческий потенциал, увы, невелик.  Но, быть может, Вы просто недооценили  себя, свои способности? Отсутствие  веры в свои силы, может привести  вас к мысли, что Вы вообще  не способны к творчеству. Избавьтесь  от этого и таким образом  решите проблему.

Информация о работе Диагностика творческого потенциала личности