Диагностика творческого потенциала личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:46, реферат

Описание

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

Введение

Существуют профессии  – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется, как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности  и энергии, требуемый для профессионального  творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами  профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется  избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как  правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это  происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.

Многим людям, даже творчески  одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой  компетентности. Во-первых, насколько  человек готов к творчеству в  условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько  он владеет специфическими «языками»  разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему  дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может  использовать достижения современной  музыки, или ученый-экономист –  открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Творческий потенциал, активность и инициатива личности. Творчество как реализация неповторимости человеческой личности.

Творчество определяется в психологии как деятельность, порождающая  новые материальные и духовные ценности. Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личное начало, без которого немыслим предмет творчества. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного) раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и расширении своих  созидательных возможностей. В творчестве человек ощущает себя поистине самим  собой.

Считается, что творческая деятельность складывается из: 1) творческого  выражения, 2) творческой позиции, 3) творческой продукции. В творческом выражении  человек отвечает на вызовы окружения, стремясь при этом выразить свои взгляды, мотивы и чувства своей повседневной деятельности. Творческая позиция означает открытый, гибкий и самостоятельный  способ реагирования на окружающую действительность. Творческая продукция – это то, что человек в течение творческого  процесса создает, такое сочетание  ранее известных вещей, которое  для него является новым.

Особенности творческой личности: во-первых, чувство нового, она способна оценивать ситуации и видеть возможности  для развития. Во-вторых, самобытность, склонность к риску. У такого человека есть уверенность для развития необычных  идей, его мысль гибка и способна к трансформации. В-третьих, самостоятельность, терпимость к неустойчивым ситуациям  и способность выдвигать альтернативные предложения и оценки независимо от авторитетов. В-четвертых, творческий человек обладает широким диапазоном мышления. Он способен быстро предложить множество идей, выдвигать комплексные  решения. Он умеет отсеять существенное от несущественного, он реален. Творческий человек принимает и передает информацию. Он занимает прямую, непредвзятую позицию, обладает позитивным любопытством и умеет слушать. Очень важными качествами творческого человека являются воля, четкость собственных взглядов и мотивация целей.

1.2 Основные этапы творческой  активности.

         1) Подготовка. Включает формулировку  проблемы и сбор фактов Исходным моментом творческой деятельности является обнаружение какой-то потребности, трудности, неисправности или недостатка. С этого момента проблема начинает интересовать и занимать нашу мысль. Творческий человек при этом становится беспокойным, идеи теснятся в его голове. С точки зрения дальнейшего продвижёния проблемы важно поставить правильные вопросы, чтобы в процессе уточнения проблемы все встало на свои места.

       Анализ  проблемы и сбор фактов. Собираются  все сведения и наблюдения, касающиеся  данной проблемы. Потребности, неисправности  или недостатки анализируются  со всех точек зрения. Одновременно  выясняется, как эта или аналогичная  проблема решены в какой-либо  другой области, в других организациях  и странах. Многие способы решения  проблемы могут быть перенесены  из одних условий в другие, из одной области науки в  другую. Есть и уникальные способы  решения, применимые только в  определенных условиях.

           2) Выдвижение идей. Чем больше  выдвинуто идей, тем на более  высокое качество мы вправе  рассчитывать. Это подтверждают  и практические наблюдения. Так,  из всех идей, выдвигаемых в  области промышленности, только 15% принимается  к сведению и совсем ничтожная  доля из них внедряется. Таким  образом, чтобы найти пригодную  идею, мы нуждаемся в большом  их количестве. Идеи, как правило,  вначале не связаны между собой  логически. Правда, иногда уже  на стадии выдвижения идей  просматриваются конечные результаты. Такая идея становится как  бы путеводной звездой и рабочей  гипотезой. Часто вначале высвечивается  целое, а позже дорабатываются  детали. Свободное выдвижение идей  часто выглядит детской забавой,  игрой, из-за чего многим это  кажется пустой тратой времени.  Однако многочисленные исследования показывают, что тот, кто выдвигает в два раза больше идей, получает в два раза больше хороших и необычных  результатов.

            3) Созревание и озарение. Обдумывание  проблемы и выдвижение идей  не всегда сразу приводят к  результату. В таком случае надо  на некоторое время отвлечься  от задачи и заняться чем-либо  другим. Несмотря на это, постоянно  происходит продвижение вперед, хотя мы этого и не осознаем  отчетливо. Наш мозг непрестанно  занят проблемой, она может  прийти нам в голову где  угодно: на прогулке, при выполнении  повседневных работ; созревать,  как говорят, на интуитивном  уровне.

       Все  это происходит в пограничных  с сознательным мышлением областях, в стороне от фокуса мышления. Поэтому проблему легко связать  даже с далекими, на первый  взгляд, идеями. В этом заключается  значение созревания решения,  оно составляет значительную  долю творческого процесса и  требует, достаточного количества  времени. Нахождение же самого  решения, или озарение, само по  себе не требует вообще никакого  времени.

     4) Принятие  решения, его осуществление и  контроль. В процессе выдвижения идей мы стремимся быть максимально некритичными, так как критика сковывает процесс творческого выдвижения идей. В то же время на  этапе оценки и принятия решения надо быть критичным, посмотреть на свою работу со стороны, оценивая ее с точки зрения поставленной цели.

2. Творческий потенциал  личности.

Творческий потенциал  личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор  средств и приемов, применяемых  в решении творческих задач.

Базовой составляющей творческого  потенциала являются: 1) специальные  знания, 2)широта кругозора, 3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству. Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный  творческий процесс. Иногда для решения  какой-либо задачи необходимо просто «подтянуть» базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся «пусковым механизмом» творческого процесса.

Вдохновение — важнейшая  сторона творческого потенциала личности, характеризующаяся подъемом, концентрацией творческих сил индивидуальности. Способность сконцентрировать творческие силы определяется как внутренняя готовность к творчеству. Механизм такой концентрации, по-видимому, состоит в смещении сознаваемого в подсознание и  надсознание для создания базы творчества.

Большое значение для творчества имеет также внешняя готовность к нему. Под внешней готовностью  подразумевается такое состояние  субъекта, которое обеспечивает наиболее благоприятную реализацию его личностных качеств, связанных с социальными  отношениями. Внешняя готовность к  творчеству - важная часть творческого  потенциала индивидуальности, включающего  чувство долга, ответственность, совесть.

 Именно поэтому творческая  ситуация переживается человеком  с богатым творческим потенциалом  как эмоциональная.

Другим важным компонентом  творческого потенциала является способность  к импровизации.

Импровизация на фоне вдохновения  рождается как бы из ничего, из смутной  потребности творческого самоосуществления. Вместе с тем, существует ряд приёмов  импровизирования, например: перебор  случайных возможностей (в математике, планировании и т.п.), поиск ассоциативной  доминанты (в познании, понимании  чего-либо), создание художественного  образа (в поэзии) и т.п.

Немало исследователей изучали  взаимосвязь между творческими  и интеллектуальными способностями. Исследования утвердили несколько  фактов. Приведем из них главные.

1) Для всякого развития  творческих способностей необходим  такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше  среднего. Иначе говоря (хотя это  и разные способности), тем не  менее, без какой-либо базы  обучаемости, без хорошей интеллектуальной  основы высокое развитие творческих  способностей невозможно.

2) После достижения этого  достаточно хорошего уровня интеллектуальности  дальнейшее ее увеличение никак  не сказывается на развитии  творческих способностей. То есть, по достижении необходимого уровня  оснащенности знаниями для творческой  деятельности несущественно, каков  уровень интеллектуальности. Человек  с индексом интеллекта (IQ) в 150 единиц может быть менее творческим, чем человек с коэффициентом  интеллекта в 125 единиц.

3) Но это отсутствие  связи обнаружено лишь до определенного  уровня. Когда интеллект очень  высок (170-180 единиц), то иногда, как  и в случае недостаточного  развития, создается препятствие  для нормального развития творческих  способностей. И связь снова становится  отрицательной. «Высоколобые» интеллектуалы,  энциклопедисты сравнительно редко  бывают очень творческими людьми. И это понятно: такой уровень  интеллекта, как правило, возникает  при ярко выраженной направленности  на обучение, усвоение.      

Таким образом, связь между  интеллектуальностью и креативностью  есть, но весьма непростая. Не стоит  считать, что науке и даже искусству  нужны исключительно творческие люди. Нет, нужны  и «хранители огня», передающие опыт поколений, умеющие точно и бережно этот опыт зафиксировать, усвоить и без искажений передать. Канадский психолог Г. Селье, описывая различные типы ученых, наряду с творцами, генераторами идей с неменьшим уважением описывал и ученых-энциклопедистов, систематизаторов, ученых-критиков и других. Без них развитие науки, как это очевидно, невозможно.

3. Творческие способности.

 Диапазон творческих  задач необыкновенно широк по  сложности — от решения головоломки  до научного открытия, но суть  их одна: при их решении находится  новый путь или создастся нечто  новое, то есть происходит акт  творчества.  Здесь требу­ются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. - все то, что в совокупно­сти и составляет творческие способности. Рассмотрим основные качества подробнее.

Информация о работе Диагностика творческого потенциала личности