Диагностика творческого потенциала личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:46, реферат

Описание

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная

Работа состоит из  1 файл

Реферат 2.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

  УПРАЖНЕНИЕ., объясните  следующие выражения:

  Родиться в рубашке — ......; Опростоволоситься — ......;Секрет Полишинеля —......; Прокрустово ложе —......; Объесться белены — ......; Кануть в Лету — ......; Забубённая головушка —......

  Гибкость мышления. Способность  быстро и легко переходить  от одного класса явлений к  другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Можно  сказать, что гибкость есть  хорошо развитый навык переноса, транспозиции. Отсутствие такой  способности называют инертностью,  ригидностью и даже застреванием или застойностью мышления. Но что такое близкий или далекий по содержанию? Можно ли измерить смысловое расстояние? Вероятно, это переменная величина, на которую влияет так называемая функциональная фиксированность человека. Она описана американским психологом К. Дункером и показана в следующем эксперименте.

  Испытуемому предлагается  закрепить на двери три свечи.  В числе предметов, которыми можно манипулировать, — молоток, коробочки с гвоздями, плоскогубцы. Решение состоит в том, чтобы прибить коробочки к двери и установить в них свечи. Задача предлагалась в двух вариантах, в первом случае коробочки были пустыми, во втором — наполнены гвоздями. При решении первого варианта коробочки в качестве подставки использовали все. Во втором варианте лишь половина испытуемых догадались высыпать гвозди и превратить коробочки в подставки. Дункер объяснил это тем, что во втором варианте коробочки воспринимались как тара для гвоздей, именно эту их функцию фиксировал Испытуемый, поэтому переход к другим возможным функциям оказывался затрудненным.

Способность к оценке. Чрезвычайно  важна способность к оценке, к  выбору одной из многих альтернатив  до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее; они  служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и  стадии творческого процесса. На независимость  оценочных способностей от других типов  способностей первыми обратили внимание шахматисты.

 Однако, оценивая чужой  и собственный труд, важно «не  перегибать палку». Физикам хорошо  известно имя П. Эренфеста,  крупного ученого, друга и единомышленника  А. Эйнштейна. Это был подлинно  великий критик, анализ которого  был столь глубок, что иметь  его одобрение считалось высшей  наградой. Это был великий физик,  считали окружающие, но именно  как  великий ум, как критик. Его собственные творческие поиски  отставали от его критического  дара (так, во всяком случае, считал  он сам). И вот, мучимый чувством  неполноценности, считая себя  бездарностью в науке, П. Эренфест  покончил с собой …

На его могиле А. Эйнштейн, отдавая дань великолепному физику и замечательному человеку, высказал очень глубокую мысль о причине  несоответствия творческих способностей Эренфеста его критическому таланту. Любой творец, говорил Эйнштейн, должен так полюбить свою идею, что  какое-то время, пока она не окрепнет, не допускать внутренней критики. Лишь когда выстроена надежная система, утверждающая новую идею, только тогда  «включается» критический запал. Эренфест, говорил Эйнштейн, с его вечным «самоедством», с его неудовлетворенностью собой, начинал критиковать себя раньше, чем идея сумеет устоять. Эта  точка зрения психологически, по крайней  мере, нестандартна, не укладывающаяся и сейчас в рамки расхожих представлений  о творчестве. Чего стоят банальные  разговоры о вечной неудовлетворенности  творца, которое, по мнению многих, должна быть спутницей любого творчества! Да, неудовлетворенность, видимо, должна быть, но потом, в начале – гордость и радость. Как у А. Пушкина: «Ай  да Пушкин, ай да сукин сын!».

Мужество в творчестве. Мужество в творчестве – это возможность  принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных  выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной  репутацией. Известный физик П. Л. Капица отмечал, что «в науке не эрудиция является той основной чертой, которая  позволяет ученому решать задачу; главное – воображение, конкретное мышление и в основном – смелость». Например, у    И. Шредингера долго не хватало смелости опубликовать свое, математически безупречное, уравнение, результат которого наверняка противоречил эксперименту.

Способность к «сцеплению»  и «антисцеплению». Человеку присуще способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро усваивать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая информация не превращается в знания, не становится частью интеллекта.

Принципы объединения  данных, их сцепления и группировки  могут быть самыми разнообразными. Способность объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже имеющиеся  системы знаний, группировать данные тем или иным способом уже в  процессе восприятия – условие и  предпосылка способности к генерированию  идей.

Видимо, «чистых» восприятий у взрослого человека не бывает: в каждом восприятии присутствует элемент  суждения. Например, представим себе человека, занятого беседой, который вдруг  заметил на горизонте  бесшумно летящую  точку. Внимание наблюдателя поглощено  беседой, а потому он не пытается определить – птица это или самолет. Он просто воспринимает плывущий в небе предмет. Но через несколько минут  предмет приблизился и оказался изящным планером. Это вызывает удивление, оказывается полной неожиданностью. Значит, в восприятии предмета было и суждение: точка не просто воспринималась, но и оценивалась как самолет  или птица. Разным людям в разной степени присуща способность  противостоять «окраске» восприятия ранее накопленными сведениями, избавляться  от давления «предварительного знания»  и выделять наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Когда наблюдение слишком «перегружено»  теоретическими истолкованиями, это  порой приводит к фиктивным открытиям.

ПРИМЕР. В 1866 году знаменитый немецкий биолог Э. Геккель, автор биогенетического закона, рассматривая в микроскоп  ил, обработанный этиловым спиртом, обнаружил  примитивный живой организм из протоплазмы (без ядра) Moneron. Другие ученые тотчас подтвердили находку, более того было доказано повсеместное распространение Monerоn на дне мирового океана. Сенсация продолжалась 10 лет, пока не убедились, что в основе ее лежит артефакт: сульфат кальция, содержащийся в морской воде, при обработке алкоголем образует коллоидную взвесь; ее-то ученые и приняли за живой организм.

Чрезмерная готовность к  сцеплению наблюдаемого с заранее  выработанным теоретическими представлениями сыграло с исследователями злую шутку, привела к ложному истолкованию наблюдения. Способность к сцеплению важна и необходима, но должна быть уравновешена способностью преодолеть сцепление, оторвать наблюдаемый факт от привычных ассоциаций.

УПРАЖНЕНИЕ. Для развития данной способности можно выполнять  следующие задания:

1. Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сперва столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю. Сколько способов Вы можете придумать?

2. Постарайтесь усовершенствовать названные предметы (диван; стол; лампа; ножницы; кастрюля и др.), добавляя к ним новые функции и соединяя их с другими предметами. Объясни, как устроены твои усовершенствования. Например: очки можно соединить с радиоприемником, чтобы слушать новости и музыку; с компасом и миниатюрной картой местности, чтобы не заблудиться и т. д.

Оригинальность и легкость генерирования идей. Еще одна составляющая творческой одаренности – легкость генерирования идей. Не обязательно, чтобы каждая идея была правильной: чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятность, что среди  них будут хорошие идеи. Причем лучшие мысли приходят в голову не сразу. Великолепно, когда идеи оригинальны, то есть, отличаются от общепринятых, кода решения неожиданны, даже парадоксальны.

Мысль, или идея, - это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соединение понятий должно быть содержательно  оправданным, должно отражать объективное  отношение явлений, стоящих за этими  понятиями. Это соответствие и есть один из главных критериев оценки идеи.

Другой критерий – широта идеи, охватывающей большое число  разнородных фактов. Наиболее плодотворные идеи включают в себя (предсказывают) новые, не открытые еще явления.

Идеи оцениваются также  по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая  устанавливает отношения между  объектами или их отдельными свойствами, не лежащими на поверхности, а требующими для своего обнаружения проницательности и углубления в сущность явлений. Подобные идеи, как правило, оказываются  и фундаментальными, т. е. служат базой  для генерирования других идей, фундаментом  для теорий.

УПРАЖНЕНИЕ. Нарисуйте как  можно больше предметов, пользуясь  следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять размеры, но нельзя добавлять  другие фигуры и линии.

 Фантазия. Возможность  создавать что-либо новое, необычное,  закладывается в детстве, через  развитие высших психических  функций, таких, как мышление  и воображение или фантазия. Что  такое воображение? Воображение  – это присущая только человеку  возможность создания новых образов  (представлений) путем переработки  предшествующего опыта. Различают  три типа воображения:

Логическое воображение выводит будущее из настоящего с помощью логических преобразований.

Критическое воображение ищет, что именно в окружающем мире несовершенно и нуждается в изменении.

Творческое воображение рождает принципиально новые идеи, представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает возрастные изменения. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться  воображения, отличается пассивной  формой. Он с большим интересом  слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления Т. е. воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта  и практического мышления тем, что  вносит описанные сказочные образы в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит, что наряженный    актер – настоящий Дед Мороз.

Старший дошкольный и младший  школьный возраст характеризуется  активацией функции воображения. Вначале  воссоздающего, а затем творческого, благодаря которому создается принципиально  новый образ. Этот период сенситивный  для формирования фантазии. Младшие  школьники большую часть своей  активной деятельности осуществляют с  помощью воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью (психологической основой которой  также является воображение).

Подростковый возраст  отличается от детского восприятия окружающей действительности. Школьник начинает более критично воспринимать мир  вокруг себя. Его воображение принимает  более критические формы. Он уже  не верит в сказочные чудеса. Фантазии приобретаю форму мечты. Творческое воображение в этот период нередко  выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают радость от творческого созидания. Они сочиняют стихи, музыку, пытаются решать сложные, иногда не имеющие решения задачи, по типу создания вечного двигателя. Поскольку сенситивный период для  развития фантазии в этом возрасте сохраняется, постольку функция  воображения для своего развития требует постоянного притока информации. Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики,  изображающие героев резко отличающихся от нормальных людей, и малореальные обстоятельства.

2. Педагогическая поддержка  проявлений человеческой индивидуальности. Технологии развития творческого  потенциала личности.

    В ходе проведения  многочисленных исследований, посвященных  диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон), моральные запреты, однообразие решаемых задач.

    Вероятно, степень  проявления творческих способностей  зависит не только от одаренности  личности, но также от внутренней  и внешней мотивации.

    Под внешней  мотивацией творчества понимается  реакция социального окружения,  как положительная (поощрение  вниманием, признание, одобрение,  а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая  критика, наказание). Причем следует  отметить, что значимость внешней  мотивации проявляется наиболее  полно лишь в случае, если она  исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

    На основании  анализа результатов исследований  можно выделить следующие факторы,  влияющие на уровень внутренней  мотивации к творчеству:

O  интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки;

O  самооценка;

O  стабильность эмоционального  состояния.

     Стимулирование  проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.

    Здесь можно  предложить использовать следующие  методы стимулирования:

   1) Минимизировать  отрицательное влияние моральных  и культурных запретов могут  помочь, например, такие методы воздействия,  как расширение круга интересов  личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью  (позволяет взглянуть на проблему  «другими глазами», при этом собственные  ценностно-ориентационные установки  отступают на второй план). Снятию  влияния установок, сформировавшихся  в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной  или схожей деятельности) может  способствовать переключение внимания, смена деятельности.

Информация о работе Диагностика творческого потенциала личности