Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:59, реферат
Дефицитарное развитие - это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития. Этот термин предложен В.В. Ковалевым в отношении патологического формирования личности детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
Определение дефицитарного развития
Нарушения зрения
Нарушения речи
Нарушения слуха
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Возможный прогноз развития
Список использованных источников
Сущность коррекционной работы
Среди
коррекционных мероприятий
Существенное значение имеет другой принцип коррекции: опора на сохранные функции, наиболее далеко отстоящие от дефектной. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Зрительный анализатор используется и для чтения с губ.
В отечественной
дефектологии получило широкое развитие
положение Л. С. Выготского о необходимости
наибольшей опоры на те сохранные функции,
которые находятся в сензитивном периоде.
5. Нарушения
опорно-двигательного аппарата
Основная симптоматика
Особенности клинико-патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы обусловлены недостаточностью различных отделов нервной системы. Так, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений. При поражении же кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.Нарушение отдельных компонентов моторики по-разному влияет на общее психомоторное развитие ребенка.
Большое значение имеют нарушения тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке движения, его стойкости, стабильности, эластичности, акцентуации формы. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. В более старшем возрасте нарушения мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность, обучение. Как показал А. Баллон, патологический гипотонус вызывает усталость рук, быстрое общее утомление, падение внимания. Патологический гипертонус с напряженностью позы, недостаточностью пластичности также ведет к быстрой утомляемости и снижению внимания; при письме из-за скованности движений линия не дотягивается до конца, поэтому буква распадается на отдельные элементы, нередко возникают явления микрографии. Фиксация внимания на преодолении технических трудностей письма ведет к грамматическим ошибкам.
Нарушения тонуса иногда связаны с патологическим состоянием аффективной сферы. В специальных исследованиях была описана моторика детей с явлениями «госпитализма», находящихся в условиях тяжелой эмоциональной депривации. Динамика этих нарушений в начальных стадиях характеризовалась двигательной пассивностью, задержкой моторного развития; в тяжелых случаях в дальнейшем иногда возникали кататоноподобные расстройства. При стойких аффективных нарушениях в младенческом возрасте может иметь место и повышение моторного тонуса с «гиперактивностью», двигательной возбудимостью.
Ряд двигательных расстройств, связанных с нарушениями темпа и ритма движений, как указывалось, также имеет преимущественно подкорковую локализацию.
Нарушения темпа чаще выражаются в замедленности движения.
Ритмические разряды в виде ритмических раскачиваний головы и туловища, наблюдаемые у детей младшего возраста — чаще между 9 месяцами и 2 годами, еще являются показателем незрелости нервной системы и обычно связаны с утомлением и снижением уровня бодрствования. В патологии же такие ритмические разряды наблюдаются независимо от возраста. Они имеют место при тяжелой умственной отсталости, шизофрении. Они могут возникать и как проявления аффективно-двигательной аутостимуляции в условиях психической депривации. Дефектность ритмической организации движений имеет отрицательное значение для психического развития ребенка, так как в этих случаях замедляется формирование различного вида синергий, необходимых для выработки различных навыков, требующих автоматизации.
При недостаточности
подкорковых образований
Отставание в развитии выразительных движений особенно на ранних этапах детства, когда еще недостаточно развита речь, обрекает ребенка на более примитивные формы сотрудничества и тем усугубляет нарушения его развития. Такой механизм психического дизонтогенеза имеется при некоторых генетически обусловленных эндокринных нарушениях, при которых избыточное развитие крупной мускулатуры препятствует формированию мимики и тонких выразительных движений. Значительное недоразвитие выразительной моторики наблюдается при умственной отсталости: невыраженность, обедненность, монотонность мимики, жестов, защитных и автоматических движений.
Патология кортикального уровня движений формирует разнообразную симптоматику нарушений моторного развития, зависящую от локализации поражения. При повреждении ядерных зон сенсомоторных отделов будут страдать отдельные компоненты движения: его сила (парезы, параличи), точность и скорость. При патологии как премоторных, так и-постцентральных отделов головного мозга наблюдаются нарушения целостных двигательных актов, объединенные общим названием апраксии.
В норме премоторные системы работают как своеобразные посредники, устанавливающие и поддерживающие связь между кортикальной и экстрапирамидной системами. Такое своеобразие положения отражается на характере нарушений. При премоторном дефекте возникает дисфункция «кинетической мелодии» движения. Из плавного оно превращается в толчкообразное, дезавтоматизированное, состоящее из отдельных не связанных друг с другом элементов. При постцентральных нарушениях коры головного мозга наблюдается так называемая афферентная апраксия с недостаточностью коркового анализа кинестетических импульсов, выражающаяся в затруднениях выбора нужной комбинации движений.
В детском возрасте отдельные стороны двигательной сферы еще находятся в процессе становления. Поэтому наблюдаются меньшие, чем у взрослых, четкость, локальность и изолированность нарушений.
Чаще имеет место более диффузная симптоматика, сочетающая явления повреждения в двигательной сфере с ее недоразвитием. К явлениям недоразвития относятся синкинезии: непроизвольные движения, сочетающиеся с произвольным и не связанные с ним по смыслу. Так, ребенок при попытке закрыть один глаз одновременно закрывает и второй; при движении пальцев одной руки возникают аналогичные движения в другой. Синкинезии наблюдаются у детей и в норме, но с возрастом они уменьшаются, особенно быстро между 8 и 14 годами. При различных видах патологии наблюдается их стойкое сохранение.
Показателями общего недоразвития двигательной сферы являются недостаточные точность и стабильность движений и действий, их легкая «сбиваемость» под влиянием различных воздействий: шума, ограничения времени выполнения задания, смены орудия или материала.
Учитывая
большое количество конституциональных
вариантов особенностей моторики и физиологическую
незрелость ряда ее компонентов в детском
возрасте, экспериментально выявляемые
особенности двигательной сферы, находящиеся
на уровне негрубых отклонений, не обязательно
указывают на патологический уровень
расстройств. В этом отношении первостепенное
значение имеет их сочетание с клиническими
данными. При отсутствии клинических признаков
патологии прогностическое значение отдельных
экспериментальных данных имеет ограниченное
значение.
Виды
Преимущественные нарушения вышеописанных параметров движения способствовали попыткам систематики ряда типов аномального развития двигательной сферы. Были выделены следующие формы:
1) «моторная
дебильность», или корково-ассоциативная,
которая связана
2) «двигательный
инфантилизм», отражающий замедленную
динамику моторного развития, в
основе которого лежит
3) экстрапирамидная
недостаточность с бедностью
мимики, жестов, защитных и автоматических
движений, недостаточностью их
4) фронтальная
недостаточность с малой
Эти виды
моторного недоразвития описаны
у детей с органическим выражением
нервной системы, чаще включающим и
интеллектуальное недоразвитие по олигофреническому
типу. Однако в негрубой форме большинство
из них может наблюдаться и при задержке
психического развития церебрально-органического
генеза, других видах аномалий развития.
Причины возникновения
В этиологии
аномалий развития двигательной сферы
играют роль различные генетические факторы,
чаще обусловливающие негрубые варианты
конституциональной недостаточности
моторики, внутриутробные, натальные и
ранние постнатальные поражения центральной
нервной системы. Особые формы аномалий
развития моторной сферы наблюдаются
при раннем детском аутизме. Тяжелые двигательные
нарушения возникают и при поражении спинного
мозга (в детском возрасте — чаще инфекционного
происхождения — при заболевании полиомиелитом).
Своеобразные нарушения моторного развития
могут иметь место и при явлениях эмоциональной
депривации.
Сущность коррекционной работы
Система коррекционного воспитания и обучения, формирующая у больного ребенка чувство своей нужности и полезности, препятствует возникновению личностных образований, связанных с ощущением своей физической неполноценности.
Сложным и актуальным для детского возраста является вопрос коррекции левшества. При органической недостаточности левого полушария левшество нередко является проявлением компенсаторной перестройки с доминированием правого полушария. Последствия коррекции такого компенсаторного левшества неблагоприятны. В этих случаях «переучивание» фактически ведет к большей нагрузке на дефектное левое полушарие и опасности его более тяжелой декомпенсации. Практика переучивания требует и учета возможностей возникновения в процессе коррекции различных невротических образований, а также заикания.
Координатой основного нарушения является направление «снизу вверх». Однако, как указывалось, в неблагоприятных условиях может иметь место и координата недоразвития «сверху вниз»: усугубление первичного дефекта при отсутствии коррекции вторичных.
Воздействие
«сверху вниз» используется в
коррекции. Определенной спецификой корригирующего
воздействия при аномалии развития
по дефицитарному типу помимо развития
остаточных сохранных функций зрения,
слуха, моторики является и направленная
адресация к другим анализаторам с четкой
задачей расширения их функциональных
способностей, замещающих дефектную функцию.
6. Возможный прогноз развития
Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с глубиной поражения данной функции. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей. Эта компенсация осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционной работы возникают явления депривации, приводящие к нарушению развития как познавательной деятельности, так и в личности ребенка.
Естественно, большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.
Аномалии развития личности при сенсорных дефектах – возникают при неблагоприятных условиях воспитания и неадекватной педагогической коррекции. Формирование личности по дефицитарному типу, для которого характерен сниженный фон настроения, астенические черты, ипохондрия, тенденция к аутизации возникающая вследствие затруднения контактов с внешним миром, как компенсаторная реакция ход во внутренний мир. Определенную роль в формирование личности играет и не правильное воспитание, психогенные факторы, ребенок в семье становиться объектом гиперопеки, возможно формирование невротических и истероформных черт личности. Помещение ребенка в интернат усугубляет формирование дефицитарного типа.
При отсутствии
своевременной и адекватной коррекции
неуклонно нарушается общее психическое
развитие, как интеллектуальное, так
и эмоциональное, обусловленное
дефицитом информации вследствие первичного
дефекта, затруднением коммуникаций с
окружающим миром.