Дефицитарное психическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:59, реферат

Описание

Дефицитарное развитие - это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития. Этот термин предложен В.В. Ковалевым в отношении патологического формирования личности детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Содержание

Определение дефицитарного развития

Нарушения зрения

Нарушения речи

Нарушения слуха

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Возможный прогноз развития

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

дефицитарное развитие.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания

1.  Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания. Система языковых средств не формируется. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями.

2.  Афазия – полная  или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до 3лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии.

Нарушения письменной речи

1.  Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в грамматизме и искажении понимания прочитанного.

2.  Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

В логопедии  выделяются 11 форм  речевых нарушений, 9  из них составляют нарушения  устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной, выделяемые в  зависимости от нарушенного процесса.     

         Психолого-педагогическая классификация

Первая  группа – нарушение средств общения:

        1.Фонетико-фонематическое недоразвитие  речи – нарушение процессов  формирования произносительной  системы родного языка у детей  с различными  речевыми расстройствами  вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

        2.Общее недоразвитие речи –  различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование  всех компонентов речевой системы,  относящихся к звуковой и слуховой  стороне.

         В качестве общих признаков  отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Вторая  группа

Нарушения в применении средств общения, куда относятся заикание, которое рассматривается  как нарушение коммуникативной  функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. 

Причины возникновения

Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка  могут приводить к речевой патологии.                                Структура и степень речевой недостаточности во многом зависят локализации и тяжести мозгового поражения. Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3—4 мес, внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивной дифференциировки нервных клеток.

Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга  и приводящих к тяжелым нарушениям речи:

      - инфекции и интоксикации матери  во время беременности

      -токсикозы 

      -родовая  травма

      -асфиксия

      -несовместимость  крови матери и плода по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови

      -заболевания  центральной нервной системы  (нейроинфекции —менингиты, энцефалиты, менингоэнцифалиты) 

      -травмы  мозга в первые годы жизни  ребенка

      -употребление  алкоголя и никотина во время беременности.

Большое значение для развития речи имеет  психофизиологическое здоровье ребёнка, то есть состояние ВНД, высших психических  процессов, а также соматическое состояние ребенка.

         М. Е. Хватцев выделил следующие  причины речевого нарушения:

- органические (поражается центральный или периферический отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, короткий язык и т. п.);

- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

- социально-психологические причины. 

Сущность коррекционной работы

Психокоррекционная  работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия, на улучшение общего психического состояния  ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.

         При организации корректтионцо-педагогической  помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.

         В дальнейшем первостепенную  роль, будут иметь занятия с  логопедом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближайшим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы. 
 

4. Нарушения слуха 

Основная  симптоматика

Сюда, прежде всего, относятся данные о соотношениях различных параметров первичного дефекта (его модальности, времени возникновения, тяжести выраженности) и особенностей образования вторичных дефектов.

Речь  и общение

Огромное  значение для возникновения вторичных  нарушений развития имеет степень выраженности сенсорного дефекта.

Так, небольшой  дефект слуха предполагает ту или  иную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка  будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы. Полное же выпадение слуха при отсутствии специального обучения приводит, как указывалось, к немоте ребенка.

Характер  и степень вторичных отклонений развития в свою очередь в значительной мере зависят от времени возникновения дефекта слуха и зрения.

Психическое развитие глухих детей различно в  зависимости от того, является ли его глухота врожденной, потерял ли он слух на ранних этапах онтогенеза, или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немоте) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитие пространственной ориентировки. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована; имеются лишь некоторые недостатки произношения: смазанность артикуляции, оглушение звонких согласных и т. д.

 У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослым деятельность с предметами.

Ощущение  и восприятие

Затруднения в овладении речью приводят и  к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие этого страдает формирование предметных представлений. Слабость закрепления предметов в словах в свою очередь приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации. Задержка речевого развития затрудняет включение восприятия в более широкий круг деятельности.

Эмоционально-волевая  сфера

Большое значение имеет специфическое нарушение  развития эмоциональной сферы. У глухих детей в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. У них часто отсутствует «комплекс оживления», значительно позднее происходит дифференциация близких и чужих. В более старшем возрасте проявляется, определенный дефект эмоциональной ориентировки, в значительной степени связанный с отсутствием восприятия 'интонационной стороны речи.

Компенсаторные  симптомы

Наряду  с вторичными отрицательными симптомами имеют место и симптомы компенсаторные, возникающие в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. В зависимости от характера сенсорного дефекта у аномальных детей возникают различного рода функциональные перестройки, в основе которых лежат мобилизация резервных возможностей центральной нервной системы и высокая пластичность в формировании высших корковых функций, совершенствующаяся в процессе специального обучения. Так, у глухих при отсутствии словесной речи фор мой компенсации становится жестовая речь.

Особенности развития личности

Специфика аномального развития личности, наблюдаемого в неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности педагогической коррекции. Причинами патологического формирования личности дефицитарного типа, связываемого с дефектами сенсорной и моторной сферы, инвалидизирующими соматическими заболеваниями, считаются как реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной, моторной либо соматической депривации.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы. 

Виды

Среди детей с недостаточностью слуха  выделяются:

1)    глухие:

а)     рано оглохшие,

б)    поздно оглохшие;

2)    слабослышащие:           

 а)  с относительно сохранной речью,          

  б)  с глубоким недоразвитием речи. 

Причины возникновения

 Экзогенные  факторы: В происхождении экзогенных  форм нарушения слуха у детей  большую роль играют инфекционные  заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные  сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту. Большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.

Эндогенные  факторы: В последние годы ведущая  роль придается генетическим факторам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50% случаев глухоты  и тугоухости считаются наследственно  обусловленными. Показано, что в  возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции большое место принадлежит наследственному предрасположению, Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетическая недостаточностьоргана слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков. 

Информация о работе Дефицитарное психическое развитие