Дети с дефицитарным психическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, доклад

Описание

Дефицитарное психическое развитие – развитие в условиях отсутствия или недостаточности функций зрения, слуха, речи, двигательной сферы, а также при комплексных нарушениях. Нарушения в деятельности отдельных анализаторов могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты психики в целом. Знание психологических особенностей личности детей с нарушениями развития важно, поскольку в большинстве случаев решающее значение приобретает не столько вид и степень дефекта, как то, у кого возник дефект, то есть, какова личность этого человека.

Работа состоит из  1 файл

дефицитарное развитие.docx

— 16.80 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 4. ДЕТИ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Дефицитарное психическое развитие – развитие в условиях отсутствия или недостаточности функций зрения, слуха, речи, двигательной сферы, а также при комплексных нарушениях. Нарушения в деятельности отдельных анализаторов могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты психики в целом. Знание психологических особенностей личности детей с нарушениями развития важно, поскольку в большинстве случаев решающее значение приобретает не столько вид и степень дефекта, как то, у кого возник дефект, то есть, какова личность этого человека.

4.1. Психологические особенности  детей с глубокими нарушениями  зрения

Нарушение зрительных функций  оказывает серьезное влияние  на развитие психики в связи с  той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц  с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют  зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности  развития мышления, речи, воображения. Наблюдается снижение психической  активности (особенно в дошкольном и преддошкольном возрасте), возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. Причем, в наибольшей степени данные особенности проявляются у незрячих с рождения детей и детей, потерявших зрение в период формирования речи, и наименее они выражены у слабовидящих.

Исследования специалистов показывают, что задержка развития, вызванная нарушением зрения, при  соответствующих условиях обучения и воспитания преодолевается. Однако этот процесс занимает длительное время, требует больших усилий и знания специфических отклонений и сохранных  возможностей детей.

Нарушение зрения оказывает  негативное воздействие на развитие всех психических функций слепого  и слабовидящего ребенка, психические  процессы приобретают своеобразие как в процессе формирования, так и в результате их реализации в соответствующей деятельности. Однако это не означает, что они не могут достигать того же уровня развития, как у детей без нарушений зрительных функций. Например, произвольное и непроизвольное внимание ребенка с нарушением зрения формируется в деятельности, которая активизирует духовные потребности, интересы, волевые качества и определяет уровень развития и направленность внимания. Среди особенностей внимания незрячих детей специалисты отмечают нарушение мимического выражения внимания, снижение его объема и устойчивости, расстройства переключаемости.

Серьезные нарушения зрения отражаются на сенсорной организации  человека и его познавательной деятельности. Полная или частичная потеря зрения приводит к перестройке работы других анализаторных систем: у тотально слепых утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов, у частично зрячих доминирующим видом восприятия остается зрение.

Экспериментально доказано, что отсутствие или ограничение  зрительного восприятия приводит к  нарушению всех компонентов перцепции  независимо от модальности: снижению избирательности  восприятия и апперцепции, недостаточности  осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушению их константности  и целостности. Особенности восприятия слепых и слабовидящих детей приводят к снижению активности отражательной  деятельности, сужению круга интересов, недостаточности чувственного опыта, а также к меньшему по сравнению  с нормой эмоциональному воздействию  объектов внешнего мира.

Исследования особенностей мнестической деятельности детей показали, что нарушение зрительных функций отрицательно влияет на скорость запоминания, продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Кроме того, у слепых и слабовидящих детей отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании. Исследователи подчеркивают важную компенсаторную роль памяти у лиц с нарушениями зрения, отмечают необходимость коррекции ее дефектов и развития сохранных возможностей, например слуховой и тактильной памяти.

Полная или частичная  утрата функции зрения, ограничивая  возможность чувственного отражения  внешнего мира, отражается и на процессе развития мышления. У слепых и слабовидящих детей затруднены операции анализа  и синтеза, отмечается недостаточная  полнота сравнения. Наблюдаются  нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации. Однако эти недостатки не делают мышление слепых неотвратимо неполноценным. В условиях специального обучения в  значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний, и это способствует коррекции отклонений в развитии мышления слепых и слабовидящих детей.

Речь у незрячих детей, помимо своих основных функций, выполняет  особую, компенсаторную функцию, так  как о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут  получить представление только при  помощи речи. Специфика речевого развития слепых и слабовидящих проявляется  в сниженной динамике накопления языковых средств, своеобразии содержания лексики и соотношения слова  и образа, а также в некотором  отставании формирования речевых навыков  и языкового чутья. Вместе с тем  обогащение речевой среды,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дети с дефицитарным психическим развитием