Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Известно не менее 2000 определений Public Relations, но, так как данный феномен еще не изучен до конца, эти определения не являются точными и всеобъемлющими. Это, естественно, сильно затрудняет понимание понятия Public Relations.
В процессе написания курсовой работы, автор проанализировал классификации подходов к определению Public Relations следующих авторов: А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов, В.Г. Королько, М.А. Шишкина и С. Емельянов.

Работа состоит из  1 файл

теория.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 1

Как мы видим из приведенной  выше таблицы, большинство направлений PR-деятельности совпадает. На PR портале было выделено такое направление, как «Черный PR», но ни в каких других источниках оно больше не упоминается, так как оно не является признанным и действительным. В Интернете же допускается такое направление, так как там информация не является официально признанной и абсолютно верной. При этом, портал выделил еще такое направление как «Политический PR». Однако ни один из авторов книг ни упомянул его, что вызвало у исследователя недоумение, так как эта отрасль реально существует, и на сегодняшний день она очень актуальна в связи с выборами в Государственную Думу и Президента. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Навыки, умения, способности специалиста в области 

Public Relations.

 

Успех деятельности PR-специалиста  зависит, прежде всего, от его навыков, умений и способностей. Мы проанализировали специальную литература по данному  вопросу для того, чтобы выявить четкую грань между этими понятиями и разобраться какие из них являются первостепенными, а какие второстепенными.

Прежде всего, стоит  внимательно разобраться в понятиях «навыки», «умения», «способности» и установить между ними связь.

А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дает следующее определение «способности».

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

А учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":

Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

Он различает общие способности — присущие, хотя и в разной степени, всем людям, особенные — имеющиеся не у всех людей, элементарные — каковыми являются уже разобранные формы отражения. И, наконец, следует выделить сложные способности. Общими сложными способностями являются способности к основным общим видам человеческой деятельности: к труду, игре, учению, общению и т. д. Сложные особенные способности — это психомоторные, музыкальные, вокальные, артистические, художественные, технические, математические, литературные, научные, педагогические, организаторские, нравственные и правовые, они уточняются в отдельных профессиональных способностях.

Б. М. Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака:

  • под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
  • способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. [С.Ю. Головин. Словарь практического психолога].

Для укрепления умений необходимо:

  • сравнение с образцами, идеалами;
  • установления совпадения и различия;
  • внесение поправок в процессе деятельности;
  • настойчивое совершенствование. [10, с. 295-296]

Навык – (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) - действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки персептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания  их компонент;

2) навыки вторично  автоматизированные, формируемые с  предварительным осознанием компонент  действия; они легче становятся  сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. [С.Ю. Головин. Словарь практического психолога].

 

Этапы складывания навыков:

  • выделение частных приемов и операций;
  • объединение их в единое действие;
  • устранение ошибок;
  • улучшение качества навыка;
  • автоматизация и включение его в деятельность.

Рассмотренные выше качества можно назвать личностными.

Личностные  качества – это индивидуальные особенности человека, включающие их деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой профессиональной деятельности. [5]

Обобщая вышесказанное, можно резюмировать, что способности - это некие изначально заложенные в нас возможности (с рождения); в результате развития, обучения, жизненной практики они порой переходят в умения, а в результате постоянных тренировок эти умения становятся навыками (выполняются на «автомате»).

Рассмотрим какие навыки, умения и способности для PR-специалиста считают важными следующие авторы:

Сэм Блэк выделяет: здравый смысл, отличные организаторские способности, ясность суждений, объективность и критичность восприятия, богатое воображение и способность понимать точку зрения другого, стойкость характера, исключительное внимание к деталям, живой пытливый ум, старательность, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе, оптимизм, чувство юмора, гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Кроме этих качеств, PR-специалисту необходимо также хорошо писать, редактировать и вычитывать написанное другими, обладать приятным голосом и ораторскими способностями, иметь презентабельную внешность.

Г.Н. Королько предлагает нам: исследовательские качества, лидерские качества, способности к грамотному планированию, терпимость, способность критически оценивать ситуацию, умение работать в команде, умение принимать решения, умение быстро реагировать в условиях кризиса.

Таким образом, можно  составить свой список качеств PR-специалиста: способность объективно мыслить, способность принимать на себя ответственность, аналитические способности, способность к упорной работе, ораторские способности, способность к грамотному планированию, способность контролировать эмоции, способность критически оценивать ситуацию, способность творчески и нестандартно мыслить, способность к синтезу и анализу, организаторские способности; такими умениями как: умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли, умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение «ладить с людьми», умение обрабатывать большие объемы информации, умение решать проблемы, умение управлять своими эмоциями, умение быстро реагировать в условиях кризиса, умение находить нестандартные решения, умение правильно задавать вопросы, умение писать; такими навыками, как грамотная письменная и устная речь, навык редактирования, навыки в работе с компьютером и оргтехникой, коммуникативные навыки, искусство устного убеждения, организаторские навыки, навыки работы с несколькими проблемами одновременно.

В параграфе 2 мы рассматривали  направления PR-деятельности. Соответственно, возникает вопрос - различаются ли навыки, умения, способности, которыми должен обладать специалист, работающий в каждой из них?

Автор считает, что основные навыки, умения и способности, необходимые PR-специалисту, требуются ему, где  бы он ни работал. Однако каждое направление делает упор на что то конкретное для чего не потребуются все навыки, а только их небольшая часть. Сейчас мы в этом и разберемся. Предлагаю рассмотреть это в таблице для наибольшего удобства.

 

 

Направление PR-деятельности

Особенно важные

навыки

умения

способности

связи с государственными структурами

Навык работы с бюрократическим  аппаратом.

Умение логически мыслить  и рассуждать, умение «ладить» с людьми.

Способность понимать точку  зрения другого, способность контролировать эмоции.

связи со СМИ

Навыки хорошего письма и редактирования, навыки убеждения.

Умение хорошо говорить и писать, умение держаться с людьми, умение обрабатывать большие объемы информации, умение правильно задавать вопросы.

Способность понимать точку  зрения другого.

 

кризисный PR

Навык работы с несколькими  проблемами одновременно.

Умение быстро реагировать  в условиях кризиса, умение принимать  решения, умение управлять своими эмоциями.

Способность критически оценивать ситуацию, терпимость, способность творчески и нестандартно мыслить, способность к анализу и синтезу, способность объективно мыслить.

связи с инвесторами

Навыки убеждения.

Умение убедительно, четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли, умение «ладить» с людьми.

Способность понимать точку  зрения другого, способность контролировать эмоции, способность к упорной работе

специальные мероприятия

Организаторские навыки.

Умение работать в  команде.

Способность к грамотному планированию, способность творчески и нестандартно мыслить, организаторские способности, способность принимать на себя ответственность.

корпоративные коммуникации

Навыки убеждение, работы с несколькими проблемами одновременно.

Умение работать с  людьми и завоевывать их доверие, работа в команде.

Способность понимать точку  зрения другого.


 

Можно сделать вывод, что в зависимости от того в  каком направлении PR-деятельности Вы будите работать, такие навыки, умения и способности Вам понадобятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Образование специалиста в области Public Relations.

Для развития навыков, рассмотренных  в предыдущем параграфе, PR-специалист должен обладать специальным образованием.

Для анализа образования PR-специалиста автор изучил различную литературу (С. Блэк, В. Г. Королько , С. Катлипп, А. Сентер и Г. Брум, А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров, Л. В. Азаровой и Р. Ю. Почекаева ), а также государственный стандарт образования по специальности «связи с общественностью».

Сэм Блэк в 1990 году предложил  в качестве содержания профессиональной подготовки специалиста «колесо образования» [6,с121], которое можно представить в виде трех концентрических колес. Самое маленькое охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами «Public Relations»: теория и практика «Public Relations». Среднее кольцо схемы содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации: теория и практика коммуникаций, реклама, право и этика СМИ, исследовательская работа, анализ СМИ, графическая коммуникация, редактирование, написание материалов для СМИ. Третье – самое большое – включает перечень общеобразовательных дисциплин: структура и поведение организации, статистика, иностранные языки, естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки, управление персоналом, теория менеджмента, государственно-административная деятельность, государственное строительство, политология, экономика, управление бизнесом. Все эти дисциплины составляют необходимый минимум базовых знаний, обязательный для специалиста по связям с общественностью.

В. Королько придерживается точки зрения, что важно разделение системы на две части: [5, c.308]

-на базовую подготовку;  

-переподготовка специалистов.

А. П. Ситников, директор «Института Коммуникационного Менеджмента» выделяет три основных проблемы современного образования в области паблик рилейшнз. [14]

- большое количество  «дипломированных неспециалистов»  в отрасли, что связано с  возникновением кафедр связей  с общественностью в неприспособленных  для этого вузах, нехваткой  квалифицированных педагогов.

- различие в понимании специфики PR-деятельности в различных учебных заведениях и различными специалистами. Например, А.П. Ситников полагает, что «весь процесс обучения должен быть подчинен этой новой задаче – профессионального обучения управлению основам менеджмента»

- отсутствие специализации  по направлениям и отраслям. Отсюда  – незнание PR-специалистом особенностей  отрасли, в которой ему предстоит  работать.

Информация о работе Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью