Средства массовой информации и политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:45, реферат

Описание

СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся всё изощрённее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

Содержание

Введение 3
1. Виды СМИ и их функции 4
2. Политическое манипулирование и пути его решения 8
Заключение 13
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат_СМИ.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

    Введение

 

    Средства массовой информации (СМИ) - один из важнейших институтов современного общества, оказывающий влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. В настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

    Одной из специфических сторон политики является то, что она в большей степени, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и длительном поддержании постоянных связей между субъектами, на которые она воздействует. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе одного лишь рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно прямых формах воздействия людей, то политика невозможна без наличия опосредованных форм и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

    СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний. Технологии проведения этих кампаний становятся всё изощрённее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

    Сегодня трудно представить существование  общества без средств массовой информации. Несомненно, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Потребности политической системы в средствах массовой информации и коммуникации прямо зависят от её функции в обществе, количества участников политического процесса, способов принятия политических решений, размеров государства и многих других факторов. Иногда СМИ называют «четвёртой властью». Следует поглубже узнать, каким образом происходит воздействие на людей со стороны СМИ и как это влияет на политику. 
 

    1. Виды СМИ и их функции

    К СМИ в первую очередь относятся  пресса, радио, телевидение, а в последнее время и Интернет. Кроме того, к ним можно отнести различные массовые справочники, кино-, видео- и звукозапись. Различные СМИ обладают различными особенностями, различными возможностями и силой воздействия. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные средства массовой информации, и прежде всего, телевидение. Наиболее мощное воздействие телевидения объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее ТВ свойство, называемое визуальным давлением, то есть зрительным образом информации. Поскольку научная и другая серьёзная информация плохо совместима с экранным изображением, то она остаётся для печатных коммуникационных средств и радио. Общая тенденция современного мира – растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. В России от 60 до 90% свободного времени взрослые люди проводят у телевизора. Телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия, степени доверия граждан, ибо люди склонны больше верить своим глазам, чем услышанному или прочитанному. Другими причинами являются огромное повышение цен на газеты, журналы, книги(особенно в России), существующая иллюзия «бесплатности» телевидения.

    В современном обществе функции, которые  выполняют средства массовой информации, достаточно разнообразны. С точки  зрения политологии к основным функциям СМИ относятся:

    • Информационная;
    • Образовательная;
    • Социализирующая;
    • Функция критики и контроля;
    • Функция артикуляции и интеграции;
    • Мобилизационная.

    Из  вышеперечисленных функций, пожалуй, важнейшей является информационная функция. Она заключается в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая СМИ информация предусматривает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. Конечно, не все распространяемые средствами массовой информации сведения носят политический характер. Политической считается та информация, которая имеет общественную значимость и требует внимания со стороны государственных органов или оказывает на них воздействие. На основе этой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

    Согласно  одной из теорий, выделяют следующие  функции средств массовой информации в современном обществе:

    • СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры;
    • СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры;
    • СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоёв общества в политическом процессе;
    • СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать господствующие политические ценности, идеалы, установки;
    • СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим партиям и их деталям, но и создать их имидж;
    • СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей, кампаний, курса;
    • СМИ могут быть использованы для оказания влияния (а нередко и давления) на власти, руководство партий, политических и общественных деятелей; на весь процесс принятия политических решений;
    • СМИ способны к гигантской и систематической «подделке» политической реальности. В свою очередь это может спровоцировать общество на ложное восприятие политической действительности и ошибочный политический выбор.

    Анализ  показывает, что в современном  мире средства массовой информации выполняют три основные функции: информируют человека, выражают(предъявляют) позиции определённых социальных субъектов, осуществляют то или иное идеологическое воздействие на сознание. Хотя давно показано, что это не так, часто функции прессы и средств массовой  информации сводится только к первой, , утверждают, что главное – предъявлять факты, объективную информацию и больше ничего. В связи с этим легко высказать следующий тезис: средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определённые реальности, в которые погружают его. В рамках подобных, почти виртуальных реальностей осознанно, но чаще неосознанно программируются не только переживания, но и его мысли, мироощущение.

    На  истолкование событий в прессе влияет ряд факторов.

    Первый  фактор можно назвать «персоналистическим». Это то, как сам журналист понял событие.

    Второй  фактор можно назвать «публичным», ведь на истолкование и оценку эмпирических фактов влияют также ожидания публики. Публичность – это довольно сложное явление; например она предполагает учёт зрительских ожиданий, а значит, формирование некоторого типичного образа читателя (зрителя).

    Третий  фактор «манифестационный»: как правило, журналист идентифицирует себя с тем или иным социальным субъектом, от имени которого он и выступает.

    Большое значение сегодня имеет технология масс-медиа, это четвёртый фактор, «технологический». Технология делает значимым ряд моментов, которые раньше почти не учитывались, а именно, выдержаны ли параметры предъявления новостей (информации), можно ли эту информацию преподать и т.п.

    Пятый фактор «коммуникационный». В наше время журналистские тексты создаются в пространстве масс-медиа, где обращаются различные другие журналистские и нежурналистские тексты. Поскольку зрители и читатели имеют доступ к этим другим текстам, к их интерпретациям и оценкам, не учитывать это пространство просто невозможно.

    Наиболее  полно различные политические функции  СМИ проявляются в демократическом  государстве. Масс-медиа являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования современной демократии. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, каждый человек должен быть рационально мыслящей и ответственно действующей личностью, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. Добиться этого невозможно без СМИ. Без радио, телевидения и газет даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать правильные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. СМИ являются реальным подтверждением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы. 
 

    2. Политическое манипулирование и пути его решения

    Наибольшую  опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это — не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

    Требуя  большей гибкости в политике, манипулирование  как способ социального управления имеет для его субъектов ряд  преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

    В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов — иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

    Мифы  составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении — марксизме-ленинизме.

    Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.

    Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространенных и внешне безобидных манипуляционных приемов, называемый «спираль умолчания», состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в ее победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринятого» мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате «спираль умолчания» закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам.

Информация о работе Средства массовой информации и политическая власть