Пресс-конференция, как основной канал получения информации для СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание

Цель: оценить эффективность пресс-конференции как средства информационного общения с представителями СМИ.
Задачи:
1) исследовать источники и методы получения информации для СМИ.
2) исследовать значение и роль пресс-конференции, как для журналиста, так и для организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Источники и способы получения информации для СМИ…………………..4
1.1 Источники получения информации журналистами……………………….4
1.2 Способы получения информации………………..........................................9
2 Пресс-конференция, как основной канал получения информации для СМИ………………………………………………………………………………11
2.1 Значение пресс-конференции для журналиста…………………………….11
2.2 Роль пресс конференция для организации………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Источники и способы получения информации для СМИ…………………..4

1.1 Источники получения информации журналистами……………………….4

1.2 Способы получения информации………………..........................................9

2 Пресс-конференция, как основной канал получения информации для СМИ………………………………………………………………………………11

2.1 Значение пресс-конференции для журналиста…………………………….11

2.2 Роль пресс конференция для организации………………………………....15

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  использованных источников…………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      

  • Встреча журналистов  с представителями государственных  учреждений, общественно-политических организаций, традиционно называется пресс-конференцией. Этим термином обходятся  и в тех случаях, когда журналистский корпус представляет исключительно телевидение и радио.
  •       

  • Назначение  пресс-конференций - способствовать адресному  распространению информации (новостей, документов, фотографий) среди редакций СМИ. Они ускоряют поступление информации в редакции, отличаясь авторитетностью источников новостей, достоверностью сведений; при этом всегда возможна многократная проверка и уточнение версий, получение дополнительного пакета новостей (в развитии, в связи с другими событиями).
  •       Хотелось бы отметить, что пресс-конференции представляют собой весьма эффективный метод передачи информации прессе и другим СМИ. Следует сказать и о том, что получив огромное распространение пресс-конференции как метод общения со средствами массовой информации дают весьма положительные результаты.

      Объект: способы и источники получения информации журналистами.

      Предмет: пресс-конференция, как источник получения  информации для СМИ.

      Цель: оценить эффективность пресс-конференции  как средства информационного общения  с представителями СМИ.

      Задачи:

      •   1) исследовать источники и методы получения информации для СМИ.

        2) исследовать значение и роль пресс-конференции, как для журналиста, так и для организации.

            Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения. Первая глава раскрывает источники, способы и методы получения информации журналистами. Во второй главе обозначается значение пресс-конференции для журналистов, а так же роль пресс-конференции в работе организации.

        1 Источники  и способы получения информации для СМИ

        1.1 Источники  получения информации

           Существует  большое количество определений  понятия «документ». Причём некоторые  из них более объёмны: документ –  это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией  для передачи её во времени и пространстве». Другие – более узкие:  «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт»1.

           Говоря  о значении документа как информационного  источника в журналистике, неверно  представляют его лишь в узком смысле. Между тем, как пишет  Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» - лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности»2.

           Общение журналиста с документальными источниками  информации начинается с их поиска. Работа с документами требует  высокого уровня библиографической  грамотности, широкого представления  о типах и видах документов. В журналистике большинством исследователей принята следующая классификация документов. По типу деятельности:

           1) государственно-административные;

           2) производственно-административные;

           3) общественно-политические;

           4) научные;

           5) нормативно-технические;

           6) справочно-информационные;

           7) художественные.

           Вторая  классификация документов основана на группировке по сферам их обращения. Сюда входят документы:

           1) производственные;

           2) общественных организаций;

           3) бытовые.

           «Под  производственными документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах»3. Такие документы подлежат регистрации, однако не существует ни нормативного акта, ни  ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко сталкиваются с отказами официальных лиц.

             Равнозначная ситуация и с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись предоставленными ими данными.

           В работе с бытовыми документами – той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить документ или нет, определяет только воля его владельца).

           Социологами разработано следующее деление  документов, применяющееся в журналистике:

      1. По  способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

      2. По  типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении  денег и протокол собрания  коллектива).

      3. По  статусу документа (официальные  и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка). 
      4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет). 
      5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

           И всё-таки своевременная добыча сведений о существенных изменениях действительности, о тех сторонах жизни, знание о которых для аудитории – необходимость, остаётся для средств массовой информации проблемой номер один.  Прежде всего, необходимо хорошо представлять себе всю совокупность естественных «накопителей информации», сложившихся в обществе на тот или иной период. Оказывается, что для информации о неблагоприятных событиях и для информации о событиях благоприятных  в обществе существуют разные «накопители», причём первые (полиция, скорая помощь, пожарная служба, аварийные службы, ГИБДД, народные суды и так далее) в силу естественных причин известны людям гораздо больше. Информация же о благоприятных событиях фиксируется не так оперативно, как в случаях неприятного свойства. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру органов управления, как страны, так и города и области. На данный момент издаётся большое количество   периодических справочников, содержащих информацию такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в нелёгком деле добычи информации.

           Чаще всего львиную долю сведений журналист получает в интервью 
      – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации.

           Журналист должен быть чётко подготовлен к  предстоящему интервью, должен знать на какие сведения может рассчитывать, приступая к беседе. Чаще всего это следующая информация: фактические данные, знания в той или оной области, мнение по тому или иному поводу, объяснения или комментарии того или иного события (происшествия) имевшего место быть, предложения и прогнозы. Само собой разумеется, что далеко не обо всех вещах интервьюируемый выражает готовность беседовать с журналистом. Это требует от журналиста определённых нюансов в поведении, определенных тактических приёмов. Здесь для журналиста важным является знание психологии общения. Если же вопросы интервьюера нацелены на выяснение взглядов, суждений, отношения собеседника на определённые аспекты действительности, то это, по сути, раскрывает личность интервьюируемого. Чаще всего такая ситуация предстаёт перед нами в портретных интервью.

           Отдельно  стоит поговорить о таком источнике  информации, как информационные агентства, в силу их специфичности. Эти информационные службы обеспечивают фактическим материалом, оформленным по типу жёсткой новости. Идея подобного рода предприятий зародилась в начале 19 века, ей журналисты всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих представительств в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им факты.

           На  данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке информации пользуются следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agance France-Press» (Франция),  «Reuters» (Великобритания)  и ИТАР-ТАСС (Россия). Эти информационные агентства являются наиболее мощными источниками информации в мире, они представлены на информационном рынке большинства стран СНГ.

           В пределах крупных регионов земного  шара  разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные, городские, а так же те, что создаются при издательствах и вещательных компаниях.

          В целях повышенной оперативности  крупнейшие информационные агентства  пользуются всеми видами связи, в  том числе и космической, имеют  мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день.

           Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного источника информации – глобальной компьютерной сети Интернет. Трудно переоценить то количество полезной для журналиста информации, которое содержит сеть Интернет. Но кроме этого он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров.

           Во-первых, интернет все в большей степени  становится мега-источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универсальной информационной средой. Благодаря оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды (такие как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное общение и т.п.) постепенно сливаются в едином информационном пространстве.

           Во-вторых, интернет позволяет осуществлять поиск  необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.). Интернет, таким образом, это одновременно и океан информации, и сеть, чтобы вылавливать из этого океана нужное.

           В-третьих, интернет - это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее  телефон, факс и другие привычные  способы связи.

           В-четвертых, интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Электронные СМИ теснят на рынке СМИ традиционные, нередко опережая последние как в плане оперативности, так и по качеству разработки информации.

      1.2 Способы получения информации

           Сегодня существует множество способов получения  информации, к основным относятся следующие.

      1. Брифинг

      2. Интервью

      3. Массовый опрос

      4. Общение журналиста с коллегами

      5. Презентация

      6. Пресс-релиз

      7. Репортаж (наблюдение)

      8. Анализ документов

      9. Пресс-конференция

           Брифинг (англ. briefing, от brief —  краткий) —  это встреча официальных лиц  с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, заседаниях, конференциях, информация об их ходе, взглядах сторон и т.д. Брифингом также является короткое информационное сообщение, которое делается обычно официальным лицом, представителем правительства, международных организаций, коммерческих структур и других высоких инстанций с представителями средств массовой информации, в целях информирования их о важных событиях, ходе международных переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров, о позициях и взглядах участников и достигнутых результатах.

           Интервью - это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и вполне самостоятельным материалом. С одной стороны интервью – информационный жанр журналистики, литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды которого интересны широкому кругу читателей. С другой стороны интервью – метод получения сведений путем общения с людьми. В самом грубом истолковании интервью – это беседа, предназначенная для опубликования.

           Массовый  опрос - метод социологического исследования, целью которого является выяснить отношение всего социума либо какой-то социальной группы к тому или иному предмету, инструментом сбора данных – анкета, заполняемая респондентом или интервьюером. Характерной особенностью массового опроса является достаточно большая выборка (см. «Выборка»), которая накладывает определенный отпечаток на собираемую информацию: исследователя интересуют в первую очередь количественные данные. Массовый опрос – самый дорогостоящий метод исследования общественного мнения и общества, но данный метод позволяет получить очень обширную информацию об общественном мнении, стратификации общества, взаимодействии различных факторов и т. д. Методологически требует хорошей проработки анкеты, правильно построенной выборки и квалифицированного анализа данных. Для анализа используют математический аппарат статистики и некоторых других дисциплин, достигший в последнее время достаточной гибкости: непараметрическая статистика, нечеткая логика, нейронные сети, статистика нечисловых объектов и т. п.

           Общение журналиста с коллегами - является неиссякаемым источником полезной деловой информации, в таких беседах представители СМИ не только обмениваются фактологическим материалом, но и имеют возможность сразу его осмыслить, выйти на определённую тему, уточнить концепцию. Такой процесс получения информации журналистами плодотворно влияет на их творческую деятельность, способствует поддержанию информационного сотрудничества между журналистами, что в свою очередь положительно влияет на качество преподносимой аудитории информации.

           Презентация – это выступление, иногда сопровождаемое визуальными образами, направленное на то, чтобы донести до аудитории информацию и/или убедить ее совершить определенные действия, нужные организатору презентации. Эффективная презентация, как правило, заранее спланирована, хорошо организована и предназначена для определенной аудитории. Презентации обязательно состоят из межличностного контакта, когда компания в лице своего представителя или представителей напрямую обращается к своей аудитории. Презентации могут устраиваться как для одного - двух человек, т. е. проходить с глазу на глаз, так и для большой группы людей.

           Пресс-релиз  – это сообщение, содержащее важную новость или полезную для широкой аудитории информацию. Пресс-релиз распространяется пресс-службами организаций или PR-агентствами для возможной публикации в прессе и информирования общественности. Пресс-релиз должен оптимально «вписываться» в специфику издания, ориентироваться на целевую аудиторию его читателей (подписчиков). Иногда целесообразно делать два варианта пресс-релиза — для центральной и специализированной прессы. Особенно важно учитывать масштаб новости и ее актуальность. То, что является значительным событием для специализированной или региональной прессы, может оказаться слишком «мелким» для деловых изданий. Для ежедневных газет новость утрачивает свою актуальность через один-два дня. При написании пресс-релиза важно правильно выбрать заголовок. Заголовок должен кратко и четко формулировать основное содержание пресс-релиза.

           Репортаж (наблюдение) - материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Наблюдение же ориентированно на получение данных о развитии той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение длительного контакта.

           Анализ  документов - это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач. Анализ документов используется чрезвычайно часто в силу некоторых особенностей нашего общества. Дело в том, что большая часть социологических исследований проводится в обществах, где письменность и документы, составленные на её основе, широко распространены. К документам также часто причисляют так называемые иконографические документы, воспринимаемые визуально, и фонетические, ориентированные на слуховое восприятие (музыка, радиопередачи). Особенно часто это относится к фотографиям, но помимо их иногда в этот список включают фильмы, телепередачи, произведения изобразительного искусства, предметы быта и т. д. Так как они не содержат текстов, в этом случае принимают во внимание визуальные, пространственные и стилевые элементы этих документов.

           Пресс-конференция  – это встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур, имеющая целью предоставление СМИ фактографической, проблемной и комментирующей информации. Пресс-конференция предполагает авторитетность источника новостей (ньюсмейкера), получение информации первыми, возможность проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов. Пресс-конференция, как любое мероприятие имеет ряд функций.

           1) Способствовать адресному распространению информации (новостей, документов, фотографий) среди редакций СМИ. Они ускоряют поступление информации в редакции, отличаясь авторитетностью источников новостей, достоверностью сведений; при этом всегда возможна многократная проверка и уточнение версий, получение дополнительного пакета новостей (в развитии, в связи с другими событиями).

           2) Налаживание и сохранение хороших взаимоотношений со средствами массовой информации, которые могут принести огромную выгоду. Эффективные взаимоотношения со СМИ обеспечивают взаимодоверие и баланс между СМИ и отдельными людьми и их организациями.

           Сделав  общий обзор основных способов и источников получения информации журналистом, можно сделать следующий вывод.

           Получение сведений (или информации) – это  всегда взаимодействие журналиста с  объектом. Поэтому, выбирая тот или  иной источник информации, журналист  должен учитывать:

      1. Общие  и конкретные цели 

      2. Доступность  источников информации 

      3. Сроки сбора информации

      4. Степень  надёжности информации  
       

      2 Пресс-конференция, как основной канал получения информации для СМИ

      2.1 Значение пресс-конференции для журналиста

             Пресс-конференция для журналиста — это всегда надежда на знакомство с неожиданной и важной для аудитории темой. Но даже если надежда эта по самым разным причинам оказывается эфемерной, и то, что удалось добыть, не удовлетворяет журналиста, все же для него подобное мероприятие — всегда новый урок на будущее.

             Пресс-конференции  проводят президенты стран, министры и другие высокопоставленные чиновники. Пресс-конференции проводят депутаты разных уровней и лидеры политических партий и прочих общественных организаций. Пресс-конференции проводят «олигархи» (чаще — низвергнутые) и бизнесмены… Пресс-конференции проводят все, кто может их провести и кто верит в то, что подобное мероприятие — самый близкий и самый надежный путь обращения через СМИ к уму и сердцу тех, кого называют то «народом», то «населением», то «электоратом»…

             Как известно, в мире постоянно происходят какие-то новые события, складываются новые ситуации. Они могут быть исключительно острыми по своему характеру (то ли для общества, то ли для самих инициаторов пресс-конференций) и порой сложными для понимания. Вот в этом случае и возникает необходимость объяснить публике «что есть что» или «кто есть кто».

             Причем  лица, приглашающие к себе журналистов, как правило, пытаются подать все  в выгодном для себя свете, чтобы  получить поддержку со стороны аудитории. Поэтому заранее можно сказать, например, что если очередной «олигарх», которого вызывают на допрос в прокуратуру по подозрению в неуплате государству налогов, срочно собирает журналистов, то он обязательно будет убеждать их в том, что только и делает, что денно и нощно печется о благе Отечества, а вызов на допрос — не что иное, как «козни политических противников» и т.п.

             Конечно, как уже было сказано, журналист  надеется получить на пресс-конференции  какую-то новую, важную для аудитории  информацию. Иначе незачем ему тратить на это мероприятие свое время. По крайней мере, большинство профессиональных журналистов, собираясь на пресс-конференцию, ставит перед собой именно такую цель. Разумеется, что они исходят при этом из правильно понятого долга перед своим изданием, перед аудиторией. Но, как показывает практика, представление о том, что нужно изданию и аудитории, у разных СМИ может быть различным. И в этом нет ничего странного. Странно то, что иногда оно бывает настолько своеобразным и трудно поддающимся пониманию и оправданию, что просто вызывает изумление.

             Нацеленность  журналиста на серьезную работу —  очень важная предпосылка социальной значимости его творчества. И все  же даже самый ответственный автор  будущего выступления в СМИ не всегда может получить на пресс-конференции именно ту информацию, на которую он рассчитывает. В немалой мере результат его работы будет предопределен тем, что реально предложат ее устроители, как она будет «выстроена». Зная, какие варианты проведения конференции чаще всего реализуются, журналист может заранее сориентироваться в каждом конкретном случае и принять наиболее оптимальное решение, в том числе и о том, идти ли ему вообще на конференцию или воздержаться от этого шага. Если будет решено идти, то он может поразмыслить над тем, как организовать свое пребывание на ней, чтобы получить какие-то более-менее весомые плоды.

             1. Журналиста могут пригласить  на пресс-конференцию, не имеющую  существенного значения для его  СМИ. Что имеется в виду? Предположим,  планируется встреча с неизвестным лидером малоизвестного политического объединения на тему: «Политические партии и общественное мнение». Сама по себе тема может показаться актуальной, однако рассуждения о ней неизвестного широкой публике лица вряд ли привлекут внимание аудитории. Такой же по своей значимости может оказаться пресс-конференция, которую решили организовать, скажем, представители местного отделения известной фирмы по поводу приезда одного из ее руководителей. Цель такой конференции, как правило, сугубо меркантильная — польстить «боссу».

             2. Журналиста должно настораживать  и содержащееся в приглашении  замечание о том, что на пресс-конференцию,  кроме тех, кто будет ее проводить  непосредственно (отвечать на  вопросы по существу дела, «работать  по теме»), прибудет какая-то важная персона в качестве «свадебного генерала» (мэр города, заезжая знаменитость, депутат Госдумы и т.п.). Таких людей нередко приглашают для придания мероприятию значимости. Подобные пресс-конференции чаще всего превращаются из деловых встреч в некие развлекательные события. А поскольку внимание журналистов, как правило, переключается с темы конференции на «интересных гостей», то и публикации, как правило, посвящаются в основном этим людям, но не показу существа дела, ради которого было созвана пресс- конференция. Как правило, чем больше высоких «гостей», тем дальше пресс-конференция от ее первоначального замысла.

             3. Надо быть готовым и к тому, что специалисты, стремясь показать  свою «подкованность», уведут  вас в дебри какой-то узкой  проблемы. Конечно, не по злому умыслу, а чтобы заставить журналистов «ощутить и понять» проблему, а значит, и соответствующим образом осветить ее в прессе.

             4. Еще одна помеха, с которой  может столкнуться журналист  на конференции, — отсутствие  оперативной информации об ее  участниках. Иногда считают, что таблички в президиуме, а также «бэйджики», списки гостей, указывающие на то, «кто есть кто» из участников и организаторов мероприятия, — простая формальность. Однако, как свидетельствует практика, отсутствие подобных атрибутов может помешать журналисту получить необходимую информацию. Кроме того, записывая информацию на слух, легко ошибиться, перепутать фамилии, имена, должности участников.

             5. Некоторые организаторы не представляют  пресс-релиз конференции, считая  его ненужным. С этим можно было бы согласиться, если бы отсутствие его не снижало уровень мероприятия. Скажем, если тема конференции достаточно сложная, то журналист, не получив заранее пресс-релиз, не сможет подготовиться и будет надеяться лишь на то, что вопросы зададут более подготовленные коллеги.

             6. Нередко вам может мешать и  отсутствие на пресс-конференции  ведущего. Так случается тогда,  когда организаторы ее считают,  что ведущим должен быть тот,  кто выступает перед журналистами. Подобное решение можно считать  вполне приемлемым, если таковым окажется человек, имеющий достаточный опыт общения с публикой, и в частности с представителями прессы (это прежде всего писатели, поэты, артисты, парламентарии и т.п.).

             В случае же, когда перед журналистами будут выступать несколько человек, ведущий просто необходим, поскольку он помогает организовать последовательность выступлений и ответы на вопросы журналистов. Конечно, если конференцию организуют и проводят специалисты хорошего пресс-клуба (такой, например, есть в РИА «НОВОСТИ»), то «проколы», подобные описанным, вряд ли возможны.

      2.2 Роль пресс конференция для организации

             Пресс-конференции - один из наиболее распространенных и  эффективных способов организации  связей с общественностью и передачи ей необходимой информации через  посредника, роль которого в данном случае выполняет пресса и другие СМИ. Пресс-конференции целесообразны в тех случаях, когда организации необходимо:

           1) проинформировать свою общественность о каком-либо важном и неординарном событии в своей жизни;

           2)   продемонстрировать достижения фирмы или ее новую продукцию;

           3) представить новую концепцию развития, вызывающую массовый общественный интерес;

           4) решить спорные вопросы, давно обсуждаемые общественность.

           5) наладить личные контакты руководства организации с представителями СМИ.

             Инициаторами  проведения пресс-конференции в  подавляющем большинстве случаев  являются руководители и специалисты  различных структур, организаций  и компании, а иногда работники  СМИ, которые под давление различных  групп общественности желают получить развернутое, квалифицированное и официальные ответы на интересующий вопрос.

             Специалисты в области связей с общественностью не рекомендуют организовывать пресс-конференции по мало значительным поводам, а также в тех случаях, когда обычная информация может быть передана с помощью традиционных средств( например с помощью пресс-релизов).

             До  начала пресс-конференции ее организаторы должны подготовить и разослать  специальные приглашения тем  представителям СМИ, которых они  хотели бы видеть, на данном предприятии. Такой выборочный подход к составу частников пресс-конференции не исключает, однако, того, что на ней будут присутствовать журналисты оппозиционно настроенных изданий. Организаторы пресс-конференции не должны препятствовать их участию в обсуждении намеченных проблем, поскольку это почти всегда отрицательно влияет на деловой имидж организации, свидетельствует о неуверенности руководства фирмы в правильности своих позиций. Нежелании выслушать острые вопросы и отвечать на критические замечания.

             Представителям ежедневных изданий приглашения для участия в пресс-конференции рекомендуется высылать примерно за неделю до ее проведения, с тем чтобы у них было несколько дней для планирования собственной работы и подготовки к мероприятию, если в работе пресс-конференции предполагается участие журналистов из ежемесячных и ежеквартальных изданий, то сроки рассылки приглашений должны быть скорректированы соответствующим образом. 

             В самом приглашении следует указать:

           1) место, день и время проведения пресс-конференции, ее примерную продолжительность.

           2) общую тематику пресс-конференции и перечень основных вопросов, предполагаемых к рассмотрению

           3) фамилии и должности основных участников пресс-конференции со стороны ее организаторов

             В приглашении не рекомендуется слишком  подробно перечислять и, тем более, комментировать основные вопросы пресс-конференции, чтобы не ослабить интерес представителей СМИ к предстоящему событию.

             При выборе дня проведения пресс-конференции  необходимо стремится к тому, чтобы  он не совпадал с днем проведения в этом же городе какого-либо другого крупного события, представляющего широкий общественный интерес и привлекающего основную массу журналистов из различных СМИ.

             Средства  массовой информации, получившие приглашения  для участия в пресс-конференции, но не приславшие на нее по каким-либо причинам своих представителей, не должны лишиться возможности рассказать о данном событии на своих страницах, радио- или телеэфире. Поэтому организаторы пресс-конференции обычно рассылают в упомянутые СМИ все необходимые материалы, а также тексты или тезисы основных выступлений участников пресс-конференций.

             Руководители  СМИ ежедневно получают большое  количество приглашений для своих  сотрудников на ту или иную пресс-конференцию. Некоторые приглашения вызывают у них интерес, а другие они просто игнорируют. Именно поэтому организаторам пресс-конференций необходимо учитывать, что количество разосланных приглашений далеко не всегда будет совпадать с количеством посетивших ее журналистов и репортеров. В любом случае целесообразно продумать и организовать процедуру регистрации лиц, пребывающих для участия в работе пресс-конференции. Это тем более полезно сделать для оценки действенности пресс-конференции по результатам анализа публикаций о ней в тех или иных изданиях и соответствующих репортажей в других СМИ.

             Важное  значение при проведении пресс-конференций  имеют личность выступающего, его  ораторские способности и знания обсуждаемого предмета. Далеко не всегда эти свойства сочетаются в одном  человеке, поэтому организаторы пресс-конференций вынуждены решать, кому доверить ведение пресс-конференции – искусному оратору, в совершенстве владеющему техникой устной речи, или же высококвалифицированному специалисту, не умеющему «красиво говорить», но в совершенстве знающему обсуждаемый предмет.

             Разумным  выходом из подобной ситуации может  быть такая организация пресс-конференций, при которой вступительное слово  и главный доклад делает человек, имеющий опыт публичного выступления, а ответы на конкретные вопросы и  специфические комментарии дает специалист в той или иной области.

             Перед началом пресс-конференций иногда целесообразно провести краткую  репетицию той ее части, на которой  докладчик выступает с основной речью, дополнительно проинструктировать персонал на случай непредвиденных вопросов и ситуаций.

             Иногда  полезно заранее распределять некоторые вопросы (из числа предполагаемых) среди своих сотрудников, с тем чтобы они могли задать их выступающим в подходящий момент для смягчения трудной ситуации или перевода обсуждения на другую тему. Этот прием нередко используется в практике проведения пресс-конференций, однако злоупотреблять им не стоит.

             Технология  проведения пресс-конференций не должна предусматривать беседу и обмен  информацией между основными  выступающими и приглашенными представителями  СМИ непосредственно перед началом  пресс-конференции.

             После завершения выступления основных докладчиков  организаторы пресс-конференции должны объявить, что для вопросов журналистов  и ответов на них отводится  строго определенное время.

             В ходе пресс-конференции приглашенные представители СМИ могут задать вопросы, носящие критический, компрометирующий и недоброжелательный характер по отношению к организации, проводящей данное мероприятие. Вполне понятно нежелание организаторов отвечать на подобные вопросы. Однако отказ в данном случае гораздо менее уместен, нежели попытка смягчить вопрос, ответить на него уклончиво или неполно, перевести разговор на другую тему.

           Во  время выступления основных участников пресс-конференции и ответов на вопросы приглашенных журналистов  и репортеров организаторы пресс-конференции нередко подбрасывают заготовленные заранее «сенсационные новости» и сообщения. Подобный прием повышает интерес к происходящему мероприятию, но пользоваться им надо осторожно и в меру.

           В числе организационных вопросов подготовки и проведения пресс-конференции существенное место занимает быстрое и безошибочная идентификация всех ее участников. Для этого организаторы пресс конференции должны обеспечить привлеченных сотрудников организации небольшими пластиковыми нагрудными табличками, которые содержат информацию об имени, фамилии данного участника мероприятия, его занимаемой должности в компании, обязанностях по участию в пресс-конференции. По возможности такие таблички должны быть снабжены фотографиями владельцев и их служебными телефонами. Перед выступающими на пресс-конференции также целесообразно расставить идентификационные таблички с указанием фамилий, имен и должностей.

           Для повышения результативности пресс-конференции  каждому из присутствующих на ней  представителей СМИ должны быть вручены  необходимые информационные материалы (пресс-релизы, фотографии, слайды, видео- и аудиокассеты, дискеты, каталоги, отчеты и другие документы, содержащие информацию по обсуждаемым вопросам).

           Организаторы  пресс-конференции должны тщательно  продумать многочисленные технические аспекты ее обеспечения ( помещения, столы, стулья, освещение, исправные розетки, микрофоны, средства орг. Техники, оперативную связь, место для телекамер и т.д.).

           В зависимости от событий, предопределяющих место проведения пресс-конференций, встречи журналистов с главными лицами подразделяют на несколько видов.

           Оперативные пресс-конференции проводят в спешном  порядке, на месте событий или  происшествий, вслед за подведением  итогов голосования, окончания переговоров  и т.д. “Летучие пресс-конференции возникают по инициативе самих журналистов при согласии их “визави”. Специально оговаривается неофициальный характер подобных пресс-конференций, т.к. последующие заявления, разъяснения властей уточняют трактовку события, дополняют ее новыми фактами, подробностями, включают анализ ситуации.

           Регулярные  пресс-конференции организуются в  предварительно объявленное время  в специально приспособленных для  встречи помещениях.

           По  завершению пресс-конференции организаторы обычно устраивают для приглашенных журналистов и репортеров небольшое угощение (коктейль, фуршет и т.п.). Цель данного мероприятия – вовсе не налаживание дружеских контактов с представителями агрессивно настроенных СМИ, а создание неформальной обстановки для более эффективного общения руководителей и специалистов компании с представителями СМИ и деловых кругов.

           После завершения пресс-конференции, ее организаторы должны оценивать результативность проведения мероприятия. Для этого необходим полный и детальный анализ материалов о прошедшей пресс-конференции.

           Из  выше сказанного можно сделать следующий  вывод.

           Пресс-конференция — прекрасный способ организовать освещение какого-либо события в прессе. Существует очень много способов и методов проведения пресс-конференции. Каждая организация выбирает наиболее приемлемый себе метод. Это может зависеть и от бюджета той или иной организации, и в зависимости какие цели она преследует. Но всегда необходимо помнить, что цель пресс-конференции одна: передать важную информацию общественности с помощью средств массовой информации. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

           Заключение

           В первой главе данной курсовой работы были определенны основные источники и способы получения информации для журналистского сообщества, проанализировав литературу, сопоставив различные точки зрения на проблему журналистской информации можно сделать следующий вывод.

           Существует  огромное количество способов и источников получения информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в обществе журналисту необходимо знать и уметь использовать все способы и источники получения информации, что существенным образом обогатит и разнообразит материалы этого журналиста.

             Во второй главе была исследована пресс-конференция, как основной канал получения информации для журналиста, а так же было определенно значение и роль пресс-конференции для организации. В результате проведенного исследования можно сделать вывод.

           Пресс-конференция – один из наиболее распространенных и эффективных способов передачи необходимой информации через посредника, роль которого в данном случае выполняет пресса и другие СМИ.

           Важное  значение при проведении пресс-конференций  имеют личность выступающего, его  ораторские способности и значения обсуждаемого предмета. После завершения выступления основных докладчиков организаторы пресс-конференции объявляют, что для вопросов журналистов и ответов на них отводится строго определенное время.

           Для повышения результативности пресс-конференции  каждому из присутствующих на ней  представителей СМИ вручаются необходимые  информационные материалы. Организаторы пресс-конференции тщательно продумывают многочисленные технические аспекты ее обеспечения. 
       

           Список  используемых источников

      1. Абрамова Е. Подготовка PR-кампании / Е. Абрамова // Директор-инфо. - 2002.
      2. Алёшина И.В., Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров/  Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издат. «Гном-пресс», М., 1997 г.
      3. Антипов К.В. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие / К.В. Антипов, Ю.К. Баженов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2002.
      4. Блашенкова В. PR как средство оптимизации информационных потоков / В. Блашенкова // Логистика и транспорт. системы. - 2003.
      5. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз: Пер. с англ. / С. Блэк. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 317 с.
      6. Бочаров М. Место PR в системе маркетинговых коммуникаций / М. Бочаров // Маркетинговые коммуникации. - 2001.
      7. Варакута С.А. Связи с общественностью: Учеб. пособие / С.А. Варакута, Ю.М. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 244 с.
      8. Информационное обеспечение конгресса, форума, съезда: (Методы взаимодействия с прессой и журналистами при проведении мероприятий обществ. и полит. характера) / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; [Т.С. Иларионова]. - М., 2000. - 51 с.
      9. Карпухин О.И. Формирование масс. Природа общественных связей и технологии "паблик рилейшнз": Опыт историко-социол. исслед. / О.И. Карпухин, Э.Ф. Макаревич. - Калининград: Янтар. сказ, 2001. - 546 с.
      10. Катлип С.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Учеб. пособие: Пер. с англ. / С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. - 8-е изд. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2000. - 614 с.
      11. Колосова С.В. Возможности проведения PR-кампании в условиях ограниченных ресурсов / С.В. Колосова // Маркетинг и маркетинговые исслед. - 2002.
      12. Королько В. Основы паблик рилейшнз: Учеб. / В. Корольков. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. - 526 с
      13. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А.Д. Кривоносов. 2-е изд., доп. - СПб.: Петерб. Востоковедение, 2002.-279 с.
      14. Мамонтов А.А., Практический PR. Как стать хорошим PR  -менеджером, версия 2.0./ Доп. и перераб. М. Вершина, 2008.196 с.
      15. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика / В. Моисеев. - 2-е изд. - М.: ИКФ "Омега-Л", 2001. - 375 с.
      16. Пономарев С. Специфика подготовки текстов в паблик рилейшнз / С. Пономарев // Маркетинговые коммуникации. - 2001. 140 с.
      17. Петpов Л.В. "Массовая коммуникация и культуpа" Ленингpад 1991
      18. Почепцов Г.Г. «Паблик рилейшнз для профессионалов». М.: «Рефл-Бук», «Ваклер» - 2000. 622 с.
      19. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. Ред. Г.В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА*М, 1999. 672 с.
      20. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика/ Под ред. Садовничего В.А., М., 2007. 551 с.
      21. Гандапас Р. Пресс-конференция: как отвечать на вопросы и прощаться / Р. Гандапас // Рекламодатель. - 2002.
      22. Гандапас Р. Пресс-конференция: сегодня вы - ньюсмейкер / Р. Гандапас // Рекламодатель. - 2002.

    Информация о работе Пресс-конференция, как основной канал получения информации для СМИ