Понятие и признаки информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание

В простейшем бытовом понимании с термином "информация" обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.д. о чем-либо, о ком-нибудь. В переводе с латинского языка "informatio" означает сведения, разъяснения, изложение. С.И. Ожегов дает следующее определение информации: это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством, а под сведениями он понимает познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо.

Работа состоит из  1 файл

Информация. Понятие, виды.docx

— 21.45 Кб (Скачать документ)

Понятие и признаки информации

В простейшем бытовом  понимании с термином "информация" обычно ассоциируются некоторые  сведения, данные, знания и т.д. о  чем-либо, о ком-нибудь. В переводе с латинского языка "informatio" означает сведения, разъяснения, изложение. С.И. Ожегов дает следующее определение информации: это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством, а под сведениями он понимает познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо.

Поскольку информация – результат отражения действительности, значит, она должна содержать не просто знания, а знания о чем-либо – о действительности, ее предметах  и явлениях. Поэтому следует отметить, что с функциональной точки зрения информация является сведениями о предметах  и явлениях окружающей субъекта познания действительности. Именно с этой точки  зрения информацию определяет закон (Федеральный  закон от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ "Об информации, информационных технологиях  и о защите информации).

Принято выделять следующие признаки информации:

Информация обладает свойством физической неотчуждаемости. Она физически не может быть отчуждена от ее производителя или передающего субъекта. Исходя из этого при передаче информации от одного лица к другому процедура ее отчуждения опосредуется передачей прав на ее использование, и информация передается вместе с этими правами.

Следующий признак  информации проявляется в ее двойственной природе. Заключается он в том, что при включении в оборот информация всегда (или чаще всего) отображается на материальном носителе, в связи с чем возникает двуединство информации и ее материального носителя. Вследствие этого, с одной стороны, информация носит нематериальный характер как результат прежде всего умственной деятельности, с другой - материальный, поскольку находит свое выражение на материальном носителе. Информация непотребляема, она подлежит моральному, но не физическому износу.

Информация обладает тиражируемостью. Она может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Отсюда следует, что в результате распространения одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц. 

 

Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)

По своему правовому  режиму информация разделяется на общедоступную (открытую) и информацию с ограниченным доступом. В свою очередь, последняя подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

Конституция РФ исходит  из приоритета общедоступной (открытой) информации в обществе, опираясь при  этом на нормы международного права (п. 2 ст. 19 Международного пакта о  гражданских и политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В общедоступную информацию входят сведения, определяющие основы жизни и мировоззрения человека в обществе, начиная от получения общего профессионального образования и заканчивая знаниями о состоянии здоровья Президента РФ. Это самая широкая зона информации, функционирующая по принципу: все разрешено, что не запрещено законом. Запрет на общедоступную информацию может быть наложен только федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Не может быть запрещена к открытому распространению  в обществе информация, относящаяся  к:

законодательным и  другим нормативным актам, устанавливающим  правовой статус органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности  граждан, порядок их реализации;

документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения  безопасности населения;

документам, содержащим информацию о деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, об использовании  бюджетных средств и других государственных  и местных ресурсов, о состоянии  экономики и потребностей населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документам, накапливаемым  в открытых фондах библиотек и  архивов, информационных системах органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Индивидуальное  пользование общедоступной информацией  гарантируется и вышеупомянутым Законом "Об информации, информатизации и защите информации". Естественно, он не определяет содержания всех видов  информации, которые относятся и  могут относиться к общедоступной  информации.

К информации, являющейся государственной тайной, относится  информация, установленная Законом  РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной  тайне".

В соответствии со ст. 5 этого Закона к государственной  тайне относятся:

1) сведения о  содержании стратегических и  оперативных планов, о разработке, производстве, объемах производства, хранении и утилизации ядерных  боеприпасов, о тактико-технических  характеристиках и возможностях  боевого применения образцов  вооружения и военной техники  и другие;

2) сведения в  области экономики, науки и  техники (о содержании планов  подготовки к возможным военным  действиям, о мобилизационных  мощностях промышленности по  изготовлению и ремонту вооружения  и военной техники, о силах  и средствах гражданской обороны,  о достижениях науки и техники,  имеющих важное оборонное значение, и пр.);

3) сведения о  внешнеполитической, внешнеэкономической  деятельности, о финансовой политике  в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей  по внешней задолженности), а также  о финансовой или денежно-кредитной  деятельности, преждевременное распространение  которых может нанести ущерб  безопасности государства;

4) сведения о  силах, средствах, источниках, методах,  планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности; о лицах, сотрудничающих  или сотрудничавших на конфиденциальной  основе с органами, осуществляющими  разведывательную, контрразведывательную  и оперативно-розыскную деятельность; об организации, силах, средствах  и методах обеспечения безопасности  объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты  секретной информации и др.

Одновременно этот Закон устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной  тайне сведения о:

чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;

состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Под конфиденциальной информацией понимается документированная  информация (информация, содержащаяся на материальных носителях), доступ к  которой ограничен в соответствии с законодательством РФ. В Законе "Об информации, информатизации и  защите информации" содержится также  положение о том, что отнесение  информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством  РФ, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 11 Закона (п. 5 ст. 10). Общего закона о  порядке отнесения информации к конфиденциальной в настоящее время не существует. Данный вопрос решается применительно к отдельным видам конфиденциальной информации на уровне закона, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а в отношении коммерческой и служебной тайны также на уровне локальных норм права.

Необходимо отметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к  конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может  решаться непосредственно собственником  информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).

Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа  пользователей к информации.

Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданах определяются на уровне федерального закона.

В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении  Перечня сведений конфиденциального  характера" предусматриваются шесть  видов такой информации[12]:

1) сведения о  фактах, событиях и обстоятельствах  частной жизни гражданина, позволяющие  идентифицировать его личность (персональные  данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в  средствах массовой информации  в установленных федеральными  законами случаях;

2) сведения, составляющие  тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен  органами государственной власти  в соответствии с ГК РФ и  федеральными законами (служебная  тайна);

4) сведения, связанные  с профессиональной деятельностью,  доступ к которым ограничен  в соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами (врачебная,  нотариальная, адвокатская тайна,  тайна переписки, телефонных переговоров,  почтовых отправлений, телеграфных  или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные  с коммерческой деятельностью,  доступ к которым ограничен  в соответствии с ГК РФ и  федеральными законами (коммерческая  тайна);

6) сведения о  сущности изобретения, полезной  модели или промышленного образца  до официальной публикации информации  о них.

В условиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все более важное значение приобретает защита коммерческой тайны.

Под информацией, составляющей служебную и коммерческую тайну, в самом общем значении понимаются сведения, имеющие служебный и  коммерческий характер. Подобного рода сведения нельзя сводить только к  сделкам, заключаемым с третьими лицами в сфере приобретения материалов и сырья для производства продукции, получения необходимого финансирования, реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг. Понятие  коммерции в данном случае шире и  включает в себя наряду со сделками также вопросы, связанные с учреждением  и управлением организацией или занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. 139 ГК РФ информация может рассматриваться  как составляющая служебную или  коммерческую тайну при соблюдении трех условий. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам. Во-вторых, к ней  не существует свободного доступа на законном основании. И в-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видно, содержание приведенных условий заключается в установлении правового режима пользования служебной и коммерческой информацией. О сведениях, составляющих содержание служебной и коммерческой информации, в данном случае вообще речи не идет. Соответственно, в ст. 139 ГК РФ используется терминология служебной и коммерческой тайны.

Сведениям, являющимся содержанием коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвящена отсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющих содержание коммерческой информации, а сведений, которые  не должны составлять содержание коммерческой информации и быть предметом ее тайны. Такие сведения могут устанавливаться  лишь законом и иными правовыми  актами, но не локальными правовыми  нормами и распоряжениями собственника информации или должностными лицами организации - обладателя информации.

Конкретные элементы содержания коммерческой информации (перечни  сведений) обычно устанавливаются самими юридическими лицами (собственниками или производителями информации, не являющимися собственниками документированной  информации). Делается это, как правило, в форме решений, приказов, распоряжений, иных локальных актов, принимаемых  органами управления соответствующих  юридических лиц

Информация о работе Понятие и признаки информации