Методы противодействия манипулятивным технологиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:41, реферат

Описание

Цель работы – анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.
Для достижения цели следует обозначить следующие задачи:
1. Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности, акцентируя внимание на телевидении, в зависимости от их специфики;
2. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением.

Содержание

Введение 3
1. Особенности манипулятивных приемов, применяемых на каналах СМИ (газеты и журналы, радио, интернет) 5
2. Особенности манипулятивных технологий на телевидении 10
3. Методы противодействия манипулятивным технологиям 19
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

масс ком реферат.docx

— 50.52 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

Введение 3

1. Особенности манипулятивных приемов, применяемых на каналах СМИ (газеты и журналы, радио, интернет) 5

2. Особенности манипулятивных технологий на телевидении 10

3. Методы противодействия манипулятивным технологиям 19

Заключение 23

Список литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность. В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения.

     Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую  установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность  человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию  и тот факт, что люди чаще не склонны  анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать  ее без вопросов.

     Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать  как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или  отдельных личностей (олигархов, лидеров  политических движений, религиозных  сект). Эта деятельность осознанна  и целенаправленна, у ее организаторов  есть определенные цели, намерения  получить выгодные для себя результаты.

     Члены современного общества практически  лишены диалога друг с другом, общение  им заменяют СМИ.

     СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие  и лояльность к себе. Однако в  результате неспособности финансово  обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или  олигархов.

     Главной целью собственников СМИ является изменение ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в  выгодном для них направлении.

     Для достижения данной цели применяются  различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его.

     Проблема  состоит в том, что большая  часть населения не имеет представления  о сути и способах манипулирования  общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию, поэтому данная тема как никогда актуальна.

     Цель  работы – анализ современных манипулятивных технологий, их сути и применения в СМИ.

     Для достижения цели следует обозначить следующие задачи:

     1. Рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности, акцентируя внимание на телевидении, в зависимости от их специфики;

     2. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности манипулятивных приемов, применяемых на каналах  СМИ (газеты и журналы, радио, интернет)

Прежде  чем рассмотреть способы манипуляции  общественным мнением  на телевидении, нужно проанализировать особенности манипулятивных приемов, применяемых на остальных каналах СМИ, и установления связей между спецификой того или иного канала СМИ и особенностями применяемых на нем приемов манипуляции.

     СМИ подразделяются на визуальные (периодическая  печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино) и  электронные (Интернет).

     Приступим к анализу каждого канала СМИ  и применяемых на них манипулятивных технологий.

     Газеты  и журналы. Согласно многочисленным исследованиям, человек лучше всего воспринимает информацию в письменном виде. Это можно объяснить тем, что у читателя газеты или журнала всегда есть возможность вернуться к прочитанному, обдумать его и сделать выводы. По данным www.brandmedia.ru на долю аудиовосприятия информации приходится 15%, зрительного восприятия – 75%. Следовательно, по степени воздействия на аудиторию пресса занимает второе место (75%) после телевидения (90%).

     Пресса  в основном настроена на семантическое  восприятие аудитории. Семантическая  информация настраивает людей действовать  в соответствии со своими убеждениями  и интересами.

     Если  телевидение, прежде всего, обращается к чувствам и эмоциям зрителя, то пресса - к логике и здравому смыслу человека. Поэтому часто используются такие приемы, как наклеивание  ярлыков, перенос положительного/отрицательного образа, ссылок на авторитеты, использование рейтингов и данных опросов общественного мнения.

     Прежде  всего, читатель обращает внимание на фотографии. Особенно если перед ним  цветной журнал.

     Подбор  фотографий зависит от тех целей, которые ставят перед собой авторы материала. Например, подобрать невыигрышное для того или иного политика фото или, наоборот, фото, выгодно показывающее его. Также в качестве манипулятивного приема могут выступать подписи к иллюстрациям. Комментарии к фотографиям могут создать как положительную, так и отрицательную оценку увиденного.

     В прессе часто используется следующий прием: в самом начале статьи автор дает оценку событию или личности, о которой в ней идет речь, что, естественно, влияет на мнение читателей. Лид «освещает главную тему, наиболее важный элемент сообщения и устанавливает тон повествования»

[5, раздел I, гл.2].

     Отдельно  следует сказать о заголовках. Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом и выделенный цветом, привлекает внимание читателя. Заголовки бывают разных видов: заголовок-цитата («Ясин считает бюджет «перегретым»), заголовок-интрига («За что берут взятки в московской милиции»), заголовок-резюме («Турецкое правительство предупреждает, что американские базы могут быть закрыты»), заголовок-хроника («Началось строительство газопровода в обход Чечни») и т.д.

[5, раздел I, гл.2].

     Поскольку газеты покупаются в спешке, «на  ходу», то покупатель ориентируется, прежде всего, по заголовкам, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию.

     Часто содержание гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку. Данный прием следует  использовать осторожно, поскольку несоответствие заголовка содержанию статью может подорвать доверие к тому или иному изданию.  
 

     Например, заголовок «Собчак выгнали с  Рублевки» явно указывает на то, что героиня статьи совершила  что-то из ряда вон выходящее, но во время прочтения статьи оказалось, что К. Собчак не устраивали соседи, поэтому она сама решила переехать  в другое место.

     Заголовки, как и подписи к иллюстрациям, и лиды являются главными раздражителями для читателя, просматривающего газетную полосу, поэтому они выступают  основными объектами внимания манипуляторов  в прессе.

     Также к манипулятивным приемам в прессе относится расположение сообщения в структуре печатного издания и на полосе.

     Сообщение, которое должно запомниться, следует  располагать в начале, когда внимание читателя еще не успело притупиться, и он способен воспринимать информацию адекватно. Вероятность того, что  читатель отложит газету при ознакомлении с первыми полосами, очень мала (если, конечно, ему предложен интересный материал). Если цель состоит в том, чтобы читатель воспринял сообщение  как незначительное, его следует помещать в середине издания [9].

     Если  материал большой по объему, нужно  обязательно выделять главные мысли, разбивать его на части несколькими  фотографиями и подзаголовками, а  также выделять основные мысли цветом. Если же целью является усложнить  процесс восприятия материала, его  следует печатать сплошным текстом.

     Таким образом, к основным манипулятивным приемам, применяющимся в газетах  и журналах, относятся:

     1) подбор фотографий;

     2) едкие комментарии к выражениям  и фотографиям; 

     3) цитаты, вырванные из контекста  и сопровожденные нужным автору  комментарием;

     4) использование в заголовках выделения  шрифта цветом, размером, использование  цитирования, сопровождение статьи  заголовком, не соответствующим  содержанию;

     5) особенности расположения сообщения  в структуре газеты и на  полосе.

           Радио. Несмотря на наличие серьезной конкурентной борьбы за внимание аудитории с другими каналами СМИ, радио удается сохранить свою привлекательность.

Согласно  В.В. Ворошилову, жизнеспособность радио  обуславливают его природные  свойства, к которым относятся [1, с. 123]:

     1) Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми заботами (например, уборкой квартиры);

     2) радиовещание оказывает несомненное  психологическое влияние на людей.  Ориентированное на слуховое  восприятие, радио воздействует  на воображение человека.

     Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства  и тем самым дает работу мышлению и неосознанным эмоциям, компенсируя  тот эмоциональный и мыслительный застой, к которому приводит повседневный жизненный опыт. В то время как  восприятие телезрителя оказывается  перегруженным, фантазия – задавленной, а воображение – отключенным, ведь он получает максимально выразительные  и экспрессивные сообщения: в  цвете, со стереозвуком, в быстром  ритме и в объемном изображении. Здесь сложно представить что-то самому.

     Среди манипулятивных приемов, используемых на радио, можно выделить:

     1) Трюизмы – утверждения, которые находятся в строгом соответствии с действительностью. Часто они используются в рекламе на радио, например: «Все мы, конечно, под богом ходим. И все же укорачивать себе жизнь не стоит. Наша новая методика позволяет…» - и дальше следует скрытое коммерческое предложение для курильщиков и алкоголиков;

     2) дополнительное свидетельство («стоматологическая  практика показала», «специалисты  знают»);

     3) использование авторитетов («по  словам Ф. Киркорова, путешествие  в Грецию доставит Вам огромное  удовольствие»);

     4) расположение сообщения в информационном  блоке (лучше воспринимается сообщение,  находящееся в начале или конце  блока);

     5) использование тона для предопределения  оценок слушателей;

     6) использование слов, смысл которых  легко представить в соответствующих  образах (демократия, тиран, свобода);

     7) учет речевой динамики (для лучшего  восприятия сообщения предпочтителен  высокий темп речи, уверенный  голос, использование пауз и  интонаций);

      8) создание контрастности посредством  звукового оформления передач (контраст тихой и громкой музыки, музыки разных направлений – классика/рэп) [11].

Информация о работе Методы противодействия манипулятивным технологиям