Запасы и их роль в логистике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 12:28, контрольная работа

Описание

Запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства. Эту важную роль играют все составные части совокупного материального запаса, в том числе товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.

Работа состоит из  1 файл

Логистика запасоа новая.docx

— 34.95 Кб (Скачать документ)

  ВВЕДЕНИЕ:

  Запасы  представляют  собой  один  из  важнейших факторов обеспечения

  постоянства и непрерывности воспроизводства.  Эту  важную  роль  играют  все составные части совокупного  материального  запаса,  в  том  числе  товарно-материальные запасы, находящиеся у предприятия отраслей обращения.

    Общепринятым является отнесение продуктов труда к товарным  запасам у предприятий отраслей обращения от момента их поступления на эти  предприятия до  момента   погрузки   на   транспортные   средства   для   отправки   или непосредственной передачи потребителям.

    Непрерывность  производства  требует,   чтобы   постоянно   находилось достаточное  количество  сырья  и  материалов,  для  полного  удовлетворения потребностей  производства  в  любой  момент   их   использования.   Поэтому необходимость   бесперебойного    снабжения    производства    в    условиях непрерывности спроса и  дискретности  поставок,  обуславливает  создание  на предприятиях материальных запасов.

  Несмотря  на то, что сейчас идет  тенденция  ускорения  оборачиваемости запасов на предприятие, а следовательно и снижение размеров запасов,  вплоть до работы с колес, запасы по-прежнему занимают главную  роль  в  обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями  работы.

    Их  всестороннее   изучение   и   правильное   понимание   сущности товароматериальных запасов, их значения и роли  в  экономике  предприятий  и объединений, стоит в ряду важнейших  проблем  по  экономии  и  рациональному использованию материальных ресурсов  страны  и  задач  по  совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства. 

  1.Сущность  и причины образования  материальных запасов.

  Материальные  запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения  продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления  и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного  потребления.

  Создание  запасов всегда сопряжено с расходами. Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

  • замороженные финансовые средства;
  • расходы на содержание специально оборудованных помещений;
  • оплата труда специального персонала;
  • постоянный риск порчи, хищения.
 

  Однако  отсутствие запасов - это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных  потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят: потери от простоя производства; потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса; потери от закупки мелких партий товаров  по более высоким ценам и др.

  Несмотря  на то, что содержание запасов сопряжено  с определенными затратами, предприниматели  вынуждены их создавать, так как  отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

  Основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы:

  • возможность колебания спроса на товар;
  • сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
  • скидки при покупке крупной партии товаров;
  • спекуляция;
  • снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа; вероятность нарушения установленного графика поставок;
  • снижение издержек, связанных с производством единицы изделия; возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
  • возможность немедленного обслуживания покупателей;
  • сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
  • упрощение процесса управления производством.
 

  На  пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя  создаются два основных вида запасов: запасы производственные; запасы товарные.

  Каждый  из которых в свою очередь делится  на три вида: запасы текущие; запасы страховые; запасы сезонные.

  Запасы  производственные - запасы, находящиеся  на предприятиях всех отраслей сферы  материального производства, предназначенные  для производственного потребления. Цель создания производственных запасов - обеспечить бесперебойность производственного  процесса.

  Запасы  товарные - запасы готовой продукции  у предприятий-изготовителей, а также  запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной  торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

  Запасы  текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория  запасов обеспечивает непрерывность  производственного или торгового  процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно  меняется.

  Запасы  страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или  товарами производственного или  торгового процесса в случае различных  непредвиденных обстоятельств. При  нормальном ходе производственного  или торгового процесса величина страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

  Запасы  сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления  или транспортировки.

  Товарно-материальный запас — это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в организации. Система управления товарно-материальными запасами —  это совокупность правил и способов регулирования» с помощью которых  можно контролировать уровни запасов  и определять, какие уровни нужно  поддерживать, какой запас следует  пополнять и каким должен быть объем заказа.

  Принято считать, что в производственный запас включаются предметы, которые  становятся частью выпускаемой продукции  предприятия (или вносят тот или  иной вклад в производство продукции). Производственные запасы, как правило, подразделяют на следующие составляющие:

  — сырье;

  — готовая (конечная) продукция;

  — комплектующие;

  — вспомогательные материалы;

  — незавершенное производство.

  В сервисных системах товарно-материальный запас обычно составляют товары, предназначенные  для продажи, а также вспомогательные  материалы, необходимые для предоставления услуг.

  Цель  создания запасов — образование  определенного буфера между последовательными  поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок.

  Основное  назначение анализа товарно-материальных запасов в сфере производства и складских услуг — показать, когда необходимо заказывать те или  иные компоненты и какой должна быть величина заказа. Многие предприятия  склонны вступать в долговременные отношения с поставщиками, которые  должны в этом случае обеспечивать их потребности, например, в течение  целого года. В этом случае вопросы  «когда?» и «какой должна быть величина заказа?» превращаются в вопросы  «когда?» и «сколько поставлять?».

  Все предприятия хранят определенный запас  товарно-материальных ценностей. Создание товарно-материальных запасов подчинено  достижению следующих целей:

  1) обеспечение независимости производственной  деятельности. Запас материалов  на некотором рабочем месте  обеспечивает определенную гибкость  в производстве. Например, в связи  с неизбежностью затрат времени  на переналадку для каждого  нового изделия наличие товарно-материального  запаса позволяет сократить потери  времени;

  2) независимость рабочих мест. Она  желательна и на сборочных  линиях. Время, которое требуется  на выполнение идентичных операций, естественно, меняется от одного  изделия к другому. Поэтому  на рабочем месте нужно иметь  запас из нескольких деталей,  чтобы при превышении плановой  нормы времени на выполнение  операции с конкретной деталью  можно было, воспользовавшись запасом  деталей, компенсировать такую  задержку обработки. Это обеспечивает  высокое постоянство производительности;

  3) необходимость учета колебаний  спроса на продукцию. Если спрос  на продукцию известен точно,  ее можно производить в соответствии  с этим спросом (хотя это и не всегда экономически оправдано). Однако обычно спрос невозможно определить абсолютно точно, и поэтому, чтобы сгладить колебания спроса, необходимо поддерживать определенный резервный или буферный запас готовой продукции;

  4) обеспечение гибкости производства. Наличие товарно-материальных запасов  позволяет ослабить давление  объема выпуска продукции на  производственную систему. Можно  увеличить время подготовки к  выпуску продукции, что, в свою  очередь, дает возможность спланировать  более равномерный и дешевый  производственный процесс за  счет выпуска более крупных  партий продукции. Например, при  высоких затратах на размещение  заказа предпочтителен выпуск  больших объемов готовой продукции;

  5) обеспечение защиты от колебаний  периода поставки сырья. При  поставках заказанного у поставщика  того или иного материала могут  возникать различные задержки, которые  объясняются рядом причин. Среди  этих причин можно отметить  обычные колебания продолжительности  доставки; дефицит материала на  заводе поставщика, вызывающий задержки  в выполнении заказа; неожиданную  забастовку на заводе поставщика  или в одной из компаний, занимающихся  доставкой продукции; утерю заказа  и доставку дефектного материала  или не того материала, который  требовался заказчику;

  6) использование преимуществ экономичного  размера заказа на закупку.  Размещение заказа связано с  определенными расходами: трудозатраты, телефонные переговоры, набор соответствующих  текстов, на пишущей машинке  или компьютере, пересылка по  почте и т.п. Таким образом,  чем больше объем каждого отдельного  заказа, тем меньше количество  заказов, которые необходимо подготовить.  Кроме того, расходы на доставку  также свидетельствуют в пользу  более крупных заказов: чем  больше объем поставки, тем меньше  расходы на единицу поставляемой  продукции.

  1. Планирование сезонных материальных запасов.
 

  Товарные  запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей  – потребителей, поэтому планирование и формирование товарных запасов  осуществляется по видам запасов: текущие, подготовительные, гарантийные (страховые), сезонные запасы.  

  На  первом этапе планирования товарных запасов необходимо оценить покупательский спрос, предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в  товарах на основе портфеля заказов, договоров и нарядов на поставку конкретных товаров покупателям, оценить  динамику объема продаж с целью прогнозирования  необходимого объема потребления товаров. Затем необходимо проанализировать месторасположение покупателей  и поставщиков, мощность и местонахождение  складских помещений, транспортные расходы, а также имеющиеся возможности  организации в товарных запасах  в зависимости от вида формируемых  товарных запасов. Таким образом, планирование товарных запасов основывается на прогнозируемых показателях объема продаж и анализа  внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование товарных запасов.  

  На  основе полученной информации осуществляется разработка плана поставок товаров  по ассортименту и срокам. План поставок товаров представляет собой совокупность планово-расчетных документов, в  которых определяются номенклатура поставляемых товаров, требования к  ее качеству, количество и сроки  поставки, что должно быть отражено в основных требованиях предъявляемых  к товару и существенных условиях заключаемых договоров поставок товара.  

  Этот  план разрабатывается в натуральных  единицах измерениях и является основным документом, в соответствии с которым  торговая организация формирует  товарные запасы и тем самым обеспечивает непрерывный процесс реализации товаров и выполняет свои обязательства  перед покупателями-потребителями.  

Информация о работе Запасы и их роль в логистике предприятия