Тянущие системы в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Практическое использование системы KANBAN или ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции; сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм; снизить себестоимость производства; практически исключить страховые запасы и значительно уменьшить объем незавершенного производства. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные — на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.

Работа состоит из  1 файл

основной массив-2 (Восстановлен).docx

— 232.73 Кб (Скачать документ)

     Главная цель данной работы – помочь специалистам-практикам в разработке системы канбан и выборе методов, наиболее отвечающих особенностям и специфике условий работы их предприятий. К числу ключевых факторов относятся основные характеристики компании, включая соответствие ее производственных возможностей ожиданиям потребителей, равномерность спроса на ее продукцию, номенклатуру и количество используемых составных частей и деталей, географическое положение и производственные мощности поставщиков комплектующих и материалов. Эти и ряд других характеристик диктуют выбор методов канбан, которые должны применяться на конкретном предприятии, чтобы обеспечить соответствие создаваемой системы условиям его существования.

     Вторая  по значимости цель – снабдить читателей  рекомендациями по основным аспектам  успешного внедрения описываемой  системы на предприятиях.

 

    КАНБАН  на примере предприятия

 

Панькин Сергей Михайлович,

тренер-консультант  ООО «Арсенал Успеха».

 

 На одних переговорах, о возможности внедрения «брендовой» программы по управлению производством, была названа стоимость проекта – 7 миллионов рублей. Доллар тогда был еще низким. В общем, недешево. Это притом, что все проблемы не решались. В эпоху сегодняшнего желания экономить задумаешься. Эффективное производство да, необходимо. Деньги тоже нужны. Как же удается «Тойоте», крупнейшей автомобильной компании, управляя производством буквально с помощью кусочков бумаги, работать как часы?

     Во  времена, когда актуальность сильной  российской экономики и производства реального сектора стала опять  особо острой, возобновились обсуждения конкурентоспособности российской продукции. Наши товары не настолько  качественны, как японские, и не настолько  дешевы, как китайские. Задача максимального  использования производственных ресурсов для снижения производственных затрат, решается, в том числе, с помощью  системы управления производством.

     «Канбан», как один из способов управления производством, разработан «Тойотой» уже давно, и метод себя хорошо зарекомендовал. Компания, пусть и на фоне общего кризиса в автомобилестроении, имеет наилучшие экономические результаты на протяжении длительного времени. «Канбан» управляет производственными заданиями непосредственно на рабочих местах, регулирует и поддерживает на предельно низком уровне производственные запасы полуфабрикатов, дает задания поставщикам на поставку сырья и материалов. Система саморегулирующаяся, не требует изощренного прогнозирования, хотя и обладает ограничениями по отклику на большие колебания спроса. Она относится к уровню цехового планирования.

     «Тойота» применяет информационную систему «Канбан», которая управляет выпуском требуемой продукции в нужном количестве и в необходимое время на каждом этапе производства, как на собственных заводах, так и на фирмах-поставщиках. «Канбан» – это инструмент, используемый для функционирования вытягивающей системы. Вытягивание –идеальное состояние производства: давать потребителю, под которым может пониматься и очередная стадия производственного процесса, то, что нужно, когда нужно и в нужном количестве. Вытягивание в чистом виде – это поток единичных изделий. Поскольку идеальный поток неосуществим, так как состыковать все операции безупречно невозможно, то оптимальным решением является система «Канбан».            Согласно которой, в качестве компромисса между идеальным потоком единичных изделий и выталкиванием,  создаются небольшие запасы деталей между операциями, объем которых постоянно контролируется. Когда потребитель забирает необходимое количество единиц, запас пополняется. Пока потребитель не использовал определенное изделие, оно лежит в запасе и пополнение запаса не происходит. Перепроизводство не выходит за пределы ограниченного количества изделий на полке, а между запросами потребителя и объемом производства устанавливается тесная связь. 

 

            Поскольку  только на сборочном участке  точно определяется момент потребности  в детали, именно с этого участка  направляется тара за нужной  номенклатурой на предшествующие участки. Детали, взятые на предшествующем участке, вновь производятся, и их количество восполняется. И так по всей линии, на каждом участке, необходимые детали и материалы «вытягиваются» с предшествующего участка. Таким образом, нет необходимости в течение месяца составлять производственные графики одновременно для всех технологических стадий. Вместо этого только на сборочном участке должно быть известно о любых изменениях графика его работы, и для того чтобы информировать все остальные производственные участки используется система «Канбан».

     В переводе с японского «Канбан» –  это сопроводительная карточка в  прямоугольном пластиковом конверте. В основном используются два типа таких карточек: карточка отбора (рисунок 1) и карточка производственного  заказа (рисунок 2). В карточке отбора указываются вид и количество изделий, которые должны поступить  с предшествующего участка, в  карточке производственного заказа (карточка заказа) указаны вид и  количество продукции, которая должна быть изготовлена на предшествующей технологической стадии.

 

Рис 1. Карточка отбора «Канбан»

 

Рис 2. Карточка заказа «Канбан»   

     Для описания партии изделий, поступающих, например, со склада материалов, используются сигнальные карточки «Канбан». Сигнальная карточка «Канбан» прикрепляется к  контейнеру с партией изделий. Если детали из контейнера взяты до уровня, обозначенного прикрепленной карточкой, то начинает действовать заказ на их пополнение.

     Существует  два типа сигнальных карточек: треугольная (рисунок 3) и прямоугольная (рисунок 4). Классификация основных видов карточек «Канбан» представлена на рисунке 5.

Рис 3. Треугольная карточк «Канбан»

 
 

Рис 4. Карточка «Канбан» на отпуск материалов

Рис 5. Классификация основных видов карточек «Канбан»

     Сигнальные  карточки сигнализируют о возобновлении  заказа. Треугольные сигнальные карточки используются для заказа деталей,  четырехугольной делаются заявки на материалы. Сигнальные треугольные карточки используются совместно с обычными четырех угольными карточками заказа. В этом случае к каждому ящику с деталями полагается своя карточка заказа, и одновременно треугольные карточки размещаются в ячейках на пункте возобновления заказа.

   Для реализации принципа «точно - во - время» с помощью карточек «Канбан» необходимо соблюдать ряд правил.

  • Правило 1. Последующий технологический этап должен «вытягивать» необходимые изделия с предшествующего этапа в необходимом количестве, в нужном месте и строго в установленное время.
  • Правило 2. На участке производства выпускается такое количество изделий, какое «вытягивается» последующим участком.
  • Правило 3. Бракованная продукция никогда не должна поступать на последующие производственные участки.
  • Правило 4. Число карточек «Канбан» должно быть минимальным.          
  • Правило 5.  Карточки «Канбан» должны использоваться для приспособления производства к небольшим колебаниям спроса.
 

        Карточки «Канбан-экспресс» применяются в том случае, если ощущается нехватка какой-то детали. Хотя известные карточки отбора и заказа решают ту же проблему, экспресс  карточка вводится в действие только при чрезвычайных обстоятельствах таких, когда надо доукомплектовать отбракованные узлы, при поломке станков, необходимости временно увеличить объем производства. Этот вид карточек может быть оформлен как карточки отбора или карточки заказа. Карточки изымаются сразу после доставки необходимых деталей.

 

            Если две  или более операции связаны  между собой настолько, что  могут рассматриваться как единая  технологическая стадия, то необходимость  обмениваться карточками «Канбан»  между ними отпадает. В подобном  случае для этих процессов  применяется единая карточка  «Канбан», которую называют сквозной. Этот вид карточек может применяться  на производственных линиях механической  обработки, где каждое готовое  изделие должно немедленно передаваться  по транспортеру в дальнейшую обработку. Кроме того эти карточки могут использоваться на таких производственных участках, как термообработка, нанесение гальванопокрытий, окраска. 

 

 Единая карточка отбора может также использоваться и как карточка производственного  заказа, если два участка размещены  рядом и за оба отвечает один и  тот же мастер.

 

 Российские  примеры внедрений.

 

 На предприятии  «Аком» (г.Жигулевск, Самарская область) использовали систему «Канбан» для  управления производством комплектующих для аккумуляторов. Первоначально была предпринята работа по оптимизации движения материальных потоков по цеху, разработаны стандарты и рассчитаны объемы для промежуточного склада. Планировалось снизить объем склада временного хранения в 3 раза, за счет посменного получения комплектующих. В конечном итоге – полностью исключить промежуточное складирование за счет получения необходимых комплектующих напрямую со склада. Первая задача сейчас решена. Кроме снижения запасов, упорядочено движение заказов в производстве, очередью которых стало легко управлять. Теперь в стадии внедрения решение задачи снижения промежуточных запасов до нуля.

     На  некоторых шинных производствах  холдинга «Сибур», таких как «Ярославский шинный завод» и «Омскшина» наблюдается схожая ситуация. В рамках программ внедрения инструментов «Бережливого производства», система «Канбан» является специфическим элементом в общем ряду. После внедрения 5С, системы быстрой переналадки, картирования и оптимизации потоков, естественным образом дошло дело и до инструмента вытягивания этого потока. В шинном производстве, как и во многих других, приоритет развития производственной культуры идет от организации рабочего места и от использования оборудования. Это и дает быстрый эффект, и служит базой для освоения более сложного принципа «поставки точно - в - срок». Здесь, на начальных этапах, карточки «Канбан» осуществляют функции визуализации и стандартизации формирования рабочего задания.

     Гораздо интереснее происходит внедрение на автомобилестроительных предприятиях. Благо есть аналогия с родоначальником  системы «Канбан» - «Тойота». Например, с 2005 года инструменты производственной логистики действуют в цехе главного конвейера автосборочного производства на  автозаводе УралАЗ в городе Миасс, который выпускает автомобили «Урал».  На предприятии были введены новые рабочие специальности – транспортировщики, которые на  жёлтых тележках подвозят к рабочим местам метизы, детали и прочие комплектующие, необходимые для сборки «Уралов».

     Первый  сборочный участок. Именно отсюда всё  и началось - стандартизация рабочих  мест, внедрение инструментов «Канбан». На этом участке устанавливаются  почти все трубопроводы к «Уралам», крепится тормозная аппаратура, прикручиваются передний, средний и задний мосты, присоединяется карданный вал. Раньше на главном конвейере можно было наблюдать такую картину: с утра пораньше, пока что оператор, пришедший раньше всех, набирал метизов впрок столько, что не доставалось другому, который чуть-чуть промедлил. И тогда мастера с бригадирами ходили вдоль ленты, просили всех поделиться. не включилась лента, каждый из операторов спешил в кладовую, чтобы набрать побольше болтов, гаек, шплинтов, граверов, шайб, клиньев и других металлических изделий. Вот и получалось.

     Теперь  у операторов отпала необходимость  работать по старинке. Каждый из них, знакомый с основополагающими принципами «бережливого производства», знает, что  запас метизов на его рабочем  столе не должен превышать двух часов  сборочного времени. За эту пору на ленте «проходит» восемь «Уралов». И в кладовую оператор теперь за пополнением метизов не побежит. Всё, что необходимо для работы, ему доставят транспортировщики. Сигналы о необходимости в комплектующих подадут карточки «Канбан». На сборочной линии они синего цвета, в кладовой метизов - зелёного.

 

 Каждая из карточек хранит в себе следующую информацию: номер рабочего места, бригады, участка, применяемость и наименование изделия, зона выдачи, номер ячейки на складе. Заканчиваются, скажем, у оператора  карданные болты с мелкой резьбой, берёт он тогда карточку «Канбан» и помещает её в специальную ячейку. Это сигнал - нужны метизы. Транспортировщик, в обязанность которого входит доставлять детали к рабочим местам операторов, через определённое время делает обходы, собирает карточки и доставляет всё необходимое без промедления. Сегодня на движущейся ленте не найдётся ни одного оброненного болта. Если попадётся  изделие с дефектом, то оператор не выбросит его, сохранит и обменяет, потому что всё выдаётся по счёту, с небольшим страховым запасом.

Информация о работе Тянущие системы в логистике