Специфика логистического подхода на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:29, реферат

Описание

По определению Питера Друкера управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу.
Классическое определение управления дал Стаффорд Бир: управление есть перевод системы в новое состояние путем воздействия на ее переменные.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием 2
1.1 Понятие «управления» и «эффективность управления» предприятием 2
1.2 Характеристика основных подходов к управлению предприятием 9
Глава 2. Особенности логистического подхода управления предприятием 21
2.1 Понятие, принципы и правила логистики 21
2.2 Специфика логистического подхода к управлению предприятием 29
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Логистика.docx

— 485.52 Кб (Скачать документ)

 

     

     Рис. 4. Логистический подход к управлению материальными потоками на микроуровне 

     В процессе управления материальными  потоками в экономике решается множество  разнообразных задач. Это — задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов  и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

     Материальные  потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или  иную продукцию, оказывающих или  пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие  предприятия и организации:

  • транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
  • предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс логистических операций с товаром;
  • коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;
  • предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

     Силами  этих предприятий и организаций  формируются материальные потоки, непосредственно  осуществляется и контролируется процесс  товаропередвижения.

     Каждый  из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении  какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих  также определенную цель. Логистическая  функция — это укрупненная  группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической  системы. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки  зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий  по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками  логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.23

     Отметим две характерные особенности  приведенного комплекса логистических  функций:

     Принципиальное  отличие логистических функций  от аналогичных функций, реализуемых  при традиционной организации хозяйственной  деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи  между собой.

     Успешное  управление экономическими потоками на отдельном предприятии возможно лишь в случае выделения соответствующей  функции. Динамично изменяющаяся ситуация создает объективную потребность  у ряда предприятий в создании службы логистики, отсутствие которой приводит к бессистемности и несогласованности в закупках, хранении, ценах, запасах, длительности производственного цикла, организации сбыта, к неразберихе в складском хозяйстве.

     Отсутствие  структур логистики на предприятиях России — скорее результат исторически  сложившихся систем управления и  неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

     Реализация  функции управления материальными  потоками в исторически сложившихся  структурах управления показана на рис  5.24

     Принципиальный  недостаток данной структуры заключается  в том, что перечисленные на рисунке  группы логистических операций соединены  в материалопроводящую функцию  по классическому, но не по системному методу.

     Проанализируем  данный рисунок в разрезе четырех  свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

     Элементы (операции) есть, однако состав их складывается случайно, т. е. не исключено, что при  проектировании сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить.

     Связи между операциями четко не определены и устанавливаются зачастую по случайному закону.

     Организация этих операций в единую функцию специально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

     Интегративные свойства так взаимосвязанной и  так организованной совокупности операций в результате не обеспечивают возможности  оптимизации управления материальными  потоками на предприятии.25 

 

     

     Рис. 5. Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях 

     На  практике это означает, что логистическая  функция "растаскивается" по различным  службам. Например, одно подразделение  производственного предприятия  занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье —  сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут  не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального  потока, проходящего через предприятие.

     Логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо выделить специальную логистическую  службу, которая будет управлять  материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком  и кончая доставкой покупателю готовой  продукции.26

     Возможная структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии представлена на рис. 6. 

     

     Рис. 6. Структура органа управления сквозным материальным потоком на предприятии 

     Данная  структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозным материальным потоком.

     На  предприятии могут иметь место  и другие структуры, позволяющие  реализовывать функцию логистики.

     Рассмотрим  теперь более детально как взаимодействует  служба логистики с другими службами отдельного предприятия.

     Наиболее  существенная взаимосвязь у логистики  с маркетингом. Выделим следующие  задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:

  • анализ окружающей среды и рыночные исследования;
  • анализ потребителей;
  • планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;
  • планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

     Если  первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия  службы логистики, то третья и четвертая  задачи должны решаться совместно.

     Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость  выпуска нового вида продукции. Тогда  задачей службы логистики будет  обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все  в разрезе нового вида продукции.

     Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения  строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики.

     В общем случае деятельность служб  логистики и маркетинга на предприятии  тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов — функция маркетинга. Прочностные параметры пакетов  — логистика. Объем пакета — и  маркетинг, и логистика. Геометрические параметры пакета — в большей  степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы — задача в большей степени логистики. Однако учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано  и службой маркетинга.

     Служба  логистики на предприятии тесно  взаимодействует с планированием  производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной  доставки сырья, материалов, комплектующих  частей в определенном количестве и  определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального  потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать  в принятии решений о запуске  продукции в производство, так  как обеспечивать производство ресурсами придется ей.27

     С другой стороны, логистика взаимодействует  с производством в процессе организации  сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую  информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать  в формировании графиков выпуска  готовой продукции.

     Существенной  функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих  в цеха непосредственно к рабочим  местам и перемещение изготовленной  продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

     Одним из основных показателей, характеризующих  поставщика и влияющих на организацию  всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение  оптимального уровня качества, а также  контроль за его соблюдением —  также совместная задача службы логистики  предприятия и службы планирования производства.

     Деятельность  по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена  с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно  связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные  объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических  расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и  финансов принимаются также при  закупках оборудования для обеспечения  логистических процессов. Совместно  осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

 

      Список литературы

 
  1. Ансофф  И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 2003.
  2. Бир С. Наука управления (перев. с англ.). — М.: Энергия, 2001.
  3. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., ДиС, 2001.
  4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2003.
  6. Гаджинский А.М. Основы логистики. Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
  7. Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 2002.
  8. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - 2-е изд. перераб. доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.
  9. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 332-ст).
  10. Градов СИ. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. — М.: МСХЛ, 2002.
  11. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. — М.: Экономика, 1991.
  12. Гучер Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации. — М.: Дело, 2003.
  13. Деминг В.Е. Выход из кризиса. Тверь, Альба, 2003.
  14. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. — СПб., 1999.
  15. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992.
  16. Забелин П.В. и др. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. — М., 1999.
  17. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.
  18. Залманова М.Е. Логистика бизнес - систем. Учебное пособие. - Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1997.
  19. Исаев Д. Целевое управление компанией, Финансовая газета. Региональный выпуск, N 28, 29, июль 2004 г.
  20. Каплан Р. Нортон Д. Balanced Scorecard: перевод стратегии в действие. — М., Аспект-Пресс, 2003.
  21. Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. — М.: Экономика, 2001.
  22. Кравченко А.И. История менеджмента М., Академия, 2000.
  23. Кунц Г., О'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. Т. 1—2.
  24. Кинг У., Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: ЮНИТИ, 2002.
  25. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм): Учебник/Под ред. Новикова О.А., Щербакова В.В. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999.
  26. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер Ком, 1999.
  27. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.
  28. Круглое М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: РДЛ, 2003.
  29. Курицын А.И. Управление в Японии: Организация и методы. — М.: Наука, 1991.
  30. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: ПИТЕР, 2002.
  31. Логистика: Учебное пособие/Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1997.
  32. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. — М.: Финпресс, 2003.
  33. Маккей X., Карлоф Б. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия. — Уфа, НБО, 2003.
  34. Матэ Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. М.: Прогресс, 1993.
  35. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.
  36. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Ю. А. Цыпкина. М., 2001.
  37. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций. — М.: Инфра-М, 2003.
  38. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э, и др. Транспортная логистика. Учебное пособие. - Брандес, 1996.
  39. Может ли электронная торговля производить поставки? // Эксперт. 2000. Приложение к № 1 - 2., с. 43.
  40. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М. банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  41. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУФФ, 1996.
  42. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.
  43. Стратегический менеджмент. Тематический сборник. Выпуск 6. М.: Главная редакция международного журнала “Проблемы теории и практики управления”, 2001.
  44. Тренев Н. Стратегия предприятия: разработка, анализ//Бизнес-Академия. – 2004. – № 9.
  45. Управление в России. -СПб., «ИКФ АЛЬТ», 2004.
  46. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., Проспект, 2002.

Информация о работе Специфика логистического подхода на предприятии