Основные критерии выбора поставщика при осуществлении закупки материально – технических ресурсов в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:05, доклад

Описание

Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.
1. Сбор информации о поставщиках, определения их возможностей и создания предпосылок для оптимизации закупок.
2. Сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 39.42 Кб (Скачать документ)

- движение  денежной наличности;

- оборачиваемость  запасов и др.      

Отечественные предприятия  при выборе поставщика в настоящее  время в основном полагаются на собственную  информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может  быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими  поставщиками, разрешение предварительной  оплаты намеченной к поставке продукции  осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с  поставщиком, отсутствующим в названном  списке, то процедура утверждения  и оплаты усложняется проведением  необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов  предприятия.

3. Анализ потенциальных  поставщиков.      

Составленный  перечень потенциальных поставщиков  анализируется по специальным критериям, которые позволяют сделать выбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков и не ограничивается ценой и качеством поставляемой продукции.      

Предприятие определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности. Например, при небольших объемах закупки для нового изделия первоочередными критериями будут качество и скорость поставки, а при большом объеме – цена. В то же время, независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора, согласно требованиям закупочной логистики, являются следующие:

1. Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответствует ли она спецификации.

2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.).

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т. е. транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.     

Для оценки потенциальных  поставщиков может использоваться метод многокритериальной оценки. По каждому критерию (выбирается определенная система баллов) выставляется оценка, после чего путем умножения полученных оценок на значимость соответствующих  критериев и последующего добавления полученных результатов рассчитывается рейтинг поставщика. Рассчитав рейтинг  для разных поставщиков и сравнив  полученные значения, определяют наилучшего партнера.      

4.Заключение  договорных отношений.      

В результате анализа потенциальных  поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по установлению договорных отношений. Список поставщиков обычно составляется по каждому конкретному виду поставляемых материальных ресурсов. Процесс поставок конкретной номенклатуры товаров от поставщика предприятию включает оформление договорных отношений, передачу прав собственности на продукцию, транспортировку, грузопереработку, хранение, складирование и др.      

5. Оценка результатов  работы с поставщиками.      

Оценку  поставщика нужно проводить не только на стадии поиска, а и в процессе работы с уже отобранными поставщиками. Поэтому некоторые предприятия проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться в том, что они продолжают предоставлять удовлетворительные услуги.

Зарубежной  практикой в качестве эффективного метода оценки работы поставщика признано ежемесячное или ежеквартальное составление таблиц рейтингов. Ежемесячно организация поставок каждым поставщиком табулируется по отдельным критериям и затем дается окончательная оценка. При этом оценочные требования достаточно строги: лучшие американские поставщики имеют не более 1,8% брака от партии, а японские – 0,3%, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения, т.е. системы, основанные на минимальных запасах на складе и оперативной связи между поставщиком и потребителем.     

По  результатам проведенной оценки агент по закупкам может продолжить сотрудничество с поставщиком, внести в это сотрудничество коррективы или отказаться от его услуг. Задача поставщика - постоянно следить за тем, чтобы покупатель получал удовлетворение, на которое рассчитывал.   

1.3 Сущность закупочной деятельности современных предприятий

В настоящее время для  успешного функционирования как  производственного, так и торгового  предприятия имеет большое значение закупочная деятельность, с помощью которой предприятие осуществляет закупку, доставку и временное хранение сырья и материальных ресурсов.

Закупочная деятельность – это процесс, выполняемый организационной  единицей, которая в качестве функций  отвечает за получение материалов требуемого качества в требуемом количестве в требуемое время и по требуемой  цене, и за управление поставщиками, тем самым внося свой вклад  в конкурентное преимущество предприятия  и реализацию корпоративной стратегии.

Закупки – это процесс  получения необходимого по качеству и количеству сырья в нужное время  в нужном месте от надежного поставщика с хорошим сервисом и по выгодной цене.

Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в государственном  секторе и в производственной деятельности обычно называют снабжением, в розничной торговле и складском  хозяйстве - закупками. Часто этот же процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика».

В зарубежной логистической  науке и практике также нет  единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс  указывают: «Снабжение включает закупки  и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов  и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные  предприятия, склады промышленных и  торговых предприятий или в розничные  магазины».

Стандартное определение  общих целей функции закупок  таково, что предприятие должно получать необходимое по качеству и количеству сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом и по выгодной цене.

В соответствии с этим можно  выделить следующие функции закупок:

1.                 Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы предприятия. Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и соответственно к большим накладным расходам − росту эксплуатационных затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования клиентов к срокам доставки продукции.

2.                 Сведение расходов, связанных с запасами, к минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости активов.

3. Поддержание и повышение качества. Производство продукции или предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту производственных расходов до значительного уровня.

4.Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.

5. Соблюдение принципа «цена-качество» в процессе закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.

6. Повышение конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками, и временные параметры с тем, чтобы избежать неприбыльной деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени и т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в программе распределения, внедрение достижений технического прогресса и т. п.

7. Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими отделами и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК), производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна, инженерной разработки и т. д.

8. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной логистики зависит от специализации компании (промышленная, торговая, сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли экономики, в которой функционирует компания, конкурентоспособности.

Основные вопросы, на которые  следует ответить в процессе закупочной деятельности:

·                   что закупить;

·                   сколько закупить;

·                   у кого закупить;

·                   на каких условиях закупить.

Кроме того, необходимо выполнить  работы:

·                   заключить договор;

·                   проконтролировать исполнение договора;

·                   организовать доставку;

·                   организовать складирование.

Можно рассмотреть задачи и работы, относящиеся к закупочной деятельности современных предприятий.

1.                 Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполнять расчет потребности в материальных ресурсах. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и/или номенклатурные группы.

2.                 Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

3.                 Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.

4.                 Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т.е. заключением контракта. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5.                 Контроль поставок. Одной из самых значимых задач контроля поставок является контроль поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

6.                 Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения.

При этом определяют следующие  виды затрат:

·                   затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;

·                   затраты на грузопереработку;

·                   затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;

·                   затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;

·                   затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках.

Информация о работе Основные критерии выбора поставщика при осуществлении закупки материально – технических ресурсов в логистике