Оптимизация логистических операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание

Несмотря, на то, что логистика, как научная система, окончательно сформировалась лишь к середине 1960-ых, она стала наравне с такими важными организационными науками, как менеджмент, управление ресурсами и управление персоналом. Ценность логистики в ее прикладном значении. Сочетая в себе основные экономические принципы и математическое моделирование, в качестве критерия прогнозирования, логистика позволяет быстрее работать современному предприятию. Логистические операции минимизации издержек, точность доставки и максимальное использование ресурсов позволяют оптимизировать отдельные виды деятельности компании, которые напрямую влияют на ее эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Основные логистические операции…………………………………………5
Виды логистических операций………………………………………7
Критерии эффективности логистических операций……...………...8
Логистический аудит, как средство оптимизации логистических операций………………………………………………………….……13
Транспортная логистика……………………………………………………..16
Оптимизация транспорта…………………………………………….18
Выбор видов транспорта, транспортных средств и способов транспортировки……………………………………………………...21
Транспортные задачи. Практические примеры……………………23
Заключение……………………………………………………………………………30
Список литературы. ……………………

Работа состоит из  1 файл

Оптимизация логистических операций на примере транспортного предприятия (2).docx

— 286.72 Кб (Скачать документ)

     Факторы выбора способа транспортировки включают учет: формы собственности перевозчиков; транспортных предприятий и транспортных средств; принятые системы страхования грузов - страхование груза на случай его физической утраты или повреждения, страхование ответственности перевозчика (экспедитора); различных вариантов банковского обслуживания.

     Критерии  выбора способа перевозки груза классифицируются: на экономические (стоимостные) показатели, включающие та рифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себе стоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоёмкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, налоги, акцизы, таможенные сборы; на натуральные показатели - объем и дальность перевозок, величина спроса на транспортные услуги, грузооборот, грузонапряженность, потребность в рабочей силе, производительность труда, потребность в топливно-энергетических ресурсах и материалах; на технико-эксплуатационные характеристики видов транспорта - скорость подвижного состава, дальность перевозки, грузоподъемность транс портного средства, провозная способность транспорта, производительная сила транспортных средств.

    1. Транспортные задач. Практические примеры.

   Транспортные  задачи наиболее часто приходится решать в условиях ограничения материальных, финансовых, временных и прочих ресурсов в логистических системах. В практическом плане деятельность логистических  предприятий ограничивается транспортно-складской  сферой, областью товародвижения и  касается следующих функций:

  • содержание складов с различными функциями и оборудованием;
  • осуществление растаможивания при международных перевозках;
  • формирование и разделение сборных партий грузов, распределительные перевозки грузов;
  • создание и эксплуатация автоматизированных систем обработки данных для складского хранения, расчета затрат, расположения и оперативного управления товарами.

Транспортная  задача в общем виде охватывает все  типы транспортных перевозок.

     В практическом плане требуется их конкретизация применительно к  определенным условиям. Соответственно, данная задача может быть сформулирована следующим образом.

     Товар, находящийся в m пунктах производства (хранения) в количестве Р1, ..., Рi, .... Рm, требуется доставить в n пунктов потребления, в которых потребность в данном товаре составляет S1, ..., Sj, ..., Sn. Предполагается баланс поставляемого товара и потребности в нем. Приведем формулу баланса товар-потребность:  

  

Сij – затраты на перевозку единицы продукта из пункта производства (хранения) i в пункт потребления j;

Xij – количество продукта, поступающего из пункта производства (хранения) i в пункт потребления j

     Также, если  предприятие хочет минимизировать свои временные и финансовые затраты, требуется определить объемы перевозок и маршруты таким образом, чтобы сумма всех транспортных расходов была минимальной. Формула имеет следующий вид:  

  

     Любая транспортная задача включает ограничения, так как ресурсы ограничены и сроки действия тоже не бесконечны. Наиболее распространенные ограничения в транспортных задачах могут быть:

1. Равенство  объемов производства (хранения) и  отправляемого потребителям продукта  в каждом пункте производства (хранения):  

2. Равенство  потребностей и объемов получаемого  продукта в каждом пункте потребления:   

     Если  исходить из вышеперечисленного, то мы имеем определенную расчетную модель, зная количественные характеристики которой, можно решить типовую задачу о  транспортировке ресурса или  товара от предприятия- производителя к покупателю.

Рассмотрим  на примере следующую задачу:

     Условие: 
Однородный груз сосредоточен у m поставщиков в объемах a1, a2, ... am
Данный груз необходимо доставить n потребителям в объемах b1, b2 ... bn
Известны Cij , i=1,2,...m; j=1,2,...n — стоимости перевозки единиц груза от каждого i-го поставщика каждому j-му потребителю. 
Требуется составить такой план перевозок, при котором запасы всех поставщиков вывозятся полностью, запросы всех потребителей удовлетворяются полностью, и суммарные затраты на перевозку всех грузов являются минимальными.

Исходные  данные задачи представим в виде таблицы, так будет нагляднее.

Исходные  данные задачи могут быть:

  • вектора А=(a1,a2,...,am) запасов поставщиков
  • вектора B=(b1,b2,...,bn) запросов потребителей
  • матрицы стоимостей:

     Построим  математическую модель данной задачи, основываясь на приведенных выше данных.

     Переменными (неизвестными) транспортной задачи являются xij , i=1,2,...,m j=1,2,...,n — объемы перевозок от i-го поставщика каждому j-му потребителю. 
Эти переменные могут быть записаны в виде матрицы перевозок:

     Так как произведение Cij*Xij определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны:

По условию  задачи требуется обеспечить минимум  суммарных затрат. 
Следовательно, целевая функция задачи имеет вид: 

     Система ограничений задачи состоит из двух групп уравнений. 
Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозятся полностью и имеет вид: 

     Вторая  группа из n уравнений выражает требование удовлетворить запросы всех n потребителей полностью и имеет вид:

Учитывая  условие неотрицательности объемов перевозок математическая модель выглядит следующим образом:

     В рассмотренной модели транспортной задачи предполагается, что суммарные  запасы поставщиков равны суммарынм запросам потребителей, т.е.:

     Такая задача называется задачей с правильным балансом, а модель задачи закрытой. Если же это равенство не выполняется, то задача называется задачей с неправильным балансом, а модель задачи — открытой.

     Математическая  формулировка транспортной задачи такова: найти переменные задачи X=(xij), i=1,2,...,m; j=1,2,...,n, удовлетворяющие системе ограничений (цифра 2 на математической модели) , (3), условиям неотрицательности (4) и обеспечивающие минимум целевой функции (1)

Приводим  данные в таблицу:

Решение: 
1. Вводим переменные задачи (матрицу перевозок): 
 
2. Записываем матрицу стоимостей: 

3. Целевая функция задачи равняется сумме произведений всех соответствующих элементов матриц C и X.

     Данная  функция, определяющая суммарные затраты  на все перевозки, должна достигать  минимального значения.

4. Составим систему ограничений задачи. 
Сумма всех перевозок, стоящих в первой строке матрицы X, должна равняться запасам первого поставщика, а сумма перевозок во второй строке матрицы X равняться запасам второго поставщика: 
 
Это означает, что запасы поставщиков вывозятся полностью.

     Суммы перевозок, стоящих в каждом столбце  матрицы X, должны быть равны запросам соответствующих потребителей: 
 
Это означает, что запросы потребителей удовлетворяются полностью.

Необходимо  также учитывать, что перевозки  не могут быть отрицательными: 

     Таким образом, получим ответ: 
Найти переменные задачи, обеспечивающие минимум целевой функции (1) и удовлетворяющие системе ограничений (2) и условиям неотрицательности (3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Из  определения логистической операции, как  совокупности определенных и  последовательных действий по реализации логистических функций, направленных  на преобразование материального или  информационного потока, можно вывести  то, что поэтапные операции в логистической системе являются одной и основных функций, осуществляемой в процессе деятельности, как любого производственного предприятия, так и любого транспортного предприятия. Выполнение логистических операций по закону логистики, то есть,  доставляя товар в определенном  количестве, соответствующем качестве  и в нужном месте, в нужное время,  предприятие, тем самым, создает для себя дополнительное конкурентное преимущество. Это касается как минимизации издержек на перевозку, хранение, отгрузку, так и ускорения управления материально-информационным потоком. Мы доказали положительные предпосылки создания оптимизированного процесса выполнения логистических операций.

     Логистические операции не ограничиваются основными, такими как: управление закупками; транспортировка; управление запасами; управление процедурами заказов; управление производственными процедурами; ценообразование; физическое распределение. К отдельным видам, охватывающим все эти операции на разных стадиях, можно отнести прогнозирование, контроль и управление. Из представленного многообразия операций, логично сделать вывод, что и классифицировать их можно по многим признакам, начиная от отношения к логистической системе и заканчивая направленностью потока.

     Для того, чтобы создать конкурентное преимущество организации на стадии выполнения логистических операций, требуется определить критерии, влияющие на их исполнение. Основным критерием эффективности той или иной логистической операции есть достижение наилучших результатов при наименьших затратах ресурсов. Этот главный критерий дополняется двумя частными – обновлением технической базы и управлением. Адекватное отражение в денежно-трудовом эквиваленте эффективные логистические операции нашли в таких экономических показателях, как рентабельность, фондоотдача и производительность. Рентабельность характеризует долю прибыли на единицу вкладываемых затрат. В процессе ведения бизнеса (в том числе в сфере логистики) необходимо регулярно оценивать уровень использования оборудования с помощью показателя фондоотдачи, для того, чтобы не оказаться в положении неконкурентоспособного производителя и низкой технической отдачей. Производительность труда может выявить тенденцию к улучшения логистического процесса или к его ухудшению. Увеличение численности работников без повышения объема продаж (выручки) приведет к уменьшению отдачи, следовательно, к увеличению производственного цикла и потере  части прибыли.

     Для большего охвата показателей, влияющих на улучшение логистических операций, применяют метод логистического аудита. Ключевой принцип логистического аудита – продвижение от общего к частному: от глобальных целей и показателей операционной работы к причинам низкой эффективности. То есть поэтапно исследуется внешние и внутренние факторы. Проведенный внешний аудит позволяет руководству компании сопоставлять показатели ее работы с данными конкурентов. Внутренний аудит помогает выявить основные недостатки в работе логистической системы компании. Все полученные данные (включая проведенный ранее анализ) позволяют дать рекомендации в отношении стратегии развития операционного процесса.

     Если  говорить об отрасли транспорта, то наиболее частыми операционными  ошибками являются: ограничена пропускная способность, не рассчитанное время транзита, неотрегулированная частота перевозок, слабые информационные потоки,  не определенный размер и местоположение складских помещений. Для решения таких проблемных вопросов, ставятся условия, на которые влияют критерии выбора альтернативы, факторы среды, технические и экономические показатели, варианты альтернативы, принципы из которых исходит руководство и методы осуществления логистических операций. Весь этот спектр направлен на решение возникающих вопросов.

     Если  рассматривать математическое сопровождение  принятия решения, то главным оптимизатором  логистической операции является транспортная задача, с заданными параметрами, ограничениями и выбором альтернатив.

     Если  стоит вопрос оптимизации, то важно  не пропустить детали: внешнюю и  внутреннюю среду, мониторинг техническо-экономических  показателей предприятия, и расчеты  по задачам. 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спец. уч. заведений.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  2. Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., - М.: издат. центр «Академия». 2008.
  3. Ельдештейн Ю.М. Логистика.-3-е изд., перераб. И доп. –М: «Финансы и кредит»,2009.
  4. Алесинская Т.В. Основы логистики: методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации. –М: «Юнити», 2007.
  5. http://www.grandars.ru/college/logistika
  6. http://www.elitarium.ru
  7. http://www.skladportal.ru
  8. http://www.libsid.ru/logistika/logisticheskaya-sistema-upravleniya

Информация о работе Оптимизация логистических операций