Оптимизация логистических операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание

Несмотря, на то, что логистика, как научная система, окончательно сформировалась лишь к середине 1960-ых, она стала наравне с такими важными организационными науками, как менеджмент, управление ресурсами и управление персоналом. Ценность логистики в ее прикладном значении. Сочетая в себе основные экономические принципы и математическое моделирование, в качестве критерия прогнозирования, логистика позволяет быстрее работать современному предприятию. Логистические операции минимизации издержек, точность доставки и максимальное использование ресурсов позволяют оптимизировать отдельные виды деятельности компании, которые напрямую влияют на ее эффективность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Основные логистические операции…………………………………………5
Виды логистических операций………………………………………7
Критерии эффективности логистических операций……...………...8
Логистический аудит, как средство оптимизации логистических операций………………………………………………………….……13
Транспортная логистика……………………………………………………..16
Оптимизация транспорта…………………………………………….18
Выбор видов транспорта, транспортных средств и способов транспортировки……………………………………………………...21
Транспортные задачи. Практические примеры……………………23
Заключение……………………………………………………………………………30
Список литературы. ……………………

Работа состоит из  1 файл

Оптимизация логистических операций на примере транспортного предприятия (2).docx

— 286.72 Кб (Скачать документ)

Каждая  фирма, исходя их своих особенностей, устанавливает приемлемый уровень  фондоотдачи (ориентир) и в процессе деятельности стремится к его  повышению. 
    Важными характеристиками эксплуатации оборудования как активной части основных фондов являются коэффициенты экстенсивного (kэкст) и интенсивного использования (kинтенс).

kэкст характеризует загрузку оборудования по времени:

где Qфакт – фактически достигнутая производительность (выпуск продукции в единицу времени); 
      Qпроект – проектная (паспортная) производительность оборудования.

     Степень использования имеющихся трудовых и материально-технических ресурсов, оценивается уровнем отдачи с  помощью показателя реализации (выработки) продукции на одного работа-ющего (qреал), т.е. выручки, приходящейся на одного работника, (qреал) определяется как соотношение

  

 Этот  показатель характеризует валовую  отдачу (производительность) работника  и позволяет управлять соотношением  между выручкой и численностью  работающих. Увеличение численности работников без повышения объема продаж (выручки) приведет к уменьшению отдачи. Кроме данного показателя, для этих же целей рекомендуется использовать показатель прибыли, приходящейся на одного работающего за этот же период (Пуд), т.е.

где Пбал – общая (балансовая) прибыль фирмы за определенный период (до налогообложения).   

        Позитивная тенденция (рост) выручки  и прибыли на одного работника  свидетельствует об эффективном  использовании персонала. 
    Снижение себестоимости продукции и услуг (удельный вес которой в рыночных ценах доходит часто до 80%), является основным источником увеличения прибыли и повышения  уровня логистических операций и логистической системы в целом.

     Теперь  рассмотрим частные критерии эффективности  логистических операций. Осуществление  логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической  оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней  среды.

Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:

  • планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;
  • операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
  • информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
  • информационных технологий с компаниями-партнерами.

Контроль  эффективности логистических  операций.

   Задачами  оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:

  • стоимость перевозки различными видами транспорта;
  • стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;
  • затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;
  • расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);
  • издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;
  • “издержки дефицита”, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;
  • расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;
  • расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;
  • затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;

Контроль  качества организации разгрузки  и приемки:

  • оценка точности и аккуратности в выполнении операций;
  • оценка характера и типичности ошибок в работе.
  • Контроль процесса управления логистическими операциями:
  • оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;
  • оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению.

   Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки  товаров и документов на всех технологических  этапах. Например, пути перемещения  товаров стараются “выпрямить”  в горизонтальном и в вертикальном направлении — это сокращает  сроки перемещения.

   Диспетчеры  обеспечивают оперативное регулирование  всех операций — разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические  карты — подробное описание последовательности и методов выполнения операций и  перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих  инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов — водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать — планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата — например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна.

   Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных  операций между различными структурными единицами, которые необходимы для  прослеживания за движением товаров  и оформлением необходимой документации.

   В качестве средств оптимизации  технологических процессов на складах используют: логистический аудит,

  • моделирование процессов,
  • реинжиниринг бизнес-процессов,
  • обучение персонала,
  • бережливые технологии,
  • стандартизацию процессов,
  • применяют диспетчеризацию,
  • технологические карты,
  • сетевые графики,
  • оперативное планирование.
 
    1. Логистический аудит, как средство оптимизации логистических  операций.

   Отлаженная  система логистики на современном  предприятии предполагает наличие  квалифицированного и компетентного  персонала, современного складского и  транспортного оборудования, высокопроизводительных технологий. Но не все предприятия  готовы к осуществлению системных  проектов в области логистики: причиной могут быть недостатки в организации  работы компании, не отрегулированная система управления, неподготовленность персонала. Следовательно, для систематизации данных о состоянии логистической системы и ее отдельных элементов необходим комплекс специализированных мер, что и предоставляет логистический аудит.

   Ключевой  принцип логистического аудита –  продвижение от общего к частному: от глобальных целей и показателей  операционной работы к причинам низкой эффективности, производительности и  упущенных возможностей; и только после этого - к детальному исследованию выбранных сфер деятельности предприятия.

   Первый  этап. Определение наиболее важных вопросов, проблемных мест логистической  системы.  Для этого анализируются  корпоративная миссия, задачи и цели компании, ее производственная, маркетинговая и закупочная стратегии. Полученная информация помогает определить основные вопросы, ответы на которые позволят компании-заказчику добиться существенного конкурентного преимущества на обслуживаемых рынках.

   Второй  этап. Выделение ключевых показателей. Ключевые показатели включают как качественные, так количественные составляющие. Их можно объединить в четыре большие  группы.

1. Эффективность обслуживания  клиентов:

  • время выполнения цикла заказа — в целом и по каждому компоненту;
  • коэффициент удовлетворения спроса (сопоставление числа заказов с числом доставленных заказов в процентах);
  • стабильность времени выполнения заказов (временные характеристики отклонений);
  • характеристики реагирования на запросы клиентов;
  • способность корректировать размер полученного заказа;
  • способность изменять запрашиваемое время доставки заказа;
  • способность учитывать производственные графики;
  • способность заменять одни виды продукта другими, в том числе и при возникновении задержки в выполнении заказа.

2. Эффективность логистических  операций или затраты,  связанные с выполнением каждого из следующих функциональных видов деятельности:

  • транспортировка;
  • складирование;
  • управление запасами;
  • планирование производства и диспетчеризация;
  • закупки;
  • поступление и обработка заказов.

3. Использование активов:

  • запасы;
  • складские сооружения;
  • собственный парк подвижного состава.

4.Приемы  и показатели работы  конкурентов по  характеристикам  (параметрам) обслуживания  клиентов и использования  активов.

     Третий  этап.  Непосредственный аудит.

     Внешний аудит включает проведение масштабного анализа, выполняемого в виде почтовой рассылки анкет или выборочных глубинных собеседований с клиентами — представителями различных обслуживаемых сегментов рынка (таких как производители, оптовики, ритейлеры, другие покупатели с разным объемом закупок, других).

   Внутренний  аудит в компании может начинаться с углубленных интервью с руководством компании-заказчика. Для этого заранее готовится специальная форма подобных интервью по каждой из следующих управленческих функций:

  • обслуживание клиентов/управление заказами;
  • транспортировка (входящие и выходящие потоки);
  • операции складирования;
  • управление запасами и прогнозирование;
  • планирование производства и составление рабочих графиков;
  • закупки/снабжение;
  • маркетинг/продажи;
  • финансовый контроль/бухгалтерский учет;
  • обработка данных.

   В качестве основы для количественного  этапа аудита логистики могут  использоваться различные источники, позволяющие получить необходимые  документы. Нужные и уже имеющиеся  данные извлекаются из существующих файлов или они комбинируются, с использованием различных приемов работы выборками.

   Проведенный внешний аудит позволяет руководству  компании сопоставлять показатели ее работы с данными конкурентов  по атрибутам, которые наиболее важны  для клиентов. Внутренний аудит помогает выявить основные недостатки в работе логистической системы компании. Все полученные данные (включая проведенный  ранее анализ) позволяют дать рекомендации в отношении стратегии и указать, какие конкретные изменения должны быть сделаны в действующей операционной системе логистики; выявить, какие ключевые переменные требуют корректировки. 

  1. Транспортная  логистика.

   Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. В структуре общественного  производства транспорт относится  к сфере производства материальных услуг. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения. Транспортировка - это составная часть логистики, включающая операции перемещения и хранения сырья, запасов, незавершенного производства и конечной продукции из места происхождения в место потребления.

      В логистических системах, работающих по принципу «точно в срок», основной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях снабжения и сбыта товарно-материальных ценностей, – это новые услуги транспортных компаний по сбору и распределению грузов. Поэтому, эффект транспортной логистики очевиден. Такие услуги транспортных предприятий обеспечивают ускорение перевозки на большие расстояния и часто исключают звенья, существующие в традиционных системах комплектования грузов. В результате транспортные услуги становятся менее дорогостоящими и обеспечивают более высокое качество работы, чем при конкурирующих способах распределения. Кроме того, компании, пользующиеся новыми методами, извлекают прямые выгоды: уменьшается продолжительность транспортного потока.

     Стоит сказать, что зависимости от того или иного вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку могут составлять свыше 40% общей стоимости этого товара, например для строительных изделий относительно небольшой стоимости и крупногабаритной продукции. Считается нормальным, когда транспортные расходы не превышают 10% от объема расходов на закупку этих изделий.

Информация о работе Оптимизация логистических операций