Логистика. Понятие, цели, функции. Логистический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание

В настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------1
Глава 1
1.1. Логистика. Понятие, цели, функции. Логистические менеджмент---------3
1.2. Поддерживающие логистические функции--------------------------------------6
1.3. Факторы и тенденции развития логистики---------------------------------------9
1.4. Логистическая система--------------------------------------------------------------11
1.5. Виды потоков в логистике----------------------------------------------------------14
1.5.1. Материальный поток--------------------------------------------------------------14
1.5.2. Финансовые потоки--------------------------------------------------------------- 15
1.5.3. Информационные потоки-------------------------------------------------------- 20
1.5.4. Потоки услуг------------------------------------------------------------------------22
Глава 2
2.1. История ОАО КХП «Тихорецкий»-----------------------------------------------26
2.2. Для сведения--------------------------------------------------------------------------28
Заключение--------------------------------------------------------------------------------- 30
Приложение №1 (Анализ затрат на производство)---------------------------------32
Приложение№2----------------------------------------------------------------------------33
Список литературы----------------------------------------------------------------------- 35

Работа состоит из  1 файл

Содержание1.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время все эти  и другие центры логистики объединились в Европейскую Логистическую  Ассоциацию.

В рассматриваемый период времени в США возник также ряд организаций и обществ логистики: Американское общество проблем управления производством и запасами и Национальный совет по менеджменту физического распределения, позднее преобразованный в Совет логистического менеджмента.

Совет логистического менеджмента  в 50-60-х годах давал логистике  следующее определение:

Логистика – широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением  конечных продуктов от конца производственной линии до покупателя, в некоторых случаях включающей также движение сырья от источника снабжения до начала производственной  линии. Эта деятельность включает транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов и производства, заказа на производство продукции, прогнозирования спроса, маркетинг и обслуживание потребителей.

В 1960-е годы – появилось большое  число конкурентных товаров, усилилось  внимание к покупателю, т.е. увеличилось  количество сервисных услуг. Это  поставило перед логистикой новые  проблемы, в частности, координацию спроса и предложения. В середине 60-х годов была сформирована новая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента.

Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса  и предложения на товары в определенном месте и заданное время.

В 1970-е годы отличительной особенностью является переход от быстрого роста  средств производства (как в 60-е  годы) и относительной стабилизации. В это же время в большинстве компаний рост логистических инвестиций стал опережать рост в основные средства производства. В связи с этим основной задачей большинства фирм стало уменьшение себестоимости производства продукции и рациональное использование сырья, материалов, производственных фондов и комплектующих. В 70-х годах большую роль сыграл энергетический кризис. В силу этого ресурсный фактор – уменьшение энергоемкости и материализации продукции – стал одним из основных в конкурентной борьбе.

Акцент в логистике сместился  на производство, чему способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством. На Западе широкое распространение получила внутрипроизводственная микрологистическая система: MRP – Material requirement planning.

Концепция логистики в это же время стала отождествляться с материальным менеджментом, который определялся как взгляды и принципы, посредством которых осуществлялось планирование, организация, координация и контроль материального потока от источника сырья до конечного потребления.

Параллельно логистика из концепции превратилась в фактический  инструмент бизнеса, как в сфере производства, так и в сфере обращения. DBP – Distribution requirement planning.

В эти же годы бурно развивалась  экономика Японии, которая стала  теснить европейских и американских производителей на мировых рынках. Это произошло благодаря низкой себестоимости и высокому качеству японских товаров, которые обеспечивались, в частности, местными разработками и применениями в логистической системе “Just in time” и внутри производства системы KANBAN («карточка»).

В конце 1970-х годов компания Toyota сформировала новую философию управления качеством продукции Total quality management.

TQM стал фундаментом интегрального подхода к логистике.

К концу 70-х годов на Западе завершилась тароупаковочная революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое распределение.

Значительный экономический эффект дало применение в логистических  системах стандартизации тары и упаковки. Прежде всего внедрение стандартных поддонов (паллетов).

В 80-е гг. произошла революция  в информационных технологиях, и  компьютеры стали основой административно-управляющих  и контролирующих систем. Существенным стало понимание того, что наряду с материальными потоками необходимо управлять соответствующими информационными потоками.

 

    1. Логистическая система

Подход к товарам обеспечения  товаропродвижения как в системах выражает одну из главных особенностей логистики, как науки, так и сферы  практической деятельности.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность и единство.

Существуют и свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его  можно было считать системой:

      1. Целостность и членимость. Система – целостная совокупность элементов, взаимодействующих между собой.
      2. Связь. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, т.к. в противном случае система не сможет существовать.
      3. Организация. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру или организацию системы.
      4. Интегративные качества. Наличие у системы качеств, присущих только системе в целом, но не свойственных ни одному элементу в отдельности.

 

Логистическая система – это  система управления движением материалопотоков, начиная от поставщиков сырья  и заканчивая поставкой готовой  продукции конечному потребителю, а также информационных потоков, ассистирующих движению материалов. Следует, однако, отметить, что на нынешнем этапе развития логистики информационный поток выполняет ужу отнюдь не ассистирующую функцию и расчленять совокупный логистический поток на составляющие не следует. Логистическая система, находясь во взаимосвязи с окружающей средой, должна приспосабливаться к функционированию в изменяющихся условиях. Речь идет об адаптации логистической системы, что проявляется в таких качествах, как саморегулирование (ответ системы на изменения среды определенной реакцией своих подсистем по жестко заданной программе), самообучение (способность менять программы регулирования и способы действия своих составляющих), самоорганизация (возможность изменения в случае необходимости своей внутренней структуры), самосовершенствование (способность перестраивать свою структуру не только в пределах располагаемого набора элементов, но и путем расширения этого набора за счет внешней среды).

Логистическая система может допускать  относительную изолированность  от внешней среды в информационном аспекте (ноу-хау, коммерческая тайна), но в материально-энергетическом аспекте границы системы должны быть абсолютно проницаемы. Возможность установления хозяйственных связей должна ограничиваться только существующим законодательством и интересами фирмы.

Логистическая система характеризуется следующими свойствами: способность взаимодействия с окружающей средой, наличие органа управления, управляемость системы, вариантность поведения, наличие информационных коммуникаций как в самой системе, так и между системой и средой, наличие контуров обратной связи в каналах информации, целенаправленное поведение системы.

В качестве логистической системы  можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, коммерческое предприятие  и т.п.

В хозяйственно-экономических и производственных системах необходим регулятор, роль которого выполняют руководители и управляющие структуры отделов, служб, цехов и т.д.

Наличие регуляторов позволяет  системе в развитии самой изменять и совершенствовать структуру, адаптироваться к внешней рыночной среде.

Функции регулятора:

      1. Прием сигналов и воздействующих факторов по каналам прямой связи от внешних систем и окружающей среды;
      2. Анализ состояния самой системы и окружающей среды, формулировка задач поведения и совершенствования системы в соответствии со стратегическими целями системы текущим состоянием внешней среды;
      3. Формализация и передача управляющих сигналов структурным элементам системы по каналам прямой связи;
      4. Прием информации по каналам обратной связи о состоянии структур системы и степени адекватности их реакции ан управляющие воздействия;
      5. Прием и анализ воздействия положительных и отрицательных факторов внешней среды на систему;
      6. Постоянные распространения и оптимальное использование ресурсного потенциала системы и его составляющих (материальной, энергетической, финансовой, информационной) в целях развития системы и расширение стоящих пред ней задач;
      7. Выбор более благоприятной ниши в окружающей среде или формирование искусственной среды с заранее заданными параметрами.

 

    1. Виды потоков в логистике.
      1. Материальный поток.

Главными категориями логистики  являются поток и запас, которые  друг без друга просто не смогут существовать. Поток представляет собой  совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Параметры потока – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Между статистическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь:

- поток (П) характеризует процесс  изменения запаса (З),т.е.

 

 

- запас отражает результат изменения  и накопления потока, т.е.

    Категории потока и  запаса широко используются в  макроэкономических моделях, правда, без столь глубокой и детализированной  проработки, которая необходима  в логистике.

 Основные параметры, характеризующие  поток, следующие: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути, скорость движения, промежуточные пункты, интенсивность.

      Материальный поток  – это продукция (в виде  грузов, деталей, товарно-материальных  ценностей),  рассматриваемая в  процессе приложения к ней различных логистических и технологических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. Способы осуществления материального потока, их достоинства и недостатки в приложении №2

 

1.5.2 Финансовые потоки 

В условиях как формирующейся, так  и стабильно развивающейся рыночной экономики повышение эффективности  движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обуславливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей. Следует отметить, что товарно-материальные ценности включают в себя все виды материальных благ, в том числе и такой специфический вид, как недвижимость, а к товарно-нематериальным ценностям в настоящее время относятся услуги, капитал и нематериальные активы. В процесс перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому совокупность определенных товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей может рассматриваться в качестве соответствующего материального потока, движение которого обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.

Можно выделить два основных подхода  к изучению данной проблемы:

    • Под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде;
    • Под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.

  Финансовые потоки  в том или ином виде существовали  всегда при любых способах  организации предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов,  однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории – логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей.

Таким образом, финансовым потоком в логистике понимается направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической  системе, а также между логистической  системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого следует, что:

    • Логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;
    • Направленность движения финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;
    • Движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе. Либо между нею и внешней средой.

   Логистические  финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическим финансовыми потоками обуславливает необходимость проведения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике используются следующие основные признаки: отношение к логистической системе; направление движения; назначение; способ переноса авансированной стоимости; форма расчета; вид хозяйственных связей.

По отношению к конкретной логистической системе различают внутренние и внешние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает по внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки:

Информация о работе Логистика. Понятие, цели, функции. Логистический менеджмент