Лекции по "Основам логистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:16, курс лекций

Описание

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Суть логистического подхода
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика

Работа состоит из  1 файл

логистика.doc

— 913.00 Кб (Скачать документ)

Пример негативных последствий фрагментированности ЛЦ

Пусть цепь поставок состоит из регионального оптовика, местного оптовика и розничного продавца. Если розничный продавец заметил, что  спрос на товар вырос за неделю на 5 единиц, то он может предположить, что спрос и далее будет  расти. Поэтому он закажет местному оптовику 10 дополнительных единиц товара, чтобы удовлетворить растущий спрос на будущей неделе. Местный оптовик, рассуждая аналогичным образом, закажет у регионального оптовика уже 20 дополнительных единиц. Региональный оптовик, не обладая информацией о всей цепи поставок, будет рассуждать так же, как и предыдущие участники цепи, и закажет своему поставщику уже 40 единиц. Таким образом, по мере перемещения заказа по цепи поставок относительно небольшое первоначальное изменение заказа, в конечном счете, становится огромным. Рассмотренный пример иллюстрирует создание излишних запасов, ошибочную реакцию на изменение спроса, которые возникают из-за недостаточного обмена информацией между участниками ЛЦ и несогласованности их действий.

Пример внешней интеграции

Корпорация Confederated Bottlers раньше доставляла бутылки со своего основного предприятия в  Элизабетвилле на пивоваренный завод  в Джонстоне, расположенный на расстоянии 115 миль. После заполнения на пивоваренном заводе бутылки отправлялись в распределительный центр, расположенный на расстоянии 20 миль от Элизабетвилля. Для перевозки своей продукции обе компании использовали собственные грузовики, которые после доставки груза возвращались порожние. После проведения анализа этой ситуации компании создали единую транспортную компанию, грузовики которой доставляют и пустые, и заполненные бутылки. В результате такой интеграции расходы на перевозку снизились почти наполовину (рис.6.1).

Объединение интересов  всех участников ЛЦ (внешняя интеграция) приносит больший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности. Но при всей очевидности выгод внешней интеграции ее практическое воплощение затруднено по следующим основным причинам: 
-   отношение к партнеру по ЛЦ как к конкуренту; 
-   недоверие другой организации и как следствие недостаточный обмен информацией; 
-   различные цели, приоритеты деятельности; 
-   различия в способах обработки информации, контроля, управления; 
-   различный уровень профессиональной подготовки персонала; 
-   географический разброс и др.

Рис. 6.1. Внешняя интеграция по транспортировке

Первая же проблема, которая возникает при внешней  интеграции – это преодоление традиционного взгляда на другие организации, как на конкурентов. Если предприятие платит деньги своим поставщикам, то люди, как правило, исходят из того, что они могут выиграть только за счет другой стороны. Другими словами, если предприятие совершает хорошую сделку, это автоматически, по их мнению, означает, что поставщик в этом случае что-то теряет, и наоборот, если поставщик получает хорошую прибыль, это явный знак, что организация платит слишком много. Для преодоления этой ситуации необходимо изменить деловую культуру и заменить конфликтный подход к решению вопросов на подход, основанный на сотрудничестве (см. табл.6.1).

Таким образом, должно действовать правило: организации, действующие в одной ЛЦ должны конкурировать не друг с другом, а с организациями, действующими в других цепях поставок.

Таблица 6.1

Различные подходы к решению  вопросов совместной работы в ЛЦ

Фактор Конфликтный подход Подход  на основе сотрудничества
Прибыль Получение прибыли  предприятием в ущерб прибыли  другой стороны Оба предприятия  получают прибыль
Взаимоотношения Одна из сторон доминирует Равное партнерство
Доверие Небольшое Значительное
Коммуникации Ограниченные  и формальные Всесторонние  и открытые
Информация Ограниченная Открытость  и активный обмен
Контроль Интенсивный Делегирование полномочий и наделение ответственностью
Качество Высказывание  претензий Совместное решение проблем
Условия контрактов Жесткие Гибкие
Сфокусированность На собственных  операциях На потребителя

6.2.2. Способы организации сотрудничества в ЛЦ

Рассмотрим существующие способы организации сотрудничества предприятий в ЛЦ.

Неформальные  соглашения предприятий о совместном совершении некоторых действий. Например, компании могут совместно закупать товары для получения скидок за объем закупок; объединять грузы для перевозки, сокращая затраты на транспортировку; согласовывать размер упаковки для облегчения грузопереработки; использование общих списков предпочтительных поставщиков и т.д. В Японии существует практика создания групп организаций (кейретсу), работающих вместе без формального партнерства.

Плюсы: гибкость и отсутствие обязательств. Минусы: любая из сторон может прекратить сотрудничество без предупреждения в любое удобное для нее время.

Формальные  соглашения предприятий  с письменными  контрактами, устанавливающими обязательства каждой из сторон. Например, электрическая компания может согласиться в течение следующих нескольких лет поставлять энергию по фиксированным ценам при условии, что заказчик приобретет какое-то установленное количество энергии.

Плюсы: подробное указание характеристик сотрудничества, т.е. каждая сторона четко знает, что она должна делать. Минусы: потеря гибкости и необходимость работать в более жестких условиях.

Образование стратегического  союза или партнерства. Основой для образования таких союзов является взаимовыгодная совместная работа в прошлом, когда у предприятий появляется уверенность, что никто из них не сможет выиграть, если начнет взаимодействовать с другими партнерами. Стратегические союзы предусматривают долгосрочные обязательства сторон, которые гарантируют будущие заказы и поставки. Эта стабильность позволяет предприятиям инвестировать средства в совершенствование своих продуктов и операций. Например, поставщики могут сократить ассортимент производимой продукции, выпуская оставшуюся с максимально возможной эффективностью, или сконцентрироваться на предоставлении небольшого количества услуг, но с очень высоким качеством. Заказчики же сокращают количество своих поставщиков, т.к. уверены в партнерах и в том, что им не придется искать более выгодные варианты. Например, японская компания Toyota сформировала партнерство с 250 поставщиками, в то время как General Motors работала независимо с каждым из 4000 поставщиков.

Вертикальная  интеграция (рис. 6.2), уровень которой показывает в какой степени ЛЦ принадлежит одной организации и которая может проявляться в следующих формах.

·    Приобретение миноритарного пакета акций другой компании. Это позволяет в определенной степени влиять на проведение операций, хотя и необязательно их контролировать.

·    Создание совместного предприятия. Например, создание совместного транспортного предприятия, как в описанном выше примере.

·    Покупка другой организации является наиболее частым вариантом внешней интеграции.

Рис. 6.2. Различные уровни вертикальной интеграции

Не существует лучшего универсального варианта внешней  интеграции для любых ситуаций. В некоторых случаях усилия по созданию и поддержанию конкретной формы интеграции могут себя не оправдать. Поэтому необходим анализ текущих операций, будущих планов, потенциальных партнеров, потенциальных предприятий для покупки, который поможет выяснить, в какой мере данная форма интеграции будет для организации выгодной.

Сравнительная характеристика различных вариантов  организации сотрудничества в ЛЦ представлена на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Характеристика вариантов организации сотрудничества

7. Стратегия и планирование в логистике

Планирование  является общей функцией управления, входящей в кольцо управления (рис.7.1). Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

Рис. 7.1. Кольцо управления

Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия (организации), поэтому в данном учебном пособии рассмотрим только те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования. На рис.7.2 представлена классификация видов планирования по некоторым из возможных признаков. Каждый из видов планирования по срокам и по детализации конкретизирует и создает предпосылки для выполнения планов более высокого уровня.

Содержание видов  планирования по функциональным областям будет рассмотрено во второй части данного учебного пособия «Основы логистики. Функциональные области логистического управления».

Для организации  эффективного планирования на предприятии  должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

·    документальное обеспечение. Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы.

·    стандартизация. Составление документации должно производиться в соответствии с некими стандартами.

Рис. 7.2. Классификация видов планирования в логистике

·    организованность. Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;

·    точность. Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования;

·    согласованность. Все частные планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования (интеграция планов), так и в рамках одного уровня (координация планов). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;

·    непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнятся другие, некоторые планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации;

·    полнота, т.е. охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе логистической деятельности.

Перед началом  планирования необходимо четко определить: 
-     объект планирования (что планируется); 
-     субъект планирования (кто планирует); 
-     горизонт планирования (на какой срок); 
-     средства планирования (с помощью чего планировать: финансовые средства, вычислительная техника); 
-     методику планирования (как планировать); 
-     согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Информация о работе Лекции по "Основам логистики"