Лекции по "Основам логистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:16, курс лекций

Описание

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Суть логистического подхода
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика

Работа состоит из  1 файл

логистика.doc

— 913.00 Кб (Скачать документ)

Теория  игр и принятия решений рассматривает процессы выбора наилучшей из нескольких альтернатив в ситуациях определенности (данные известны точно), в условиях риска (данные можно описать с помощью вероятностных распределений), в условиях неопределенности (вероятностное распределение либо неизвестно, либо не может быть определено).

Методы и модели теории нечетких множеств позволяют в математической форме представить и использовать для принятия решений субъективную словесную экспертную информацию: предпочтения, правила, оценки значений количественных и качественных показателей.

5. Методология принятия логистических решений

5.4. Прогностика

Прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования (ОП) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления. Классификация основных видов прогнозов и методов прогнозирования по различным признакам приведена соответственно в табл.5.3 и 5.4.

Таблица 5.3

Классификация прогнозов

Признак классификации Вид прогноза Описание 
Процедура прогнозирования Количественные  Результат экстраполяции (интерполяции) выявленных тенденций  или моделей 
Качественные  Получаются  путем опроса специалистов в конкретной области (экспертов)
Представление численных результатов Интервальный  Прогноз – интервал, внутри которого будет находиться прогнозируемое значение показателя
Распределение вероятностей Прогноз  – вероятности попадания фактического значения показателя в одну из нескольких групп с установленными интервалами
Точечный  Прогноз – единственное значение
Предмет прогнозирования Поисковые Прогноз – возможные тенденции и перспективы развития конкретного процесса в будущем или наиболее вероятное будущее состояние объекта
Нормативные Прогноз – пути, мероприятия и сроки достижения возможных состояний объекта, принимаемых в качестве цели
Период  упреждения Оперативные До 1 года
Среднесрочные До 5 лет 
Долгосрочные  Более 5 лет 
Этапы планирования деятельности организации Целевой Характеризует желательное состояние явления  в будущем (« что именно желательно и почему?»)
Плановый  Поисковые и  нормативные прогнозы для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий (« как, в каком направлении  ориентировать планирование для достижения поставленных целей ?»)
Проектный Прогноз конкретных образов в будущем при отсутствии ряда условий (« как конкретно  это возможно, как это может  выглядеть ?»)
Программный Прогноз возможных  путей, мер и условий достижения желаемого состояния (« что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого ?»)
Организационный Прогноз текущих  решений в сфере управления организацией для достижения цели (« в каком  направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели ?»)

Таблица 5.4

Классификация методов прогнозирования

Признак классификации  Вид метода Описание 
По  характеру исходных данных Фактографический  Основан на использовании  источников фактической информации
Статистический  Основан на анализе  динамических рядов параметров ОП
Патентный Основан на оценке изобретений и исследований динамики их патентования
Экспертный  Основан на использовании  экспертной информации
По  используемому подходу к прогнозированию  Экспертных  оценок Основан на субъективной оценке экспертов текущего момента  и перспектив развития, учитывает  знания, опыт, интуицию экспертов
Анализ  и прогнозирование рядов данных Связан с  исследованием рядов значений показателей, выявлением зависимости показателей, тенденций и использованием их для  прогноза (если независимый показатель – время, то ряд называется временным)
Причинно-следственные Основаны на поиске факторов, определяющие поведение  ОП, построения и использования для  прогнозов соответствующей модели его поведения 
По  способу обработки и анализа  исходных данных и формированию прогноза Сглаживание Преобразование исходных динамических рядов данных в ряды со сглаженными (уменьшенными) отклонениями от предполагаемого тренда
Экстраполяция  Определение будущих  значений величин на основе имеющихся  данных о тенденциях их изменений  в прошлые периоды 
Интерполяция  Определение промежуточного значения параметра Y на основе данных о его зависимости от X, полученных на некотором интервале значений параметра X
Аналогия  Основан на установлении и использовании для прогнозирования  аналогии ОП с другими объектами по некоторым общим чертам
Моделирование  На основе математических и имитационных моделей прогнозируются возможные состояния ОП при различных  значениях исходных данных
Прогнозный  сценарий Основан на установлении логической последовательности состояния ОП во времени при различных условиях для определения целей развития этой объекта
Морфологический анализ Строится матрица  параметров ОП и их возможных значений с последующим перебором и  оценкой вариантов сочетаний  этих значений

Этапы процедуры прогнозирования: 
1.   Определение объектов прогноза. 
2.   Отбор параметров, которые прогнозируются. 
3.   Определение временных горизонтов прогноза. 
4.   Отбор моделей прогнозирования. 
5.   Обоснование модели прогнозирования и сбор необходимых для прогноза данных. 
6.   Составление прогноза. 
7.   Отслеживание результатов.

Основные  тенденции развития современных ЛС

В настоящее  время выделяют три основные тенденции  развития типичных ЛС, определяющие сложность  и значимость точного прогнозирования  для эффективного управления.

Первая  тенденция – постоянное сокращение жизненного цикла ЛС (когда на смену одним ЛС приходят качественно новые). Еще 30—40 лет назад этот цикл был сопоставим с длительностью среднего трудового стажа работника, а теперь составляет обычно (на Западе) несколько лет.

Вторая  тенденция определяется возрастанием количества возможных альтернатив решения изучаемой проблемы.

Третья  тенденция определяется ростом затрат на создание и эксплуатацию подавляющего большинства ЛС. И этот факт предопределяет проблему прогнозирования затрат, цен, тарифов, т.е. рост капитальных вложений в перспективе требует оценки эффективности их в соответствующем периоде.

5. Методология принятия логистических решений

5.5. Методы решения логистических задач

Научную базу логистики составляет широкий спектр методов, разработанных в рамках различных дисциплин. Перечислим некоторые из них.

Математика: теория вероятностей; математическая статистика; теория случайных процессов; теория матриц; факторный анализ, математическая логика; теория нечетких множеств и др.

Исследование  операций: линейное, нелинейное и динамическое программирование; теория игр; теория статистических решений; теория массового  обслуживания; теория управления запасами; метод имитационного моделирования; метод сетевого планирования и управления; теория эффективности и др.

Техническая кибернетика: теория больших систем; теория прогнозирования; общая теория управления; теория автоматического  регулирования; теория графов; теория информации; теория расписаний и др.

Экономическая кибернетика: теория оптимального планирования; теория эффективности; теория квалиметрии; функционально-стоимостной анализ; методы маркетинговых исследований; менеджмент; теория принятия решений; производственный менеджмент; стратегическое и оперативное планирование; ценообразование; управление качеством; управление персоналом; управление проектами; управление инвестициями; социальная психология; экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.

Прогностика: методы перспективного экономического прогнозирования; прогнозирование временных рядов; регрессионный и корреляционный анализ; методы логического прогнозирования; экспертные методы и др.

6. Интеграция логистической деятельности

6.1. Интеграция в рамках предприятия

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе несомненно важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия.

Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики  внутри предприятия: 
1)   конфликт целей различных подразделений одного предприятия; 
2)   затрудняется и замедляется обмен информацией между подразделениями; 
3)   плохая координация деятельности различных подразделений; 
4)   излишние запасы всех видов; 
5)   отсутствие информации по общим логистическим издержкам и как следствие отсутствие возможности управления ими; 
6)   снижение эффективности деятельности предприятия.

На практике интегрировать всю логистику  в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам: 
1)   большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций; 
2)   географический разброс различных подразделений предприятия; 
3)   отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет; 
4)   отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.

При наличии  общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике.

6.2. Интеграция в рамках логистической цепи

6.2.1. Проблемы внешней интеграции

Подобно различным  подразделениям внутри одного предприятия  различные организации, действующие  в одной ЛЦ, при традиционном подходе преследуют собственные цели, стараются получить выгоду за счет партнера, т.е. в каком-то смысле конкурируют друг с другом. Это приводит к следующим негативным последствиям: 
-   возникает неопределенность в деятельности ЛЦ, например, из-за широкого колебания спроса и отсутствия обмена соответствующей информацией между партнерами; 
-   для компенсации неопределенности создаются повышенные страховые запасы, влекущие повышение соответствующих расходов; 
-   ЛЦ медленно реагирует на изменяющиеся условия, в частности, на изменение спроса; 
-   нет доверия и как следствие уверенности в долговременном и взаимовыгодном сотрудничестве, что не позволяет разрабатывать долгосрочные планы совместного развития, приводит к конфликтным отношениям.

Информация о работе Лекции по "Основам логистики"