Лекции по логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:03, курс лекций

Описание

4 темы.

Работа состоит из  1 файл

логистика.doc

— 551.00 Кб (Скачать документ)

  Обобщенная  структуризация основных управленческих функций на предприятии с точки  зрения их интеграции с логистикой в зависимости от характера функций управления и сфер деятельности предприятия. Логистика интегрирует фактически со всеми основными управляющими функциями. На стадии проектирования когда формализуется идея создания нового предприятия, его размещение и дальнейшая жизнедеятельность должны учитывать логистические требования. Реализация концепции логистики на действующем предприятии предусматривает:

  • наделение логистики на начальном этапе ее внедрения контрольными функциями по планированию и осуществлению соответствующих работ и операций в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  • соответствующее обучение кадров, подготовка персонала, налаживание системы постоянного повышения квалификации:
  • постепенное наделение логистических служб и центра управления всеми полномочиями и ответственностью по управлению по управлению логистическими функциями и регулированию смежных функций на предприятии.
  • ускоренное внедрение необходимых в каждом конкретном случае элементов автоматизации, которые должны связывать все составные части в единую систему логистики.
 

  7.4. Контроль и оценка  рисков в управлении  логистикой

  В любом виде производственно-хозяйственной деятельности включая управления потоковыми процессами для достижения постоянной эффективности необходимо иметь соответствующую систему контроля.

  Логистическая система не может считаться полностью  дееспособной без эффективной подсистемы контроля. Отсутствие должного контроля влечет за собой повышение рисков и значительные потери в процессе управления материальными, денежными и иными потоками. В логистике необходимость оценки рисков имеет особенно важное значение и поэтому является в высшей степени желательной. Это объясняется тем, что большая часть задач управления материальными, денежными и информационными потоками имеет долгосрочные перспективы.

  В связи с тем, что тенденции и воздействия ряда факторов особенно внешнего порядка трудно предсказуемы, решение многих задач вырабатывается в условиях неопределенности. Даже небольшие изменения воздействующих факторов дают эффект мультипликации и вызывают существенные сбои или потери в производственно-хозяйственной деятельности.

  Обобщенно риск – это потенциальная вероятность возникновения ущерба, потерь, неудобств или уничтожения чего-либо. В первую очередь необходимо определить, кто рискует конкретно и в какой форме выражается риск и какова его природа. При исследовании все проявления рисков необходимо формализовать в количественные и качественные параметры.

  Обобщающей  формой риска является потеря прибыли. В связи с этим во всех случаях возникновения рисков применяется специфический методологический подход. Данный подход заключается в проведении детального анализа взаимозависимостей и взаимосвязей управляющих воздействий и рисков. Рассматриваемые воздействия и вызванные ими изменения должны быть выражены в виде предельных допущений так называемого «диапазона минимума и максимума» в процессах управления. Должны быть рассчитаны соответствующие показатели на основе которых производится распределение вероятностей ожидаемых результатов в случае принятия тех или иных решений.

  Наиболее  действенным средством уменьшения ущерба а также инструментом противодействия  риска является анализ реакции на риски. Концепция логистики для повышения достоверности прогнозирования рисков в процессе принятия управляющих решений предполагает разработку соответствующей модели развития ситуации на основе математической логике. Отрицательные вариации значений избранного для анализа реакции какого-либо воздействующего фактора балансируются соответствующими резервными вариантами, которые в итоге должны обеспечить достижение положительного результата.

  Риски стратегического характера анализируются  и вычисляются с помощью более сложного аппарата процедур и методик. Технология «дерева целей» получила широкое распространение в силу доступности и относительно низкой себестоимости. Анализ рисков путем разделения проблемы осуществляется до тех пор, пока не будет достигнут требуемый уровень детализации. Затем на достигнутом уровне проводится разработка нескольких вариантов программы, обеспечивающей положительное решение главной цели. Система контроля в рамках которой осуществляется анализ рисков могут принять правильное решение при уменьшении предполагаемой опасности. 

  Тема 8. Основные направления  совершенствования  управления логистикой. 

  8.1. Факторы развития логистики

  Развитие  логистики в промышленно развитых странах связано прежде всего  с причинами экономического характера. Рост объемов производства и расширение внутринациональных и международных связей объективно приводят к увеличению издержек сферы обращения и внимание менеджеров сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращении затрат в данной сферы.

  В западных странах около 93% времени  движения товара от первичного источника  сырья до конечного потребителя  приходится на прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и главным образом на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка – 5%. Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными чем на национальных рынках. Затраты на них составляют порядка 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Кроме того развитие логистики помимо стремления организаций к сокращению временных и денежных затрат связанных с товаропродвижением определили два фактора:

  • усложнением системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
  • создание гибких производственных систем.

  Значительное  воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателя. Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции в сою очередь потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия. Результатом стало повышение качества обслуживания и прежде всего сокращения времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке. В качестве следующего фактора наряду с усложнением проблем реализации распределения стал рост требований к качеству процесса распределения. Распределение – вид деятельности и структурные формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции и оказания услуг покупателям. Физическое распределение охватывает ту часть системы логистики, которая связана с доставкой продукции к потребителю, а физическое обеспечение – часть логистической системы которая осуществляет движения сырья и материалов от поставщика или источника сырья. Логистика – область деятельности, к которой государственный и частные секторы проявляют растущий интерес Она приобретает все большее практическое значение. В логистических решениях взаимодействуют следующие действующие лица.

  • продуценты (создающие, производящие продукты);
  • поставщики;
  • транспортные агентства;
  • правительства; потребители.

  Рассмотрим  как возникает потребность в  логистике. В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовый продукт с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производственный спрос.

  Правительство страны обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами. Таким образом, логистика – это наука и искусство управления материалопотоком, т.е. управления продвижения продукции от источника к потребителю. Функции логистики включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.

  Какую бы мы логистическую систему не рассматривали  производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими функциональными областями.

  1. Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта является стоимость и надежность.

  2. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

  3. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

  4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.

  5. Другие функциональные области. К ним относятся производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производстве.

  5.1. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.

  5.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства должны не только определять его потребности но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения.

  Составляя логистическую систему, как правило, используют функциональные области логистики. Поэтому основные издержки логистики складываются из расходов на транспортирование продукции, складирование ее, поддержание товарно-материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров, расходов по обработке заказов, административных расходов и другие. Доля функциональных областей логистики от общей суммы затрат на нее приведена в нижеследующей таблице 1.3. Логистическая система – это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса на продукцию. За счет совершенствования логистической системы можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем дополнительных клиентов. Логистическая система взаимодействует с управленческими функциями – планированием, организацией и контролем.

  Доля  функциональных областей логистики  в процентах к общей сумме  затрат

  Функциональная область   Доля  от общей суммы затрат, %
  Транспорт   46
  Складирование   26
  Запасы   10
  Прочее   18
  Всего   100

  Логистическая система взаимодействует с управленческими  функциями – планирование, организацией и контролем. Логистическая система используемая фирмой для выработки стратегии в таких видах деятельности как планирование и производство взаимодействует с функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.

  В планировании логистика оказывает  влияние на производство и технологию за счет выбора места размещения фирмы, планирование складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля за запасами и бюджетом.

Информация о работе Лекции по логистике