Лекции по логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:03, курс лекций

Описание

4 темы.

Работа состоит из  1 файл

логистика.doc

— 551.00 Кб (Скачать документ)

  Выделяют 3 уровня управления микрологистической системой:

  Высший  (первый) – предприятие, группа предприятий в корпорации;

  Средний (второй) – сферы деятельности предприятия;

  Нижний (третий) – отдельные процессы, протекающие в подразделениях предприятия.

  В зависимости от вида логистических  цепей (каналов) логистические системы делятся на 3 вида:

  1. логистические системы с прямыми связями, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе прямых хоздоговоров;
  2. эшелонированные логистические системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника:
  3. гибкие логистические системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям так и с участием посредников.
 

  5.3. Основные элементы  и факторы, влияющие на выбор модели логистических систем

  Важнейшей характеристикой логистических  систем является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и выделяют, следующие элементы:

  • закупка материальных ресурсов;
  • запасы, в том числе производственные запасы и товарные запасы;
  • склады (система хранения и переработки продукции);
  • транспорт (транспортная система);
  • обслуживающие производства;
  • информационная связь и контроль: информационная и контролирующая подсистемы. Обе подсистемы регулируют уровень и структуру статичных и динамичных потоков, направляют производство, определяют тактику предприятий в хоздеятельности.
  • кадры.

  Вышеназванные элементы логистики определяют структуру  модели логистической системы. При  разработке моделей логистических  как макро так и микро систем пользователи должны учитывать влияние  многих объективных и субъективных факторов, действующих на определенный момент времени. Важнейшие из них:

  1.Количество  субъектов, входящих в логистическую систему и их размещение.

  2.Число  и размещение трансформационных  центров – складов и перевалочных пунктов.

  3.Транспортные  модели.

  4.Связь

  5.Информационная  система.

  Логистическим системам свойственна полиструктурность, которая выражается во взаимопереплетении разнокачественных подсистеме, образующих несколько интегрированных иерархических структур. Особенностью логистических систем является то что они относятся к системам с переменной структурой так как они подвижны. формируются применительно к условиям функционирования, обладают свойством быстрой реструктуризации. 

  5.4. Разработка логистических  систем

  Практическое использование логистики выступает как сильнейший фактор развития предпринимательской деятельности. Выбор наилучшего варианта происходи на основе его соответствия максимально эффективному достижению логистических целей. Выделяют следующие этапы действий при разработке локальной логистической системы на начальной стадии.

  1. Определение целей и формализация задач для их достижения.

  2. Выбор стратегии формирования общей логистической концепции.

  3. Определение границ системы, объема работ, структуры функциональной деятельности и области поиска

  4. Информационное обеспечение о потенциальных потребностях, технологии, производстве, действующих факторах, природе материальных и иных потоковых процессов.

  5. Обработка данных для выявления коммуникационных и иных видов связей в логистической системе

  6. Выявление тупиков, узких мест и недостатков в действующей экономической системе.

  7. Прогнозирование и дополнительный сбор информации.

  8. Разработка альтернативных вариантов моделей.

  9. Оценка разработанных вариантов моделей с целью выбора наиболее эффективного.

  10. Если цель достигнута, то переходим к п. 11, если нет, то переходим к этапу 7.

  11. Детальная разработка наилучшего варианта модели.

  Выделяют  следующие основные данные, которые учитываются при создании логистических систем:

  1. Информация о рынке;

  2. Информация о производстве;

  3. Информация о материальных потоках;

  4. Данные об информационных потоках.

  В единой логистической системе взаимодействие между составляющими компонентами предполагает поиск последовательных компромиссов, которые в традиционных экономических системах осуществляются интуитивно без всестороннего применения математических и технических возможностей Изначально технология логистического управления разрабатывается с учетом возможных нестандартных ситуаций в условиях неопределенности.

  Выделяют  следующие типовые правила построения логистических систем:

  1. Все производственные и снабженческо-сбытовые операции в логистической системе должны быть направлены на достижение главной цели и быть тесно связаны со стратегией корпорации

  2. Материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции и транспортно-перемещающие работы должны быть организованы таким образом, чтобы реализовать возможность создания на предприятии единого координирующего подразделения.

    3. Любая логистическая система должна располагать достаточным информационным обеспечением, а каждое соответствующее структурное подразделение должно иметь опыт его быстрого и рационального использования.

  4. Логистические подразделения на предприятии должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами.

  5. Независимо от выбора стратегии производственно-экономической деятельности предприятие должно установить тесные внешние и внутренние системные связи

  6. Руководству предприятия и центру управления логистической системы легче и эффективнее управлять через учетно-плановые подразделения.

  7. Для каждой конкретной логистической системы в зависимости от ее потенциала необходимо определить оптимальный уровень обслуживания потребителей.

  8. Большое значение имеет серьезное  внимательное отношение к любым малым мероприятиям

  9. Осуществлять постоянный поиск возможностей рационального укрупнения мелких партий грузов.

  10. Гласная оценка деятельности органов материально – технического обеспечения сбыта и транспорта. 

  5.5. Логистические цепи и логистические звенья

  Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество конкретизированных субъектов, которые осуществляют логистические операции по доведению материального потока от одного логистического звена до другого звена или конечного потребителя. По своей сути логистические цепи представляют собой взаимосвязанные пути движения материальных, информационных, денежных и других видов потоков.

  Между логистическими звеньями протягивают логистические цепи. В настоящее время при формировании логистических звеньев выделяют следующие звенья:

  1. Генераторы (источники) логистических потоков;

  2. Трансформационные центры и пункты структур, преобразующие материальные потоки на стадии закупок.

  3. Трансформационные центры и пункты в местах производства продукции.

  4. Трансформационные центры и пункты для физического распределения и отправки готовой продукции.

  5. Трансформационные центры и пункты структур, преобразующие материальные потоки на пути доставки готовой продукции потребителям.

  6. Пункты назначения (потребители) материальных потоков.

  В процессе формирования логистической  цепи и при оценке деятельности большое  значение имеет показатель – коэффициент звености товародвижения. Данный коэффициент представляет собой среднее число звеньев, которое проходит материальный поток при движении от производителя к конечному потребителю. Обобщенно коэффициент звености показывает сколько раз товар был продан в сфере обращения. Различают два вида коэффициента звености материалопотоков: торгово-организационный и складской. Торгово-организационный коэффициент рассчитывается как отношение валового товарооборота предприятия или торговой системы к чистому товарообороту за определенный период. На величину коэффициента звености влияет изменение объема запасов в оптовых и розничных звеньях.

  Складской коэффициент звености отражает количество трансформационных пунктов которое  проходит материальный поток до конечного потребителя. В последнем случае рассчитывается коэффициент перезагрузки. Данный коэффициент представляет собой среднее количество операций произведенное с каждой физической единицей в процессе выполнения перегрузочных работ. Он относится к качественным показателям перезагрузочных работ. На эффективность логистических цепей влияет много не только внешних, но и внутренних факторов. В зависимости от вида логистические цепи должны включать все звенья движения материальных или иных ресурсов, а также информации на всех стадиях их общения и на всех стадиях их производства от начала до конца. Звеньями логистических цепей становятся пункты отправок, приема, переработки и хранения тех или иных ресурсов, а также соответствующей информации. 

  Тема 6. Модулирование и моделирование в логистике

  6.1.Модулирование  логистических систем

  Важнейшей характеристикой микрологических  систем является их построение по модульному принципу Общая модель структуры функций и взаимосвязей в пределах предварительно обусловленных допусков называется модулем. Логистические модули это сочетание унифицированных и стандартизированных взаимозаменяемых элементов. Стандартным логистическим процессом считается такой процесс, при котором ресурсу от момента поступления в данное логистическое звено до момента выдачи с него движутся непрерывно.

  Непрерывность в логистической системе – это объединение процессов поступления ресурсов (материальных, денежных, информационных) в логистическое звено, хранение, подборка, а также их выдача. Эти последовательные действия, часто разделенные во времени в логистике объединяются в единый процесс. В логистике моделируются организационные, технические и технологические решения.

  В организационном отношении логистические системы представляют собой комплекс, состоящий из 6 укрупненных организационных модулей:

  • модуль разработки новой продукции и модификации выпускаемой;
  • модуль материально-технического обеспечения;
  • модуль управления запасами;
  • модуль сбора и обработки заказов, включая их прогнозирование;
  • производственный модуль;
  • модуль подготовки к производственному потреблению и доставки готовой продукции, выпущенной по заказам.

  В логистических системах можно наблюдать 3 уровня организационных модулей. В состав оргмодулей всех уровней обязательно входят технические и технологические модули. Наиболее распространенным подходом является построение программно-функциональных модулей. Они формируются на втором уровне, относятся к одному из организационных модулей первого порядка и при этом глубоко интегрированы между собой. 

  6.2. Особенности моделирования логистических систем

  Важную роль в разработке и создании логистических систем играет процесс моделирования, который представляет собой особую форму эксперимента, которая заключается в исследовании объекта на его модели. Многообразие особенностей движения материальных, денежных и других ресурсов, а также информации позволяет свести к ограниченному числу стандартных моделей. Все логистические субъекты классифицируются по различным признакам, По типу производства предприятия делятся:

Информация о работе Лекции по логистике