Бизнес-логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:34, статья

Описание

В последнюю четверть двадцатого века логистика и вся связанная с ней деятельность стала предметом активного изучения и исследований. Все большее число коммерческих организаций признает логистику одним из основных стратегических факторов. Такие компании, как Rank Xerox, Digital, Nissan, Benetton и 3М вкладывают средства в развитие логистической системы с высокой способностью отклика. Не может быть никаких сомнений в том, что логистика играла важную роль в достижении ими успеха на рынке. В этой статье мы сначала дадим описание и определение того, что понимается под словом логистика, и вкратце рассмотрим развитие логистики и ее основные компоненты.

Содержание

Определение 6изнес-логистики
Развитие бизнес-логистики
Вопросы, находящиеся в ведении логистики
Добавление стоимости с помощью логистики
Основные элементы логистики
Общая логистика
Информационные потоки в логистике
Электронный обмен данными
Логистика в розничной торговле
Случай из практики, иллюстрирующий логистику розничной торговли
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ольги.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Однако использование электронного обмена данными сопряжено и с некоторыми проблемами. Это вопросы, связанные со стандартами обслуживания, взаимоотношениями между поставщиком и покупателем и стандартизацией коммуникационных протоколов. Тем не менее транснациональные корпорации, такие как IBM, не могут функционировать без электронного обмена данными. 87 компаний IBM снабжаются всего 12 заводами, расположенными в шести различных странах. IBM предоставляет широкий спектр товаров и услуг, которые могут комбинироваться или конфигурироваться, благодаря чему можно предложить клиенту индивидуальное решение, соответствующее его потребностям. Руководство каждой из компаний, предоставляющих весь спектр продукции IBM, обязано с помощью централизованной системы «превращать» заказы клиентов в запросы на производство для двенадцати заводов. Электронный обмен данными является тем «клеем», который скрепляет отдельные составляющие этой компании.

9. Логистика в розничной торговле

Так сложилось, что большинство исследований в  области логистики касалось производственных организаций, что было связано с  очевидной важностью для них  таких вопросов, как снабжение  сырьем, управление материальным обеспечением, незавершенное производство и планирование производства. Хоть это и было важно для понимания значения логистики и привело к признанию глубины и важности предмета, существуют и другие весьма значительные области, где логистика играет не последнюю роль: одной из таких областей является сфера розничной торговли, выбранная нами для рассмотрения.

Многие логистические  модели, например модель Кристофера, дают общее представление о предмете, от приобретения материалов до поставки продукции потребителю. Розничная торговля рассматривается как конец этой цепочки, и то только в том случае, если модель подразумевает розничную торговлю. На самом деле, логистика розничной торговли является в настоящее время очень передовой областью, зачастую подразумевающей не меньшие (если не большие) временные ограничения и решение сложных информационных вопросов, чем производственная логистика. Слабая логистическая деятельность в розничной торговле зачастую заканчивается парными проблемами: товарных запасов слишком много, а нужного товара нет (Salmon, 1989). Тем не менее, потенциальные преимущества в результате безупречной организации системы поставок также очевидны. В настоящее время по сравнению с февралем 1991 г. прибыли британского розничного торговца Tesco увеличились на 28% до £417 млн. при объемах продаж £6,35 млрд., и этим успехом он обязан в основном постоянным инвестициям в высокотехнологичные системы поставок (Ody & Newman, 1991).

Так каким  же образом работает успешная розничная  логистическая система? Сассэмс (Sussams, 1991) представляет свой вариант розничной логистической системы, куда наряду с информационными и товарными потоками включены денежные потоки. Хоть эта модель и не представляет собой полную логистическую систему, некоторые моменты в модели Сассэмса уязвимы. Во-первых, включение в схему банков и денежных потоков спорно — это может привести к чрезмерному усложнению схемы. Ясно, что денежные средства представляют собой основу любой торговой сети, но финансовые данные, в том виде, в каком они требуются отделу логистики, вероятнее всего, могут быть получены с помощью управленческой информационной системы, и, по существу, просто являются еще одной разновидностью информационного потока. Во-вторых, модель дает представление о том, что все товары попадают от поставщиков в розничные торговые точки через оптовые базы. Но зачастую имеют место случаи прямых поставок от поставщиков в розничные магазины, например поставки молока или хлеба в супермаркеты (Boatman, 1991), и из-за этих упущений картина получается неполной.

При описании цепочки распределения продуктов питания Боутмэн (Boatman, 1991) приводит сложный пошаговый процесс распределения по розничным торговым точкам охлажденных продуктов питания. Хотя он и содержит многие виды деятельности, свойственные большинству видов розничного распределения, все же он сохраняет особенности, характерные для этой отрасли. Большое значение имеет и возможная скорость розничной логистики — от нее зависит свежесть продуктов.

Создание полной и подробной  модели логистики для сети однотипных розничных магазинов представляется невозможным из-за многочисленности используемых систем. Это все равно, что создать точную модель производственного контроля во всех производственных фирмах. Поэтому рассмотрим пример крупного розничного торговца непищевыми товарами широкого потребления. Некоторые черты такого вида системы можно найти во многих типах розничной торговли, в частности при организации работы супермаркетов (Boatman, 1991). Следует обратить особое внимание на трехуровневую иерархию методов поставок в магазины:

  • Поставщик > Перевозка > Розничный торговец > Оптовая база > Магазин.
  • Поставщик > Розничный торговец > Оптовая база > Магазин.
  • Поставщик > Магазин.

Учитывая  такое разнообразие способов распределения  и соответствующих информационных потоков, доступных розничным торговцам и используемых ими, для розничных торговцев было бы более полезно изучение источников конкурентных преимуществ, которые можно получить с помощью логистики, а не огромного количества существующих систем.

Конкурентные  преимущества, которые могут быть получены розничным торговцем с помощью логистики

В этом разделе  рассмотрим вкратце основные вопросы, связанные с логистикой, которые  могут принести фирме конкурентные преимущества. Для этого применим совместный анализ современных представлений и последних технологических и других разработок в этой области. Эта информация будет использована для создания на основе модели Портера цепочки создания стоимости для розничной торговли. Оди и Ньюмэн (Ody & Newman, 1997) утверждают, что в наши дни наиболее важный фактор в логистике розничной торговли — это время. При уменьшении временного интервала между продажей товаров и повторным заказом, а также между повторным заказом и доставкой, парные проблемы чрезмерного уровня запасов и отсутствия товара на складе будут реже. Возможно, это слишком упрощенный взгляд на вещи, поскольку Сэлмон (Salmon, 1989) утверждает, что именно хорошие логистические способности приводят к сокращению или исчезновению таких неприятных ситуаций. Как продолжают сами Оди и Ньюмэн, планирование и контроль являются важными логистическими способностями. Модель Уилсона (Wilson, 1991), отражающая основные факторы, влияющие на распределение (в данном случае вездесущих бакалейных товаров, по многое из упомянутого справедливо для любого вида товаров), говорит о том, что в конечном счете на качество логистики оказывает влияние комбинация ряда факторов и слаженность совместного управления ими.

Наряду с этими теориями в последние годы появились новые  логистические инструменты: методики и технологии, которые при правильном их использовании помогают организациям создавать конкурентные преимущества. Ниже приведены наиболее заметные из них:

  • электронное место продаж (EPOS): основа централизованного размещения заказов;
  • электронный денежный перевод (EFTPOS);
  • транспорт;
  • технологии складского учета;
  • моделирование и прогнозирование.

Лучшей схемой для розничных торговцев, желающих проанализировать, в каких областях возможно получение конкурентных преимуществ, является цепочка создания стоимости  Портера. Большая часть видов деятельности, связанных с поддержкой, — та же, что и в оригинальной схеме Портера, но закупки товаров с торговой маркой владельца и товаров с частной торговой маркой является для розничной торговли первичным видом деятельности и неотъемлемой частью маркетинга в сфере розничной торговли. Снабженческая логистика и распределительная логистика не имеют непосредственного отношения к деятельности розничного торговца. Поскольку фокусом деятельности розничного торговца является магазин, то вся логистика, за исключением покупателей, совершающих покупки, может считаться снабженческой. Следовательно, логистика может быть разделена на первичную (от поставщика до складов розничного торговца, промежуточных складов или региональных оптовых баз) и вторичную (от этих мест до магазина). Обслуживание подразумевает деятельность по обслуживанию клиентов, а не деятельность по поддержке логистической системы, которую имел в виду Портер. Оно тесно связано с деятельностью магазина, поэтому деятельность магазина и соответствующее обслуживание просто отнесены к первичным видам деятельности.

10. Случай из практики, иллюстрирующий  логистику розничной торговли

В этом разделе  все концепции, рассмотренные ранее, будут применены к исследованию случая из практики, иллюстрирующего логистику сети розничных магазинов. Этот розничный торговец непищевыми товарами имеет более 1000 магазинов и запасы, содержащие до 50 тыс. наименований (сравните со всего лишь 16 тыс. наименований, составляющими ассортимент большинства супермаркетов). Товары ранжируются от самых мелких, легко помещающихся в ладони, до тех, которые требуют погрузки. Спрос на товары варьируется от нескольких штук до нескольких тысяч штук в месяц. К тому же у каждого товара свой поставщик и время реализации заказа. Дополнительная сложность состоит в том, что ассортимент содержащихся на складе товаров меняется в зависимости от времени года, и, например, Рождество является особенно важным моментом, требующим наличия специфических, сезонных товаров. В случае из практики будет рассматриваться вопрос о том, следует ли одно из наименований товара (товар А, который предлагается свободно и лежит на полках в магазине) распространять централизованно (использовать пакетированный товар А).

В идеале магазины должны иметь такой ассортимент, чтобы клиенты могли получить любой товар в любое время, при этом он будет привлекательно выглядеть. Однако реалии складского хозяйства, с товаром, лежащим на складах и не приносящим дохода, и стоимостью хранения запасов (включающей в себя стоимость рабочего места, затраты на строительство, уплату налогов и оплату персонала) означает, что тот уровень запасов, который необходим для предотвращения случаев отсутствия товара на складе, невозможен. Следовательно, суть логистической системы заключается в балансировании между двумя требованиями — попытке предотвратить парную проблему Сэмона. Таким образом, цель заключается в том, чтобы обеспечить доступность товаров при одновременной минимизации запасов.

Если запас товаров  на складе достаточен для того, чтобы  клиент мог совершить покупку, то компания получает двойную выгоду. Во-первых, что наиболее очевидно, в результате совершения покупки увеличивается доход. Второй, не менее важный, аспект — удовлетворение клиента, которое возможно только в том случае, если товар доступен ему в любой момент. Клиентам не нравится, что они не могут купить товар, когда хотят. Существует риск, что те покупатели, которые пойдут за товаром в другой магазин, станут приобретать товары именно там, а завоевать новых покупателей (или отвоевать старых) гораздо сложнее, чем их сохранить.

Как уже упоминалось, издержки на хранение запаса, достаточного для  того, чтобы избежать случаев отсутствия товара на складе, непомерно высоки. Компания старается уменьшить все  запасы до минимума, необходимого для обеспечения удовлетворительного уровня доступности. На первый взгляд, идеальным решением являются поставки по принципу «точно вовремя», когда товар поставляется при возникновении в нем потребности, как это бывает во многих видах производства. Однако в производстве реализация принципа «точно вовремя» строится на определении спроса на комплектующие на основе спроса на готовые изделия. Следовательно, поставка «точно вовремя» в розничную торговую точку будет представлять собой доставку товара «до полки в магазине» к тому моменту, когда покупатель захочет его оттуда взять. Совершенно очевидно, что это не подходит для розничной торговли, где спрос формируется в момент, когда покупатель заходит в магазин и принимает решение приобрести товар.

Логистическая система компании направлена на достижение лучшего баланса между этими целями, чтобы обеспечить лучшее обслуживание по самой низкой цене. Более подробно о том, как это достигается, будет написано ниже. Сначала рассмотрим систему распределения — потока товаров, а затем информационный поток.

Попытка минимизировать запасы и оптимизировать доступность привела  к созданию системы складского хранения и распределения, которая предоставляет  возможность направлять товары от поставщиков  в магазины несколькими путями. Обычно распределение товаров происходит в два шага: от места расположения центральной компании до региональных центров (первичное распределение) и оттуда в магазины (вторичное распределение).

Распределение на центральные резервные склады/региональные оптовые центры (первичное распределение)

Имеется шестнадцать  центральных резервных складов, расположенных в разных частях страны. К каждому центральному резервному складу прикреплен региональный оптовый центр. На центральных резервных складах содержится товары с большим объемом (продаж) и высокой стоимостью, которые либо требуют слишком много места для того, чтобы их хранить в магазине, либо их слишком дорого включать в запас каждого магазина. Доставка с центральных резервных складов на центральные склады известна под названием «транкинга», или первичного распределения, поскольку она осуществляется собственным транспортом компании. Склад 1, склад 2 и склад 3 являются центральными складами, расположенными в центре региона. Склад 3 является обычным промежуточным пунктом. Грузы, получаемые от поставщиков, разбиваются на более мелкие и помещаются на грузовики, направляющиеся на центральные резервные склады. Наиболее простым примером может быть груз от поставщика, состоящий из шестнадцати поддонов, который разбивается по одному поддону на каждый из грузовиков, направляющихся на центральные резервные склады. Товары, проходящие через склад 3, — это товары с коротким временем реализации заказа от надежных поставщиков. Склад 2 также используется для отправки грузов на центральные резервные склады, но на нем также хранятся запасы. Здесь лежат все товары всех наименований для отправки на центральный резервный склад, которые не проходят через Склад 3. т.е. товары со значительным временем реализации заказа от менее надежных поставщиков. Для формирования заказов, предназначающихся для отправки на центральные резервные склады, применяется современная система погрузки с использованием радиоуправляемых погрузчиков. Склад 1 используется для хранения товаров всех остальных наименований, с меньшими объемами продаж и меньшей стоимостью. Грузы отсюда идут напрямую на региональный оптовый склад и затем в магазин.

Информация о работе Бизнес-логистика