Бизнес-логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:34, статья

Описание

В последнюю четверть двадцатого века логистика и вся связанная с ней деятельность стала предметом активного изучения и исследований. Все большее число коммерческих организаций признает логистику одним из основных стратегических факторов. Такие компании, как Rank Xerox, Digital, Nissan, Benetton и 3М вкладывают средства в развитие логистической системы с высокой способностью отклика. Не может быть никаких сомнений в том, что логистика играла важную роль в достижении ими успеха на рынке. В этой статье мы сначала дадим описание и определение того, что понимается под словом логистика, и вкратце рассмотрим развитие логистики и ее основные компоненты.

Содержание

Определение 6изнес-логистики
Развитие бизнес-логистики
Вопросы, находящиеся в ведении логистики
Добавление стоимости с помощью логистики
Основные элементы логистики
Общая логистика
Информационные потоки в логистике
Электронный обмен данными
Логистика в розничной торговле
Случай из практики, иллюстрирующий логистику розничной торговли
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ольги.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Возможно, ключевым фактором, определяющим значение стоимостной  цепочки для понимания преимуществ, которые может дать фирме логистика, является то, что в действительности она была создана не как логистический инструмент. Скорее, с се помощью создавалась общая картина организации, и обнаружилось, что два из пяти основных видов деятельности, увеличивающих стоимость, имеют отношение к логистике. Таким образом, это явилось объективным показателем значимости логистики. «Итоговым результатом» для логистики является се вклад в общую норму возврата инвестиций (в ресурсы логистики). Задачей руководства является такое управление логистической системой, которое привело бы к максимизации использования ресурсов логистики. Определение пяти наиболее значимых видов деятельности является описанием каждой стадии и помогает обнаружить те области, где могут быть достигнуты наиболее высокие показатели:

  1. Снабженческая логистика. Деятельность, связанная с получением, хранением и распределением ресурсов для производства продукции: транспортировка материалов и запасных частей, организация складской деятельности, управление товарно-материальными запасами, разработка графика движения транспортных средств и организация возврата поставщикам.
  2. Производство. Деятельность, связанная с преобразованием ресурсов в готовую продукцию, например, станочная обработка, упаковка, сборка, обслуживание оборудования, тестирование, печать и организация функционирования оборудования.
  3. Распределительная логистика. Деятельность, связанная со сбором, хранением и распределением товара покупателям, например, организация распределения готовой продукции, организация складской деятельности, транспортировки грузов, организация работы транспорта  обработка заказов и составление графика.
  4. Маркетинг и продажи: работа со средствами, с помощью которых покупатели могли бы приобрести товар, и побуждение их сделать это, например, реклама, продвижение товаров, управление торговым персоналом, квотирование, планирование канала распределения, взаимосвязь между каналами распределения и ценообразование.
  5. Обслуживание связано с предоставлением услуг, направленных на увеличение или поддержание ценности товара, например, установка, ремонт, обучение персонала, обеспечение запчастями и настройка оборудования.

Основным  мерилом эффективности этой цепочки  является степень, в которой она либо поддерживает, либо подвергает риску стоимость, добавляемую на каждой стадии этой цепочки. Основной причиной неэффективности является сложность цепочки, ведущая к увеличению избыточных или бесполезных уровней товарно-материальных запасов. Хотя меры, направленные на улучшение информированности об уровнях запасов, могут оказаться полезными, все же лучше упростить логистическую цепочку. Для этого можно рационализировать хранение продукции: уменьшить количество складов и т. п. Можно упростить поток товаров, так что они будут проводить меньше времени в пути с минимальным количеством остановок. Однако такие мероприятия надо проводить с учетом какой-либо стратегии или плана. Например, из-за снижения расходов на логистику может пострадать уровень обслуживания (доступность товаров). Это можно допустить, если клиенты согласны на плохое обслуживание, но кто знает, на сколько хватит их терпения. Во-вторых, у конкурентов обслуживание может быть лучше, это надо будет учесть в своей стратегии вплоть до ее изменения. В каждой отрасли есть ряд ключевых факторов, которые обеспечивают основу коммерческого успеха. Нужно увидеть эти факторы, выразить их в числах, если это возможно, и разработать соответствующую стратегию. Рассмотрим в качестве примера работу производителя компьютеров International Computers (ICL). Эта компания изменилась и перешла от производства мэйнфреймов к предоставлению полного спектра продуктов — информационных систем корпоративного, ведомственного и индивидуального пользования. Это расширение ассортимента было следствием не международного производства, а интеграции организации поставок продукции со всех заводов ICL и от всех производителей, расположенных на разных континентах, что помогло компании удовлетворять потребности клиентов по всему земному шару. Такая интеграция стала возможной благодаря логистике.

Цепочка создания стоимости Портера — это не просто концепция, а испытанное средство, которое трудно переоценить при анализе работы фирм. Хотя, как все хорошие средства или концепции, она не дает мгновенных ответов на вопросы или решений проблем организации, а требует от фирмы, желающей повысить конкурентоспособность, творческих решений по тем вопросам, которые были затронуты во время анализа. Цепочка создания стоимости указывает место назначения, но только от организации зависит, как она сумеет туда попасть. В настоящее время осведомленность о логистике и понимание ее значения возросли, причем настолько, что некоторые (Houlihan, 1988) считают, что полномочия менеджера по логистике расширились и теперь связаны с такими вопросами, как товарная линия, география, организация, принятие решений и поддержка принятия решений.

5. Основные элементы логистики

На основе анализа конкурентных преимуществ  и вышеприведенных составляющих логистики рассмотрим ее основные элементы. Их четыре: управление закупками, управление материальным обеспечением, распределение и поддержка.

Управление  закупками

Эта составляющая представляет собой управление перемещением материалов и запасных частей от поставщиков  к организации. Это физический аналог коммерческих закупок, или снабжения, или обеспечения ресурсами. Этот вид деятельности связан с определением того, как много фирм являются поставщиками приобретаемого товара и где они находятся — в регионе, в стране или за ее пределами. Насколько серьезно организация собирается заниматься планированием процесса и контролем своих поставщиков, например для того, чтобы снизить потребность во внутренних запасах? Как организовать работу транспорта, обработку информации и работу с человеческими ресурсами? Хочет ли организация обеспечить себе эффективное и быстрое снабжение запасными частями и материалами? Если да, то как определить эффективность и оперативность?

Управление  материальным обеспечением

Управление  материальным обеспечением представляет собой процесс управления перемещением и хранением в организации  материалов, запасных частей, полуфабрикатов, или незавершенного производства, и готовой продукции. Эта деятельность тесно связана с вопросами производственного планирования и контроля в производственных отраслях, а также оперативного планирования и контроля в обслуживающих отраслях. Здесь рассматриваются следующие вопросы: время производства, которое было бы удовлетворительным с точки зрения спроса и закупочной деятельности; штрафы и неустойки, грозящие организации, если запас какого-либо изделия иссякнет, и как следствие, определение размера задела; желательный уровень загруженности производственного оборудования; уместность применения механизированных процессов обработки материалов. Нужен ли автоматизированный склад? Нужно ли вообще создавать запасы? Возможна ли организация такой системы производства, при которой можно обойтись без формирования запасов, как при производстве по принципу «точно вовремя». Какие методы и технологии помогут уменьшить размер запасов?

Распределение

Распределением  называется управление перемещением готовой продукции от фирмы клиентам. Это физический аналог таких коммерческих видов деятельности, как маркетинг и розничное распределение. Здесь ищут ответы на такие вопросы: какой уровень обслуживания, скорость и надежность распределения хотят получить клиенты, и особенно розничные торговцы? Должно ли складское хозяйство быть централизованным или децентрализованным, чтобы уровень обслуживания клиентов был максимальным, а издержки обращения минимальными? Что предпочтительнее — выбрать новый вариант распределения или улучшить обеспечение грузовым транспортом, чтобы уменьшить складские запасы? Это помогло бы минимизировать совокупные издержки обращения без ущерба для качества клиентского обслуживания. Какие выбрать системы обработки информации, чтобы улучшить обслуживание клиентов и усовершенствовать интерфейс между системой обработки заказов и системами транспортного контроля, складского контроля и выписки счетов и счетов-фактур.

Поддержка

Этот вид  деятельности направлен на поддержание  логистической системы, ее физических компонентов (например, складского хозяйства, грузового транспорта) и мощностей по обработке информации (например, компьютерного парка). Оба эти компонента должны поддерживаться на оптимальном функциональном уровне, т.е. надо предвидеть любые сбои в работе системы и ее вынужденные простои, и система должна продолжать функционировать,

6. Общая логистика

Упомянутые  четыре основных компонента могут рассматриваться  либо как внутренние по отношению  к бизнесу, либо как внешние. Таким  образом, бизнес или общая логистика имеют два измерения: внешнее и внутреннее. Внутреннее связано с потоками материалов внутри предприятия, а внешнее — с распределением материалов и готовой продукции. Планирование потребностей в материальных ресурсах давно и успешно используется в производстве. Это заставило тех, кто планирует распределение, рассмотреть возможности получения аналогичных преимуществ при распределении, применяя логику планирования материального обеспечения. Результатом стало развитие планирования потребностей при распределенных запасах. Планирование потребностей при распределенных запасах, аналогично планированию потребностей в материальных ресурсах, ставит своей целью определение потребности в готовой продукции в точке формирования спроса с дальнейшим составлением обобщенных, распределенных по времени графиков потребности для каждого из звеньев цепочки распределения.

Планирование потребностей при распределенных запасах строится скорее на принципе «притягивания», чем  на принципе «подталкивания», т.е. акцент делается на определении и предвосхищении потребностей клиента в точке формирования спроса, когда товар «притягивается» к покупателю вниз по каналу распределения. Альтернативным способом является централизованное определение потребностей и «проталкивание» товара по каналу в соответствии с централизованно утвержденным планом распределения. Планирование потребностей при распределенных запасах основано на прогнозах конечного спроса, формирующихся на самом низшем уровне канала распределения, которые затем восходят к прогнозам для более высоких уровней. Например, региональные склады имеют прогноз, составленный для розничных торгов цен или ими самими, потребности склада национального масштаба и затем завода вычисляются на основе обобщения потребностей всех нижестоящих уровней с распределением по времени (например, помесячно). Планирование потребностей при распределенных запасах может оказаться очень полезным. Возможно, наибольшего результата можно достичь, если объединить планирование потребностей в материальных ресурсах и планирование потребностей при распределенных запасах к интегрированную систему планирования, а именно в замкнутую систему планирования логистики.

Такое объединение дает ряд преимуществ: высокую степень  интеграции сырья, незавершенного производства и готовой продукции; лучший контроль за потоками материалов; снижение общего объема инвестиций в товарно-материальные запасы; более высокую степень использования складских площадей, заводских мощностей и транспортных средств; большую гибкость систем, что улучшает отклик на требования заказчика. Однако систему планирования логистики сложно реализовать. Это требует ряда условий: точности «восходящего» прогнозирования, открытых каналов коммуникаций, гибкости систем производства и распределения, более совершенных контактов с поставщиками и клиентами, точности данных и большой приверженности руководства этому делу.

7. Информационные потоки в логистике

В круг вопросов, решаемых логистикой, входит аффективное  управление как материальными, так  и информационными потоками. Необходимо определить, какая информация нужна для:

  • планирования грамотной и эффективной логистической системы;
  • установления соответствующих стандартов функционирования;
  • управления системой в соответствии с этими стандартами;
  • увеличения степени удовлетворенности применением системы.

Необходима  обработка информации, и компьютеры являются наилучшим средством для  этого. Использование вычислительной техники в логистике обычно имеет  шесть основных ступеней:

  • обычная пакетная обработка больших объемов данных;
  • операционное планирование и составление графика работ, чаще всего отдельно от самой операции (например, производственный контроль);
  • основы автоматической и роботизированной обработки материалов;
  • основы сетевых коммуникаций между подфункциями в рамках логистической системы (например, использование технологии электронного кассового аппарата (EPOS), штрих-кода);
  • основы интерактивной коммуникационной сети между отдельными функциями организации, направленной на развитие общей логистической системы в рамках компании (например, электронное место продажи (EPOS));
  • основы интерактивной коммуникационной сети, связывающей различные компании, направленной на развитие общей логистической системы для связи организации с ее поставщиками и клиентами (например, электронный обмен данными).

8. Электронный обмен данными

В последние  годы изменение поведения конкурентов  в производстве, и особенно расширение масштабов глобального обеспечения, маркетинга и мероприятий, направленных на дерегулирование международной  торговли (например, появление Европейского Сообщества), заставило компании увеличить скорость и четкость торговли и распределения. Реакцией на эту потребность стал электронный обмен данными или «безбумажная торговля». Например, британское подразделение Unilever (Walls) во время летнего пика обеспечивало дополнительную загрузку своих производственных мощностей благодаря закупкам сырья в Дании, Германии и Испании. Система электронного обмена данными является онлайновой (т.е. функционирующей в режиме реального времени) системой коммуникационной связи между базами данных (обработка заказов, управление товарно-материальными запасами и выписка счетов и счетов-фактур) поставщиков и покупателей. Ее использование позволяет после каждой транзакции мгновенно обновлять базы данных.

По своей  сути электронный обмен данными  является приложением информационных технологий в сфере межорганизационной логистики; он делает возможной логистику  между организациями. Появившись сравнительно недавно, электронный обмен данными  стал широко применяться при работе с розничными торговцами. В Великобритании большей частью используются три крупные коммерческие системы: Tradent (наиболее популярная система), Istel и IBM Information network. Они предназначены в основном для удовлетворения информационных потребностей крупных розничных торговцев при их работе с поставщиками. Объем транзакций, совершающихся с помощью электронного обмена данными, ежегодно растет на 200%.

Среди британских фирм, занимающихся розничной торговлей и использующих электронный обмен данными, можно назвать Marks & Spencer, Sainsbury's, B&Q и Littlewoods. Среди производственных фирм можно привести такие примеры как Procter & Gamble, ICI, GKN и lBM. Многие розничные торговцы с конкретной специализацией в настоящее время управляют своей системой текущих поставок с помощью электронного обмена данными. «Оптика»- может мгновенно отправить весь набор информации о типах линз, моделях и размерах оправ на центральное производство. Изготовление этих линз может быть мгновенно включено в график производства. Одновременно с помощью электронного обмена данными можно разместить у поставщика заказ на необходимую оправу. Дату доставки можно устанавливать и отслеживать электронно. Наряду с этим можно централизованно предоставлять счета клиентам и применять системы скидок. Учитывая ускорение доставки, контроль запасов, предоставление логистической информации и снижение объема «бумажных» документов, потенциальные преимущества электронного обмена данными при обслуживании клиентов просто огромны.

Информация о работе Бизнес-логистика