Анализ транспортной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:11, реферат

Описание

По мере развития российской экономики всю большую актуальность приобретают производственные процессы, ориентированные на удовлетворение разнообразных потребностей рынка. Эффективную реализацию этих процессов способны обеспечить логистические методологии, позволяющие оптимизировать всю цепь товарных поставок: от материально-технического обеспечения до распределения продукции и послепродажной поддержки.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

По мере развития российской экономики всю большую актуальность приобретают производственные процессы, ориентированные на удовлетворение разнообразных потребностей рынка. Эффективную реализацию этих процессов способны обеспечить логистические методологии, позволяющие оптимизировать всю цепь товарных поставок: от материально-технического обеспечения до распределения продукции и послепродажной поддержки.

Цель логистики заключается  в том, чтобы нужные товары имелись  в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент. В экономике логистику считают искусством управления материалопотоком, т. е. потоком продукции от источника до потребителя. Естественно, проходя этот путь, материалопоток испытывает воздействие различных организаций, фирм, посредников, связанных с распределением продукции, снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.

Транспорт в логистике  имеет значительную роль, связывая между собой отдельные экономические  районы, компании, предприятия и  фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт тем самым участвует в процессе воспроизводства материальных благ. Кроме того, транспортные расходы могут достигать 20% цены продукции (в труднодоступных районах доля транспортных расходов может составлять более 50%).

Транспорт является отраслью материального производства, так  как имеет свою продукцию. Эта продукция – перемещение. В отличии от других отраслей материального производства, при транспортировке продолжается процесс производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. Следует отметить, что процессы производства и потребления на транспорте не разделены во времени. Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения), как его полезный эффект, а не вещь. То есть транспорт отличается от других отраслей материального производства по характеру продукции. Во-первых, продукция не имеет вещественной формы, но в то же время она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства; происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта и т. д.

Поскольку транспортная продукция не имеет формы вещи, то вторая особенность заключается  в том, что ее нельзя накопить на складе. Эта особенность имеет большое практическое значение. Если на предприятиях и фирмах создание определенных запасов продукции способствует удовлетворению производства по мере необходимости, то транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.

Третья особенность  заключается в том, что транспортная продукция – это дополнительные транспортные издержки, которые связаны  с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения, что подчеркивает двойственный характер этих издержек. С одной стороны, они необходимы, поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой – следует учитывать, что транспорт нового продукта не создает. Поэтому необходимо использовать его так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях, чтобы для перевозки использовался тот вид транспорта, который наиболее эффективен для данного вида продукции и расстояния.

К основным задачам транспортной логистики  относятся:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных каналов (коридоров) и транспортных цепей;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

До недавнего времени  большинство транспортных предприятий выполняли только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении спектра других услуг. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, усиление конкуренции между предприятиями транспорта, доступность новых услуг и форм деловых отношений между перевозчиками и клиентами, а также свободное ценообразование требуют от нынешних менеджеров больших предприимчивости и изощренности в выявлении самых выгодных комбинаций транспортного сервиса и цен, отвечающим целям предприятия. В практике организации и планирования работы транспорта начинает широко использоваться понятие «услуга транспорта».

Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести:

    • Перевозку грузов и пассажиров;
    • Погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);
    • Хранение грузов;
    • Подготовку перевозочных средств;
    • Предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;
    • Перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;
    • Прочие услуги.

По сравнению с вещественным результатом труда полезные (потребительные) качества транспортной услуги проявляются не в ней самой, ибо она не существует как осязаемая вещь, а неразрывно связаны с транспортируемым грузом (ресурсами), выражаясь лишь в изменении его месторасположения.

Обязательные качественные признаки транспортной услуги, проявляющиеся в процессе перемещения груза, включают:

    • Вид транспорта;
    • Вид груза;
    • Количество груза;
    • Срок (время) транспортировки – груз должен быть доставлен точно в назначенный срок;
    • Пункт (расстояние) доставки – груз должен быть доставлен в нужное место и на нужное расстояние;
    • Сохранность груза – груз должен быть доставлен в неизменном виде – без потери своих потребительских свойств.

Таким образом, транспортная услуга – это процесс перемещения  определенного вида и количества груза в целости и сохранности, выбранным видом транспорта из одного места в другое в течение оговоренного промежутка времени или к назначенному сроку.

В том случае, когда  транспортная услуга оказывается одним  участником рынка другим его участникам за плату, т. е. имеет форму товара, к перечисленным качественным признака добавляются рыночные признаки:

    • Транспортный тариф – это сумма денег, уплачиваемая за перевозку единицы данного вида груза данным видом транспорта на единичное расстояние, обычно на расстояние 1 км, при условии обеспечения сохранности груза и стандартных сроках доставки этим видом транспорта.
    • Издержки (себестоимость) транспортной услуги – это совокупность затрат участника рынка, связанных с оказанием транспортной услуги.

Транспортная услуга хотя и есть особый товар по своей потребительской форме, но, тем не менее, она есть такой же товар, как и вещественные товары, другие виды рыночных услуг, как ценные бумаги и т. п. товары, имеющиеся на современном рынке.

Экономические факторы  транспортировки:

    • Расстояние – чем больше расстояние, тем дешевле т/км;
    • Объем груза – чем больше вес, тем дешевле перевозка 1 кг веса;
    • Плотность груза – чем больше плотность груза, тем дешевле перевозка;
    • Укладистость груза – с повышением укладистости груза снижается объем бесполезно перевозимого воздуха;
    • Грузоперераработка – возможность погрузки-разгрузки в процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки;
    • Ответственность за сохранность груза – чем больше внимания уделяется сохранности груза, тем дороже перевозка: опасность повреждения груза; опасность утраты груза; опасность порчи скоропортящихся продуктов; опасность воровства; опасность самопроизвольного возгорания; опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на килограмм веса;
    • Рыночные факторы – загруженность и сбалансированность рейсов общественных перевозчиков, объем предложения на рынке транспортных услуг.

Выбор вида транспорта.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях  создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения и т.д.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему  присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных  возможностях, разновидности подвижного состава и т. д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К общехозяйственным факторам относятся:

    • Размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
    • Номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;
    • Состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов и т. д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

    • Размещение сети путей сообщения;
    • Условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;
    • Пропускная и провозная способности;
    • Техническая вооруженность;
    • Система организации транспортного процесса.

Каждый вид транспорта имеет  свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.

Железнодорожный транспорт. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны разделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные цистерны и др.). крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых навалочных и лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимостью – произведением длины вагона на его ширину и высоту.

Информация о работе Анализ транспортной логистики