Генезис,особености переживания и последствия внутриличностного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:45, контрольная работа

Описание

Целью работы является ознакомиться с особенностями переживания и последствием внутриличностных конфликтов.

Для этого необходимо решить следующие задачи :
- выяснить общую характеристику внутриличностного конфликта
-определить генезис внутриличностного конфликта;
- выделить особенности переживания внутриличностного конфликта;
- ознакомиться с последствием внутриличностного конфликта;

Содержание

Введениие.......3
1.Общая характеристика внутриличностного конфликта........
2.Переживание как основа внутриличностного конфликта.Генезис внутриличностного конфликта
3.Особености переживания внутриличностного конфликта
4.Последствия внутриличностного конфликта

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по конфликтологии.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

      2.Генезис внутриличностного конфликта

Генезис внутриличностного  конфликта по К. Хорни: «Вам не нужно учить желудь, как вырасти в дуб. Но если желудю дать возможность, его внутренняя сущность разовьется. Также и человек будет развивать свои глубинные задатки, если ему будут предоставлены благоприятные условия для этого.

Но многие неблагоприятные  влияния могут помешать ребенку  расти в соответствии с его  реальными индивидуальными потребностями и возможностями. Окружающие ребенка люди слишком глубоко погружены в свои собственные неврозы, чтобы любить ребенка или хотя бы думать о нем, как об отдельной особенной личности, их установка по отношению к ребенку определяется их собственными невротическими потребностями и реакциями. Они могут быть давящими, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, равнодушными, гиперопекающими, сверхпедантичными, могут иметь любимчиков, и т.д.

В результате у ребенка  развивается не чувство принадлежности (МЫ), а, напротив, возникает острая незащищенность и мрачные предчувствия, для которых я использую термин «базальная тревога». Это чувство изоляции и беспомощности в мире, представляющемуся ребенку потенциально враждебным. Мощное давление базальной тревоги не дает ребенку относиться к другим людям непосредственно, как подсказывают его реальные чувства, и вынуждает его найти другие пути обращения с ними. Он должен бессознательно вести себя с ними так, чтобы это не возбуждало, а смягчало его базальную тревогу.

Эти установки определены как характером и темпераментом ребенка, так и характером его окружения. Короче говоря, он может либо вцепиться в наиболее могущественное лицо из своего окружения, либо возмутиться и вступить в борьбу с окружающими, либо захлопнуть перед ними двери своей внутренней жизни и уйти от них эмоционально. В принципе это означает, что он может идти к людям, против людей, или прочь от них (ранние решения).

В здоровых человеческих отношениях эти пути не исключают  друг друга. Но для ребенка, у которого базальная тревога выбивает почву из-под ног, все эти три пути доходят до крайности и становятся жесткими, ригидными. Привязанность становится цеплянием, уступчивость — угодливостью, смелость — утратой связи с реальностью. Степень его слепоты и жесткости находится в прямой пропорции к интенсивности таящейся в нем базальной тревоги».

Способом выживания  во внутреннем аду ужасающего напряжения невротического конфликта К. Хорни считает самоидеализацию — рождение во внутрипсихическом мире личности нового образования — идеального собственного Я. Оно задумывается для защиты от окружающих в ответ на базальную тревогу и фрустрацию, но со временем подавляет реальное собственное личностное Я посредством невротических завышенных требований к самому себе и становится тиранией Идеального Собственного Я или гордыней. Внутренний конфликт решается псевдорешением через самоидеализацию. И чем выше самоидеализация, тем дальше человек от своего реального собственного Я, от правды о себе.

Поскольку самоидеализация  — невротическое решение, то основной целью становится простая погоня за славой, и человека перестает  интересовать реальный процесс своего личностного роста, обучения, дела или продвижения шаг за шагом, человеку уже не нужно взбираться на гору, он хочет оказаться на вершине сразу.

Структура невротического внутреннего конфликта по К. ХорниНевротические требования — процесс, при котором желания, сами по себе понятные, превращаются в требования. Главный девиз: «Мир должен быть к моим услугам, чтобы мне не о чем было беспокоиться».

Требования невротического субъекта характеризуются:

    ·         нереалистичностью (дама, которая полагает, что никто не имеет права отказываться от ее приглашения, считает оскорблением, если кто-то от него уклонился и т.п.);

    ·         эгоцентричностью — невротик поглощен собой, потому что его влекут внутрипсихические потребности, раздирают внутренние конфликты, и он вынужден цепляться за свои особые решения;

    ·         инфантилизмом — ожиданием, что все должно прийти к нему без всяких усилий;

    ·         мстительностью — человек считает, что ему нанесен ущерб, и настаивает на его возмещении во всех областях жизни;

    ·         гиперсправедливостью («я честно работаю, верую в Бога, никому не делаю зла и т.п., значит все должно быть по-моему, со мной ничего никогда не случится»).

Невротические требования вызывают:

    ·         тотальное ощущение фрустрации и неудовлетворенности жизнью, их общая способность выносить неприятности снижается, т.к. любая неприятность, трудность становится в десять раз труднее, если относиться к ней, как к несправедливости. Незначительное происшествие превращается в катастрофу;

    ·         зависть и безразличие к людям. Зависть носит тотальный характер и оправдывает эгоцентризм личности («Я один несправедливо страдаю по жизни, а остальные — счастливчики, почему так? Почему счастливчики должны чего-то ждать от меня?»);

    ·         чувство общей неуверенности относительно своих прав. Внутренний мир, где человек чувствует право на что угодно, настолько нереален, что в реальности человек теряется, когда свои права надо реально отстаивать. С одной стороны, он исполнен нахальных требований, а с другой — не решается постоять за свои права, когда это действительно нужно сделать;

    ·         общую инерцию — паралич психической энергии. Все требования заменяют активную работу над собой и парализуют личностный рост. Человек считает, что стоит и должен по определению стоять выше психических и физиологических ограничений, если он очень сильно чего-то хочет.

Человек не хочет быть сильным, ему надо быть сильным и т.п. Девиз: «Для меня нет, и не может быть ничего невозможного». Эта особенность характеризуется:

    ·         пренебрежением к выполнимости требований;

    ·         пренебрежением к окружающим условиям;

    ·         пренебрежением к собственному внутрипсихическому состоянию;

    ·         стремлением к совершенству во всем;

    ·         недостатком нравственной серьезности искренних идеалов (НАДО быть добрым);

    ·         снижением непосредственности чувств;

    ·         искажением межличностных отношений;

    ·         чрезвычайной чувствительностью к внешнему принуждению, (я и так под своей собственной диктатурой, а тут еще вы со своими обязанностями).

Тирания «НАДО» вызывает:

    ·         напряжение, хроническую усталость, телесную зажатость;

    ·         искажение межличностных отношений;

    ·         повышение чувствительности к критике;

    ·         снижение непосредственности чувств, желаний, мыслей, возникает табу на нежность, жалость и доверие, преувеличение грубости и бессердечия;

    ·         неспособность чего-то ХОТЕТЬ по-настоящему.

Ненависть и презрение к себе, особенно, если человеку не удается выполнить требования своих «НАДО». Это ненависть между тем, кем человек мог бы быть, и тем, кем он является на самом деле. Она характеризуется:

    ·         самообвинениями по типу «двойного зажима», например, если он отомстил, значит, скотина, если не отомстил — размазня;

    ·         страхом перед реальным успехом (спортсмен, как только начинает выигрывать, чувствует, что его охватывает страх, и в результате проигрывает);

    ·         своеобразным табу на какие-либо удовольствия для себя, преимущественно в мелочах (покупка новой одежды, вкусный завтрак, поход в кино, ресторан);

    ·         требованием абсолютного совершенства от себя во всем;

    ·         цинизмом по отношению к себе и к миру;

    ·         приниженным, зависимым поведением, различными зависимостями.

Ненавить и презрение к себе вызывают:

    ·         потребность сравнивать себя с каждым встречным и всегда не в свою пользу (ужас перед возможностью конкуренции);

    ·         уязвимость в человеческих взаимоотношениях;

    ·         убежденность, что его невозможно полюбить;

    ·         «проглатывание» оскорблений;

    ·         потребность облегчить или уравновесить презрение к себе вниманием, уважением, признанием, восхищением, любовью других;

    ·         привычку самофрустрации;

    ·         запрет на любое свое устремление («кто ты такой, чтобы... ?»).

Невротическая гордость (ложная гордость). Ее характеризуют:

    ·         тотальные страх и тревога попасть в «смешное положение», что полностью сковывает все реальные попытки стать действительно успешным (сходить на дискотеку, познакомиться, выступить на семинаре и т.д.). Результат — «постоянное плетение в хвосте у своей возрастной группы», запрет на любые свои устремления, нереализация, уход в фантазии, сужение круга общения, закрепление системы избегания;

    ·         слепота в отношении своих истинных достоинств, гордость за те, которых у него на самом деле нет;

    ·         гордость престижными ценностями (я из хорошей семьи, южанин, женщина вообще не идет в театр или в ресторан, если ей не с кем туда пойти);

    ·         чрезвычайная чувствительность к обидам;

    ·         мстительность;

    ·         ложная гордость, выдуманное величие подменяет гордость реальную, и, когда человека действительно оскорбляют, он как бы не замечает этого, зато потом мучается;

    ·         отчуждение от себя — чувствами управляет гордость;

    ·         неспособность и нежелание взять на себя ответственность за свою жизнь.

Все эти процессы являются бессознательными. Тем не менее, они очень мучительны для личности.

Найти средства уменьшения напряжения внутриличностного конфликта — основная функция психологической защиты.

Вместе с тем, согласно К. Хорни, реальная самость, реальное собственное Я, центральная сила, внутренняя сила человеческой личности, общая для всех и в тоже время неповторимая и уникальная, глубинный источник его роста остается. И как бы оно ни было задавлено невротической гордыней,Собственное Я дает о себе знать — эмоциями, творчеством, под влиянием хорошего искусства. Оно борется. Гордыня рано или поздно начинает съедать своего создателя.

И по мере того, как  человек осознает разрушительное действие невротической гордыни, конструктивные силы реального собственного Я начинают выходить наружу. И вот тогда-то и начинается «сражение между Гордыней и Реальным собственным Я» и происходит то, что К. Хорни называетцентральным внутренним конфликтом.

Успех разрешения внутриличностного  конфликта возможен только в результате внутренней борьбы, охватывающей все структуры личности. Исход ее в пользу человека зависит от силы конструктивного начала — размера того опыта безоценочного принятия и любви окружающих, который человек получил, когда был ребенком.

4.  Последствия внутриличностных конфликтов

     Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными  и деструктивными.

     Конструктивным  является конфликт, который характеризуется  максимальным развитием конфликтующих  структур и минимальными затратами  на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.

     Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в  жизненный кризис или ведет к  развитию невротических реакций.

     Одним из серьезных последствий внутричичностного конфликта является суицид, и поскольку вам, журналистам, наверняка придется столкнуться с ситуацией, когда вы будете рассказывать аудитории о суициде, или когда вы окажетесь лицом к лицу с человеком, стремящимся «рассчитаться» с этим миром таким образом, поскольку суицид сложнопрогнозируем и «сверхзаразителен» (в нашем представлении), мы остановимся на нем подробнее.  

      Внутриличностные  конфликты и суицидальное поведение

      Проблема  суицидального поведения традиционно  привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, которые вызывают к себе двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость, сострадание к пережитой им муке. С другой — сам факт суицида вызывает неприятие, осуждение как грех и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Церковь отказывает самоубийце в христианском погребении. Как отмечает Н. Бердяев, “можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству”. Самоубийство часто рассматривается как насилие не только над жизнью, но и над смертью. Может быть, в силу такого соображения в Англии например вплоть до 1961 года существовало строгое уголовное наказание для лиц, пытавшихся лишить себя жизни.

      Обыденное представление о том, что к  суицидальному поведению склонны  люди с нарушениями функционирования психики, опровергается данными  науки. Исследования показывают, что  более 80% лиц из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации [15]. По данным Московского НИИ психиатрии, на учете в психоневрологических диспансерах состояли около 20% суицидентов и только 8—9% нуждались в специализированной медицинской помощи.

      Однако  люди с пугающей частотой добровольно уходят из жизни. В России в 1997 и 1998 гг. зафиксировано соответственно около 53 тыс. и более 50 тыс. самоубийств, что в 2—3 раза больше числа погибших от насильственных преступлений. Соотношение “суицид — попытка” составляет 1:10, т. е. 1 завершенный суицид приходится примерно на 10 попыток. Следовательно, у нас в стране ежегодно около полумиллиона человек пытаются покончить жизнь самоубийством. В США доля самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет за последние 20 лет увеличилось вдвое. Самый низкий уровень самоубийств наблюдается сегодня в Италии и Испании, что связано, видимо, и с высоким уровнем жизни, и с огромным влиянием в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишить себя жизни.

      Каковы  же все таки причины такого странного с биологической точки зрения поведения человека?

      Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к  суицидальным попыткам. Среди них  и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей  Земли, и загрязненность окружающей среды (приводящая. Кстати, к массовому самоубийству китов). Ученые Будапешта заметили строгую зависимость уровня самоубийств в этом городе и накопления над его территорией определенный морских воздушных масс - циклонов и антициклонов. Строго зависит уровень суицида от экономического и социального благополучия. Так спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929, 1933, 1937 годах трансформировались в пики на кривой суицида. А во времена «великой депрессии» в США уровень самоубийств вырос в 2 раза.

      В рамках анатомо-антропологического, социологического, психиатрического и психологического подходов разработаны различные представления о детерминации (?) самоубийств.

      Представители анатомо-антропологической концепции придерживаются идеи структурно-морфологических и психофизиологических причин самоубийства (А. Крюков, И. Леонов, Ч. Ломброзо и др.). Важную роль играет неблагоприятная наследственность.

      Социологическая концепция (М. Гернет, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др.) главные причины самоубийства усматривает в социально-политических и экономических факторах, степени социальной интеграции индивида и воздействии на него социальных норм.

      Психопатологическая концепция (И. Гвоздев, Д. Эскироль и др.) оказала сильное влияние на утверждение в общественном сознании представлений о психической патологии любого суицидента, что до последнего времени снижало эффективность научно-практической разработки проблемы самоубийства.

      Более поздние исследования психологов и психиатров (Л. Бэллак, Н. Конончук, А. Ратинов, О. Ситковская, С. Семичев) выявили наличие определенной связи между характерологическими чертами личности и склонностью к суицидальным действиям в кризисных ситуациях.

      Более гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). Данный подход продуктивно развивается в последние годы (А. Боенко, А. Полеев, А. Слуцкий, М. Занадворов).

      В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.

      Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

      К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе — семейной,  дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстримальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

      Суицидальное  поведение включает различные формы активности, служащие деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей [15]. Центральную роль в возникновении такой ситуации играют следующие конфликты.

      • обусловленные спецификой семейных взаимоотношений:

      неразделенная любовь, измена любимого человека, развод, тяжелая болезнь или смерть близких;

      • обусловленные спецификой трудовой деятельности и межличностного взаимодействия: неудачи в выполнении конкретных задач, межличностные конфликты  с коллегами по работе, служебные  конфликты с начальниками или  подчиненными;

      • связанные с антисоциальным поведением человека: страх уголовной ответственности; боязнь позора;

      • обусловленные состоянием здоровья: психические заболевания; хронические  соматические заболевания; физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостаток), половая несостоятельность;

      • обусловленные материально-бытовыми трудностями.

      Суицидальное  поведение строится на основе  внутриличностного  конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Существенный момент при этом — наличие уязвимых психических структур. Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера. Исследования показывают, что 30% суицидентов воспитывались в неблагополучных семьях, у 27,4% среди ближайших родственников были самоубийцы (девиантное поведение как одна из моделей выхода из трудной ситуации) и около 16% уже пытались покончить с собой (А. Боенко).

6.Способы  и условия предупреждения  внутриличностных  конфликтов

Существуют  всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на создание такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду “рядовую” личность, то ее влияние при этом все-таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством действий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.

Поэтому при  дальнейшем рассмотрении внутриличностного конфликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфликтов, зависящих от самой личности. Выделим основные из них.

Познай  самого себя

Первое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе “Познай  самого себя” (“Nosce te ipsum”). Это изречение было высечено на колонне при входе в храм Апполона в древнегреческом городе Дельфы в качестве призыва к каждому входящему. И не случайно в философии Сократа этот принцип занимает ведущее место.

Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать “Кто Я?”, “Зачем пришел в этот мир?”, “В чем смысл моей жизни?” и т.п. То есть необходимо прежде всего создать правильный “Я-образ”, ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие — второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких — пройти не заметив.

Информация о работе Генезис,особености переживания и последствия внутриличностного конфликта