Виктимологическая профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:23, доклад

Описание

Основные направления виктимологической профилактики.
Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.61 Кб (Скачать документ)

2. По объему (массовости охвата) предупредительные меры разделяются на: общие (обезличенные), особенные (групповые), индивидуальные.

3. Общие профилактические  меры направлены на выявление,  устранение, ослабление, нейтрализацию  причин и условий преступности  в целом либо ее отдельных  видов. Они адресованы индивидуально  неопределенному кругу объектов  воздействия (ситуаций и лиц). Таковым, например, является комплекс  мер по борьбе с незаконным  оборотом наркотиков, оружия и  др.

4. Особенные  меры осуществляются в рамках  групп ситуаций или лиц, выделенных  по определенным родовым признакам,  например:

  • в отношении лиц, склонных к совершению преступлений в связи с потреблением наркотиков, занятием проституцией, бродяжничеством и т. д.
  • в отношении ситуаций, способствующих совершению корыстных преступлений, которые связаны, например, с отсутствием стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений; с нарушениями правил учета и хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей и т. д.

5. Индивидуальная  профилактика представляет собой  конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отношении отдельных лиц. Она направлена на:

  • устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению;
  • изменение социально неодобряемого поведения, приводящего на преступный путь, и коррекцию порождающих его ориентации и черт личности (если ее искаженное формирование уже имело место);
  • применение неотложных мер по" предупреждению готовящихся преступлений, пресечению попыток их совершения.

3вопрос 

  • Специализированные  субъекты имеют своей  целью именно борьбу с преступностью, в том числе  и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной  работе играют государственные  субъекты: органы прокуратуры  и внутренних дел.
 
Органы, входящие в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних:  
1. комиссии  по делам несовершеннолетних  и защите их прав;  
2. органы  управления социальной защиты  населения;  
3. органы  опеки и попечительства;  
4. органы  по делам молодежи;  
5. органы  управления здравоохранением;  
6. органы  службы занятости;  
7. органы  внутренних дел;  
8. органы  и учреждения культуры, досуга, спорта  и туризма;  
9. уголовно-исполнительные  инспекции органов юстиции.  
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
 
  • 1. Суд
  • 2. Прокуратура
  • 3. Милиция
  • 4. Учреждения, исполняющие наказание
  • 5. Органы государск
  • 6. Органы юстиции
 
1. Судебные органы решают задачи  предупреждения преступности с  помощью различных средств и  методов. В соответствии с российским законодательством о судоустройстве суды обязаны своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и частной собственности, соблюдения трудовой дисциплины, уважения к правам, чести и достоинству граждан. 
Профилактический эффект деятельности суда связан с выполнением его основной задачи — осуществлением правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливые решения по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствуют устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию. 
Профилактическую направленность имеют аналитическая работа, обобщения судебной практики, создающие информационное обеспечения для методической работы в сфере предупреждения преступности. 
Профилактический эффект деятельности суда обеспечивается реализацией принципа гласности в его работе, что предполагает освещение хода и результатов судебных процессов. 
Формы предупредительной работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству, частные определения, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

2. Профилактика  преступности - задача, подлежащая решению  на каждом направлении деятельности  прокуратуры. 
Широта компетенции прокуратуры, объем ее полномочий определяют специфику деятельности органов прокуратуры как субъектов профилактики преступности. 
Прокуратура не только выполняет свои непосредственные функции по предупреждению преступности, но и осуществляет надзор за исполнением государственными и муниципальными органами, общественными организациями, иными негосударственными структурами требований законов, регламентирующих их деятельность по профилактике преступлений. 
Профилактические функции выполняются при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. 
На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказания и меры, их заменяющие, а также осуществляющих социальную помощь и контроль в отношении лиц, отбывающих и отбывших наказание. 
Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступления, выяснять механизм их влияния на поведение подсудимого. 
Предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами. К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.

3. Закон о  милиции относит предупреждение  преступлений и других правонарушений  к числу ее основных обязанностей. Согласно ст. 10 Закона милиция  в соответствии с поставленными  перед ней задачами обязана  предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, им способствующие, и в пределах своих прав  принимать меры к их устранению. Органы милиции в процессе  профилактической деятельности  правомочны:

  • проводить беседы;
  • применять меры административно-правового воздействия;
  • осуществлять виктимологическую профилактику;
  • изымать вещи, предметы, вещества, не допускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения;
  • контролировать хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
  • требовать обязательных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности;
  • производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и продукции.

Особенностью  профилактической деятельности милиции  является то, что наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового  воздействия применяют оперативно-розыскные меры.

4. Важные функции  несут учреждения, исполняющие наказание  в виде Лишения свободы, и  учреждения, организующие исполнение  других наказаний. Их деятельность  имеет профилактическое содержание  в силу своей направленности  на исправление осужденных, предупреждение  совершения ими новых преступлений. 
Специфика профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных требований. Особое значение для предупрежу ния рецидивной преступности имеет работа в местах лишения свобод по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, органами социальной защиты по вопросам, связанным с социальной адаптацией данной категорг лиц, трудовым и бытовым устройством, контролем за их поведением в период адаптации и т. д.

5. Одной из  главных задач федеральных органов  государственной безопасности является  предупреждение разведывательно-подрывной  деятельноести , иностранных спецслужб против Российской Федерации. Во взаимодег ствии с органами прокуратуры, МВД и другими правоохранительным органами они осуществляют:

  • предупреждение и пресечение наркобизнеса, других видов организованной преступности;
  • предупреждение преступлений, расследование которых отнесено зако ном к ведению органов безопасности, в том числе терроризма;
  • разработку мер по защите коммерческой тайны;
  • профилактику соответствующих видов экономических преступлений.

6. Органы  Министерства юстиции участвуют  в профилактике преступности, реализуя  свои задачи и функции по  организационно-методическому руководству  экспертных учреждений, нотариата,  службы судебных исполнителей (приставов), регистрационной деятельности. 
К правовым мерам профилактики относятся:

  • деятельность органов Министерства юстиции по совершенствовани законодательства и участию в законотворческой деятельности, систематизации и кодификации законодательства, приведению его в соответствие с современным направлением развития общества;
  • изучение эффективности действующего законодательства;
  • работа по созданию единой системы правовой информации в масштабах страны;
  • методическое руководство правовой пропагандой, определение ее важнейших направлений, разработка эффективных средств и методов пропаганды, а также внедрение их в практику.

К функциям органов  юстиции, имеющим профилактическую направленность, относится также  организационное и методическое обеспечение правового обучения в учебных заведениях.


 

Объектами профилактической деятельности являются:

причины и условия, способствующие совершению правонарушений;

лица, в отношении  которых в соответствии с действующим  законодательством установлен или  может быть установлен контроль и (или) принимаются меры к соблюдению ими  установленных ограничений;

безнадзорные или  беспризорные несовершеннолетние.

Государственные учреждения и организации по профилактике правонарушений осуществляют следующие полномочия: а) в сфере здравоохранения:

выявление лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями, психическими

расстройствами, заболевших СПИДом; обеспечение их лечения, информирование о них в случаях, предусмотренных законодательством, органов внутренних дел; в соответствии с федеральным законом установление диспансерного наблюдения;

выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические  средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других мер, входящих в их компетенцию, по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;

обеспечение изоляции и лечения лиц, страдающих психическими расстройствами и представляющих непосредственную опасность для окружающих;

осуществление медицинского обследования несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или  законных представителей, и подготовки рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

проведение круглосуточного  приема несовершеннолетних, находящихся  в состоянии алкогольного или  наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии  показаний медицинского характера;


Информация о работе Виктимологическая профилактика