Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
Тема 2. Преступность.
1.Понятие преступности. 2.Состояние и уровень преступности. 3.Структура преступности. 4.Динамика преступности. 5.География преступности. 6.Латентность преступности.

Работа состоит из  1 файл

Шпора.doc

— 832.50 Кб (Скачать документ)

1.выявление, устранение  либо ослабление или нейтрализацию  неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации;

2.выявление и пресечение  начавшегося процесса неправильного  формирования личности и ее  коррекцию;

3.недопущение перехода  на преступный путь лиц с  явной антиобщественной направленностью;

4.предупреждение совершения  преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления.

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение  преступности – направленное  на выявление, нейтрализацию или  устранение причин и условий  преступности, отдельных ее видов,  а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение  преступности – направленное  на выявление и оказание профилактического  воздействия в отношении лиц,  поступки которых указывают на  реальную возможность совершения  ими преступлений в будущем,  а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Нормы, ограничивающие права  и свободы граждан в связи  с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.

Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности:

1.сокращение преступности  и качественное изменение ее  структуры;

2.способствование созданию  и укреплению в обществе атмосферы  спокойствия и стабильности;

3.устранение причин  и условий преступности, посредством  решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач.

4.обеспечение исправления  лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного  воздействия, и их ресоциализацию.

5.влияние на негативные  элементы непосредственного социального  окружения (микросреду) личности, формирующие  антиобщественные позиции и мотивацию  преступного поведения индивидов;

Задачи предупреждения преступности

1.Систематическое выявление  и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлениям.

2.Выявление и изучение  противоречий и конфликтов, которые  приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.

3.Постоянное выявление  и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.

4.Устранение или нейтрализация  явлений и факторов, способствующих  антиобщественному поведению.

Проблемы предупреждения:

основания применения мер предупреждения;

сроки применения мер  предупрежде-ния;

процедура предупреждения.

Предупреждение:

-социальная профилактика;

-принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности  и наказания).

Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам просматривается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".  

2 вопрос. Принципы предупреждения преступности:

1 законности; 2 целеполагания; 3 социальной справедливости и  гуманизма; 4 комплексности и системности; 5 дифференсации и индивидуального подхода; 6 принцип основного звена 7 своевременности, достаточности и объективности 8 реальности и экономичности 9 оптимальности и эффективности.

Принципы предупреждения преступности:

1 Принцип законности

Состоит в том, что  субъекты предупреждения при осуществлении  профилактической деятельности должны соблюдать требования правовых норм, которые закреплены в законах и других нормативно-правовых актах. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение.

2.Принцип целеполагания  заключается в том, что именно  цель предупреждения преступности  находится в центре внимания  субъекта, и ее достижение служит  уровнем качества и эффективности  предупредительной работы.

3. Принцип социальной  справедливости и гуманизма

В процессе применение мер  предупреждения преступлений реализуются  требования социальной справедливости:

А) защита законных интересов  физических и юридических лиц, терпящих ущерб (вред) от ситуаций и действий, в отношении которых оказывается или должно оказываться предупредительное воздействие;

Б) восстановление порядка, нарушаемого этими ситуациями и  действиями;

В) применение мер предупредительного воздействия, адекватных его целям, не допуская их избыточной интенсивности, причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (возможно при наличии реальных фактов: влияние непосредственного окружения, деформированность образа жизни (совершение лицом гражданско-правовых, дисциплинарных, административных правонарушений)).

4.Принцип комплексности  и системности

Меры предупреждения преступлений осуществляются в соответствии с требованиями комплексности и программно-целевого системного подхода. Использования во взаимодействии и на основе анализа и прогноза ситуации мер психолого-педагогического, экономического, организационного, правового характера, мер федерального, регионального и местного уровня на основе прогнозирования и программирования, сочетания воздействия на личность и среду, взаимоподкрепления и взаимодействия субъектов и других участников предупредительной деятельности.

Принцип системности  предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляемая подсистема), а меры предупреждения преступлений - в качестве отношений управления.

5.Принцип дифференциации и индивидуального подхода

Данное положение предполагает применение разных по содержанию и  степени воздействия профилактических мер в зависимости от особенностей конкретной жизненной ситуации и личности, которая нуждается в коррекции поведения.

6.Принцип основного  звена позволяет найти главную  задачу деятельности по предупреждению  преступлений, вычленить ключевую  проблему или несколько проблем  и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы.

7 Принцип своевременности,  достаточности и объективности

Предупредительное воздействие  оказывается для того, чтобы предотвратить  распространение преступности, снизить ее уровень, в какой-то степени нейтрализовать ее влияние на общественные процессы, тем самым обезопасить общество от дополнительных страданий, лишений. Такой деятельности, способствует осуществление мер предупреждения, в сроки предусмотренные различного уровня программами профилактического характера. Достижение указанных выше целей возможно при своевременном и достаточном использовании мер предупреждения

Принцип объективности  требует максимального соотнесения  управляющих воздействий с закономерностями и тенденциями развития социальных процессов. Применительно к предупреждению преступности это означает, что предупредительная деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума. Борьба с преступностью “кавалерийскими наскоками” приносит больше вреда, чем пользы.

8 Принцип реальности и экономичности.

Состоит в том, что  меры предупредительного характера  должны быть исполнимыми и экономическими выгодными. Также важно учитывать конкретные условия, исходить из реальных возможностей. Реальность предлагаемых мер, в некоторых случаях лучше проверить путем проведения эксперимента.

9 Принцип оптимальности  и эффективности требует, чтобы  при наименьшей затрате сил  и средств, материальных и финансовых  ресурсов получать наилучший  результат в возможно короткий  срок.  

3 вопрос. Правовая основа деятельности по предупреждению преступности.

Для регулирования предупреждения преступности использу-ется весь спектр законодательства. Нормы, содержащие предупредительный  потенциал, имеются на всех уровнях  и во всех отраслях права.

Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать принципам, которые содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией: Всеобщей Дек-ларации прав человека; Международному пакту о гражданских и политических правах; Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области преду-преждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и других документах.

Определенные обязательства  в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних  договоров, которые Россия имеет  сегодня со многими государствами.

Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям:

  1. государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств;
  2. в борьбе с преступностью должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с федеральным законом.

Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями  права, среди которых, конечно, главную  роль играют специализированные - уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и граждан-ском праве.

Более 20 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятель-ность по предупреждению преступлений, так называемого «Закона о профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами соци-альной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений, как это уже предлагалось некоторыми крими-нологами.

Правовая база несколько  отстает от потребностей правоохранительной практики. Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как "Закон о борьбе с коррупцией", "Закон о борьбе с организованной преступностью», в течение многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания.

Планирование может быть двух видов:

 а) стратегическое (ко-торое еще называют программированием), включающее в себя кон-цептуальные  положения развития, формулировку  приоритетов, це-лей и основных  задач;

 б) текущее, которое  содержит перечень меро-приятий,  сроков, исполнителей и источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах.

Постановление Главы  администрации Новосибирской области  от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах  по усилению борьбы с преступностью  и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году" (получено по рассылке)

В настоящее время  в России действует "Федеральная  целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 го-ды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными на-правлениями этой программы являются:

- преодоление криминализации  экономики, защита всех форм  собственности, борьба с коррупцией;

- противодействие организованной  преступности;

- меры по борьбе  с терроризмом; 

- повышение эффективности  раскрытия и расследования тяжких  преступлений;

- обеспечение общественного  порядка, профилактика и предотвращение  правонарушений;

- реформирование уголовно-исполнительной  системы; 

- реформирование правоохранительной системы;

- развитие международного  сотрудничества в борьбе с  преступностью; 

- совершенствование правовой  базы правоохранительной деятельности  в сфере борьбы с преступностью. 

Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и другие. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.).

Своеобразие "текущего момента" состоит в том, что  планы и программы в сфере  борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона (Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы"(с изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484).

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"