Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:48, шпаргалка

Описание

Понятие криминологии.
Криминология – это социально-правовая наука о преступности как социально-демографическом и относительно-самостоятельном, исторически изменчивом и негативном явлении; о комплексе социальных, экономических и иных процессов, воспроизводящих преступность; о закономерностях формирования личности, совершающей общественно опасно деяние; об эффективных направлениях борьбы с преступностью.

Работа состоит из  1 файл

Kriminologia_1-25.docx

— 38.03 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие криминологии.

 

Криминология – это социально-правовая наука о преступности как социально-демографическом и относительно-самостоятельном, исторически изменчивом и негативном явлении; о комплексе социальных, экономических и иных процессов, воспроизводящих преступность; о закономерностях формирования личности, совершающей общественно опасно деяние; об эффективных направлениях борьбы с преступностью.                                                                                                                                                      Теоретическое и практическое значение криминологии:

 

  1. разрабатывает рекомендации по борьбе с преступностью, обобщая криминологические знания;
  2. анализирует происходящие в обществе процессы, обуславливающие динамику преступности в конкретных пространственно-временных границах;
  3. определяет последствия применения норм отраслей права, их воздействие на общественные отношения;
  4. исследует криминальные явления, интегрируя различные методы научного познания, что позволяет охватывать проблему преступности в целом.

 

 

  1.  Предмет криминологии.

 

Предмет криминологии в  широком смысле – природа и причины существования общественно опасных проявлений и объективные возможности общества по их предупреждению.

Предмет криминологии

Основные  элементы:

  1. преступность; 2. детерминанты преступности; 3. личность преступника; 4. предупреждение преступности.

Вспомогательные элементы:

  1. криминологическое прогнозирование;
  2. девиантные формы поведения;
  3. криминологическая виктимология;
  4. основы проведения криминологических  исследований.

1. Преступность – это негативное, массовое, относительно устойчивое, социально обусловленное, исторически изменчивое, общественно опасное, социально-правовое явление, выражающееся во множестве совершаемых преступлений на конкретной территории за определенный промежуток времени.

2. Детерминанты преступности – совокупность социальных, экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих, идеологических, культурных и иных явлений и процессов, которые непосредственно порождают преступность как свое закономерное следствие. Изучаются на следующих уровнях:

а) причины  и условия преступности; б) причины  и условия видов преступности; в) причины и условия совершения конкретных преступлений.

3. Личность преступника – система социально-демографических, социально – ролевых, нравственно-психологических и уголовно-правовых свойств лица, совершающего общественно опасное деяние.

Проблемы: а) соотношение социального и биологического в личности; б) система личностных характеристик как основы совершения преступления; в) особенности формирования личности субъекта преступления; г) типология личности преступников; д) система личностных характеристик как основа концепции профилактики преступлений

4. Предупреждение преступности - это сложная система деятельности, которая включает следующие элементы:

1) общая  организация борьбы с преступностью; 2) предупреждение преступности –  воздействие на детерминирующие ее явление, процессы; 3) правоохранительная деятельность.

Вспомогательные элементы предмета криминологии

  1. Криминологическое прогнозирование – это научно обоснованное выдвижение гипотезы о будущем состоянии преступности.
  2. Девиантные формы поведения – (наркомания, проституция, алкоголизм и др.)  - явления, исследуемые криминологией в той мере, в какой они взаимосвязаны с процессом воспроизводства обществом преступлений.
  3. Основы проведений криминологических исследований – совокупность принципов, методов познания закономерностей развития преступности и связанных с ней явлений.
  4. Криминологическая виктимология – учение о жертве совершенного преступления и ее поведении.

 Проблемы:

- виктимность – как совокупность определенных свойств личности и социального статуса потерпевшего, повышающих его криминальную уязвимость;

- классификация  потерпевших;

- значение  провоцирующего поведения жертвы  преступления;

- профилактика  криминогенной активности.

 

  1. Система криминологии.

 

Общая часть:

- преступность (строение, основные  показатели);

- причины преступности;

- личность преступника  (понятие, этапы формирования, типология личности преступника);

- борьба с преступностью;

- планирование, прогнозирование,  программирование;

- развитие криминологии (история,  современное состояние, перспективы).

Особенная  (специальная) часть:

криминологическая характеристика преступлений различных групп и  видов (корыстная, насильственная,  неосторожная, и.т.д.) выделяемых по различным критериям.

 

 

  1. Связь криминологии с юридическими науками

 

1.Уголовное право – уголовно правовые нормы используются для юридического обоснования конкретных мер криминологической профилактики. Влияние криминологии прослеживается по следующим направлениям:

а) во-первых, представляет статистическую информацию, б) во-вторых, осуществляет прогнозирование преступности в целом, ее отдельных видов, а также конкретных преступлений, в) в-третьих, дает рекомендации о криминализации и декриминализации деяний.

2.Уголовный процесс – для криминологии актуальны вопросы предупреждения преступлений, установление детерминант совершения отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, которые проявляются на различных процессуальных стадиях. Для уголовного процесса имеют значение криминологические выводы о личности преступника.

3.Уголовно-исполнительное право связано с криминологическими проблемами предупреждения рецидивной и пенитенциарной преступности, вопросами ресоциализации лиц, отбывших наказание, повышения эффективности мер.

4.Деликтология – нормы отраслевого законодательства используются для разработки мер предупреждения преступлений.                                                                                                                       5.Юридическая психология – криминологии необходимы знания специфических видов человеческого поведения для изучения и классификации личности преступника, разработки мер профилактического воздействия.

 

  1. Задачи криминологии на современном этапе.

 

1.Аналитическая: исследование состояния преступности в целом, по категориям преступлений, личности преступников, механизме индивидуального преступного поведения, детерминант преступлений, системы предупреждения.

2.Практизация криминологии: внедрение разработанных рекомендаций в законотворческую и правоприменительную деятельность.

3.Прогностическая: выдвижение научно обоснованных гипотез о возможном развитие криминологических исследований.

4.Просвещение населения с целью снижения уровня виктимности граждан.

Цели:

теоретическая – познание криминологически значимых явлений и процессов, выявление закономерностей их возникновения и развития, выработка полученных теорий, концепций.

практическая – разработка прикладных рекомендаций по совершенствованию борьбы с преступностью.

профилактическая – создание и совершенствование системы предупреждения преступлений

непосредственная – противодействие в ежедневной работе.

 

 

  1. Связь криминологии с неюридическими науками.

 

1.Социология  и политология – их научные знания необходимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также в рамках изучения детерминант и мер профилактики преступлений, совершенных определенными субъектами: несовершеннолетними, рецидивистами, безработными и др.

2.Педагогика разрабатывает проблемы обучения и воспитания, используется криминологией при исследованиях отдельных категорий преступлений.

3.Демография – результаты исследований, полученных данной наукой, используются при характеристике качественно-количественных показателей преступности.

 

  1. Антропологические концепции причин преступности.  11 стр.

 

  1. Социологические концепции преступного поведения      12. стр.

 

  1. Развитие криминологии в дореволюционный период.

 

Исследование  преступности в России проводилось  в рамках социологической школы  уголовного права.

М.В. Духовской в 1872 году прочел лекцию «Задачи науки уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать преступление как явление общественной жизни  и его причины.

Главная причина преступлений: дурное экономическое  устройство, дурное воспитание и целая  масса других условий.

М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, М.П.Чубинский, М.Я. Фойницкий, Х.М. Чарыхов и другие ставили перед собой задачу всестороннего изучения взаимосвязи, существующей между социальными процессами и преступностью.

Теоретики социологической  школы уголовного права не представили  развернутой концепции своего исследования, несмотря на провозглашение преступности социальным явлением.

Х.М. Чарыхов в 1910 г. в своей работе «Учение о факторах преступности» критиковал идеалистические методы социологии и считал, что путь к истине – использование диалектического метода познания явлений, в том числе и преступности.

Основной  метод исследования – статистический анализ

Статистические  закономерности, выявленные в рамках данных исследований, давали информацию о состоянии преступности, объяснении того, почему появляются эти закономерности, но объяснить их сущность ученые не могли.

Антропологическое направление уголовного права не нашло такого распространения, как  на Западе.

Д.А. Дриль (1846-1920 гг.) уделял особое внимание индивидуальным факторам преступности. Источник преступности, по его мнению, личное и социальное, причем второе определяет первое.

Основные  работы: «Преступный человек» (1882), «Малолетние  преступники», «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890), «Преступность и преступники» (1899), «Учение о преступности и мерах борьбы с ней» (1912).

«Поведение  и поступки человека – это равнодействующая усилий факторов двух категорий: особенностей психофизической природы человеческого тела и особенности внешних воздействий, которым он подвергается», – писал он.

 

Левое крыло  социологической школы уголовного права России (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский и др.). Представители этого направления пришли к выводу о том, что необходимо исследовать внутреннюю взаимосвязь, существующую между закономерностями преступности и социально-экономическим устройством общества.

Вывод: основные подходы к изучению преступности и ее детерминант объединены общностью взглядов о происхождении преступности, методах ее изучения, задачах применения уголовного наказания и мерах, обеспечивающих эффективную борьбу с преступностью.

 

  1.  Криминология в первой половине двадцатого столетия.

 

Анализ состояния  преступности, ее причин и условий, личности субъекта проводится специализированными  правоохранительными органами (юстиции, милиции), научной общественностью и студентами.

Научно-методологическая база криминологических исследований – статистические учреждения.

1918 г. по  инициативе Петроградского Совета  создан Петроградский криминологический  кабинет, область научных исследований – личность правонарушителя.

В 1922 г. образован  Саратовский губернский кабинет  криминальной антропологии и судебно-психиатрической  экспертизы.

Исследования  велись по следующим направлениям:

  1. изучение преступника и преступности;
  2. изыскание наиболее рациональных методов перевоспитания преступников;
  3. производство экспертиз для судебных органов, уголовного розыска и администрации исправдома.

Возникновение в апреле 1923 г. Московского криминального  кабинета связано с обследованием  арестных домов Москвы. В 1923 году при  административном отделе Московского  Совета был создан кабинет по изучению личности преступника и преступности.

Проводились социологические обследования молодых  заключенных, чтобы выявить в  каждом конкретном случае влияние социально-экономической среды, в которых проходило формирование исследуемой личности.

 

1926 г. –  организован кабинет в Ростове-на-Дону, приоритетная направленность исследований  - биопсихологические признаки личности  правонарушителя.

1925 г. –  в Ленинграде организован второй  криминологический кабинет при  губернском суде. Обследовались  признаки личности растратчиков, хулиганов, воров, убийств, детская преступность и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"