Причины и условия совершения конкретного преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ понятий "причины преступности" и "условия преступности". Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: раскрытие понятия факторов, детерминирующих преступность и преступление; определение классификации и выявление их значения; а так же раскрытие содержания различных подходов к детерминации преступности в современной отечественной криминологии.

Содержание

Введение…………………………………………………..………………….……2
1. Понятие причины и условия индивидуального преступного поведения……………………………………………………………...………...4
2. Условия неблагоприятного нравственного поведения………………...........14
3. Понятие криминогенной ситуации способов совершения преступления…………………………………………………………………..20
4. Заключение…………………………………………………………………….24
5. Список литературы…………………………………………………………....28

Работа состоит из  1 файл

Абдуллин КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 62.99 Кб (Скачать документ)
ustify">     Анализ  механизма преступного поведения  показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной  цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после  которой поведение явно приобретает  антиобщественную направленность, может  быть расположена в самых различных  местах причинной цепочки, образующей это поведение.

     Анализ  содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения очень важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Антиобщественное поведение формируется на базе возникновение и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Природа этих противоречий может быть различной.4

     Если  причины преступности в целом  обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей  степени подвержены влиянию непосредственного  окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей — от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

     В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это  происходит на общем уровне, проявляется  их взаимосвязь с личностными  особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого  преступления и его причин, следует  выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

                   В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

     Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных  жизненных условий негативных, нравственно-психологических  свойств личности и внешних объективных  обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность.

     Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни с тем, чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникшихкриминогенных ситуаций.5

     Дальнейшее  изучение структуры преступного  поведения требует раздельного  анализа каждой из линий причинной  цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и  предвидение результатов своих  действий. Все это откладывается  в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в  первую очередь таких, как прошлый  опыт, интересы, взгляды, психические  особенности лица. Сюда же следует  добавить влияние существующей внешней  ситуации.

     Таким образом, с точки зрения причинности  преступление должно рассматриваться  как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К  тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а  также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.

     Из  этого следует, что у взрослого  человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

     Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев  причинной цепочки коренятся  причины совершения конкретного  преступления, нужно рассмотреть  их по существу, используя материалы  конкретных криминологических исследований. Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут  в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней среды и на каком жизненном этапе индивида оказали на него криминогенное влияние, какие психофизические свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию.

     При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

     Центральным звеном в причинной цепочке поведения  является мотив. В качестве первоосновы  формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности  являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того, как  потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую  эмоциональную окраску в различных  чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).6

     Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно  к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить  мотивационный выбор, который проявляется  в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.

     Дальнейшее  взаимодействие различных психологических  процессов постепенно приводит к  формированию конкретных намерений  и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления  о средствах ее достижения, месте  и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия.

     Существенным  элементом механизма поведения  является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком  своих действий и поступков, требующих  преодоления внутренних и внешних  трудностей. Волевой акт характеризуется  количеством энергии, затрачиваемой  на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма  поведения могут не сработать, и  преступление не будет совершено. Волевые  свойства личности проявляются в  ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности  и др.

     Завершается причинная цепочка реализаций принятого  решения о совершении преступления в конкретном преступном деянии.

     Важно заметить, что все указанные звенья причинной цепочки содержат большие  возможности профилактического  характера. В первую очередь это  относится к надлежащему нравственному  формированию личности, выработке у  нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного  воздействия на конкретное лицо с  тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально  полезном направлении и согласовывать  свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Условия неблагоприятного нравственного поведения 
 

     Соотношение неблагоприятного нравственного поведения в причинах конкретного преступления в равной мере социального и биологического поведения в общем человека

     Соотношение неблагоприятных нравственных обстоятельств в генезисе преступного поведения имеет не только теоретическое, но практическое значение: акцент в ту или иную сторону определяет цели и методы борьбы с преступностью. Главное в том, чтобы правильно оценить как биологическое, так и социальное в причинной цепочке криминального поведения.

     Соотношение социального и биологического в  поведении человека не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в  начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного  поведения; в процессе развития конкретного  организма и жизни индивидуума; в процессе его общественного  развития.

     Первое  звено, как сказано, относится к начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступного поведения. Однако с криминологической точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении.

     Здесь прежде всего необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия всех названных факторов.

     Современной наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социально одобряемого  или преступного поведения. Не установлены  также наследственные признаки такого поведения. Современная генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно. Это отнюдь не означает, что при изучении причин конкретного преступления следует избегать всего того, что относится к биологической структуре личности преступника. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место не только социальные, но и биологические элементы. Так, биологическая необходимость сохранения вида и поддержания рода определяет, например, потребности в питании, одежде, отдыхе, воспроизведении потомства и т.д.

     Биологическое, естественное начало в личности, такие  ее свойства, как эмоции, черты характера, особенности нервной системы, реакции  на внешние раздражители (ситуации), темперамент, интеллектуальные и умственные способности, память и т.д., тесно  переплетаются с социальным. Генетический код человека, взаимодействуя с внешней средой, получает широкий путь развития, который в основном определяется жизнью и деятельностью конкретного индивида, его воспитанием, обучением и общественной практикой. Имеющиеся неблагоприятные наследственные признаки могут быть в одних случаях нейтрализованы, в других — получить криминальное развитие. Бесспорно одно: многие биологические свойства человека при благоприятном изменении жизненных условий меняются в общественно полезную сторону, и наоборот, неблагоприятная социальная обстановка способствует закреплению и развитию генетически унаследованных отрицательных качеств, которые при определенных обстоятельствах могут привести к криминогенным последствиям.

Информация о работе Причины и условия совершения конкретного преступления