Политическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:28, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение сущности политической преступности.
Основными задачами контрольной работы являются:
- определить сущность политической преступности;
- выявить причины политической преступности;
- предложить способы предупреждения политической преступности и соответствующих превентивных мер, лежащих в основе этого процесса.

Работа состоит из  1 файл

главная.docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

1) патриотов  (тех, кто преступной деятельностью  стремится укрепить отечество, избавить его от порочной политической системы или порочных политических деятелей);

2) врагов государства (тех, чья  деятельность направлена на ослабление  государственной безопасности, утрату суверенитета, территориальной целостности, причинение экономического ущерба).

Совершение  преступлений патриотами - результат  несоответствия государственной политики интересам народа. Мотивация данных политических преступлений бескорыстна, она имеет идеалистический характер в том смысле, что в основе этих преступлений лежат идеологические мотивы. Главное направление воздействия на преступность этого типа - оптимизация государственной политики, приведение ее в соответствие с национальными интересами.

Причины преступной деятельности врагов государства  разнообразны. В основе этой деятельности чаще всего лежат корыстные мотивы, реже - идеологические или религиозные. Причиной измены Родине может быть шантаж и трусость.

Внутриполитические  преступники существенно отличаются от внешнеполитических.

В рамках первой группы достаточно продуктивной оказывается типология по характеру мотивации:

- идеологический  тип;

- религиозный  тип;

- корыстный  тип;

- властный  тип (стремящийся к обладанию  властными полномочиями);

- трусливый  тип (изменяющий родине по трусости).

В определенной мере эта типология показывает основные направления воздействия на внутриполитическую преступность - идеологические и религиозные меры, политические реформы, профилактика корыстной патологии, развитие духовности общества и социальной нравственности, патриотическое воспитание и морально-психологическая подготовка.

Внешнеполитических  преступников целесообразно классифицировать по профессиональному и должностному статусу:

- государственный  деятель;

- военачальник;

- разведчик  (как политический, так и экономический);

- диверсант (лицо, организующее или совершающее разрушения и повреждения различных объектов в одной стране в интересах другой);

- террорист  (лицо, специализирующееся на уничтожении  политических и государственных  деятелей, представляющих опасность  для иностранного государства);

- агент  влияния (лицо, занимающее государственную  должность и использующее должностные полномочия в пользу другого государства)9.

Главным направлением воздействия на политическую преступность государственных деятелей и военачальников следует отнести оптимизацию деятельности международных субъектов воздействия на преступность, развитие системы этих надгосударственных субъектов. Деятельность таких структур, как Организация объединенных наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, международные трибуналы, международные конференции, оказывает определенное влияние на стиль межгосударственных отношений. Однако эффективность их не всегда высока, а решения не всегда согласуются с высшей справедливостью. Сфера политики вообще, а межгосударственной особенно, к сожалению, остается самой невосприимчивой в плане нравственности - право сильного нередко оказывается здесь главным принципом. Соответственно, укрепление обороноспособности страны, развитие Вооруженных Сил и формирование оборонного сознания граждан оказываются теми факторами, которые могут побудить вероятных противников (государственных деятелей и военачальников) воздержаться от агрессивных войн, геноцида или экоцида.

В основе шпионской, диверсионной, террористической и иной вредительской деятельности, направленной против иностранных государств, чаще всего оказывается мотивационный сплав из идеологических, корыстных и романтических побуждений. Главным направлением воздействия на преступность данного типа является развитие контрразведывательной сети и пресечение преступной деятельности. Оптимальное обеспечение и подготовка работников органов государственной безопасности, поддержка их деятельности народом - важнейшее условие эффективности воздействия на преступность такого рода.

2.2. Особенности детерминации политической преступности.

Особенности криминального причинного комплекса  в значительной мере определяются типом политического преступления.

Политические  преступления, направленные на изменение  социальной и политической системы, совершаемые отдельными гражданами, обычно оказываются результатом следующих мотивационных процессов в личности преступника:

- осознание  неправильности и несправедливости  политического устройства инициирует попытку добиться определенных результатов по его изменению в рамках дозволенного властью;

- неудачный  опыт может инициировать новые  попытки либо повлечь нравственную  депрессию, изменение идеалов,  безразличие ко всему. Одним  из вариантов бывает ожесточение,  формирование ненависти как к  политическому режиму, так и к тем, кто его поддерживает, - именно этот вариант становится основой криминальной мотивации;

- выбор  конкретной формы политического  преступления зависит от характера политических убеждений субъекта, его возможностей и от конкретных обстоятельств.

Чем более  несправедливо государственное  устройство, тем больше в обществе желающих его реформировать. Чем более закрыта власть по отношению к позитивному реформаторству, тем больше лиц, готовых пойти на преступление во имя перемен.

Политические  преступления, направленные на захват власти, бывают следующих типов:

1) государственный  переворот без изменения политической  системы и без существенных  перемен государственной политики (приход к власти политической группировки, сложившейся в недрах существующей политической системы);

2) захват власти в определенном  регионе в целях последующего  отделения и образования самостоятельного  государства;

3) отстранение  от власти государственных руководителей  в целях последующих изменений государственного строя (радикальных политических, социальных и экономических реформ).

Первый  вариант может рассматриваться  как механизм ротации государственных руководителей. Он чаще всего оказывается следствием двух факторов:

- утраты  политическим лидером поддержки  в своем ближайшем окружении;

- отсутствием  демократических механизмов устранения  непопулярного руководителя.

Попытки изменения государственного руководства, как правило, признаются преступлением лишь в случае неудачи. Успех государственного переворота чаще всего ведет к осуждению свергнутого лидера.

Второй  вариант характерен для многонациональных  государств. Он свидетельствует о серьезных ошибках политического руководства государства в области межнациональной политики и в сфере обеспечения государственной безопасности. Рассматриваемые политические преступления обуславливаются такими факторами:

- ослабление  центральной власти (в политическом, идеологическом, экономическом и военном отношении);

- попустительство  со стороны государственных властных  структур развитию националистических настроений в определенном регионе, разжигание межнациональной вражды;

- оказание  поддержки сепаратизму иностранными  государственными и общественными  организациями.

Третий  вариант (отстранение от власти государственных  руководителей в целях последующих изменений государственного строя) может носить характер:

- заговора  с целью захвата власти; 

- подготовки  и инициации социальной революции;

- вооруженной  агрессии одного государства  против другого.

В последнем  случае решающую роль играют иностранные  вооруженные силы, в первых двух, как правило, иностранная помощь также оказывается одним из важнейших  факторов.

Особенностью  правовой оценки данных деяний является жесткая зависимость ее от победы или поражения заговорщиков, революционеров, агрессоров. Криминализация и декриминализация проводится с позиций силы. Неудачная попытка захвата власти всегда оценивается как преступление. Удачная - заносится в календарь как национальный праздник.

Политическая  преступность, направленная на удержание  власти, включает:

- незаконные  и бесчеловечные репрессии;

- использование  национальных ресурсов для укрепления  режима личной власти вопреки  национальным интересам;

- нарушение  конституции, силовое подавление  правомерных попыток народа или  представительных органов власти  изменить государственную политику и пресечь антинародные действия государственного руководителя;

- оказание  давления на органы правосудия, подчинение судебной власти исполнительным  органам, воспрепятствование привлечению  к уголовной ответственности коррумпированных представителей высших эшелонов власти.

Главным фактором преступности данного типа является неразвитость институтов разделения властей, отсутствие механизмов отстранения от должности политических руководителей, проводящих государственную политику, противоречащую национальным интересам.

Преступления, направленные на ослабление политического  противника на межгосударственном уровне, являются общепризнанным инструментом геополитики. Главным фактором такого рода преступлений являются пороки культуры межгосударственных отношений, проявляющихся в том, что нравственность в данной сфере находится в положении, подчиненном по отношению к силе.

2.3. Преступность правящей элиты.

Преступность  представителей власти - особый феномен. Его специфика заключается в  следующем:

- от самих  субъектов во многом зависит,  какие деяния относят к разряду  преступных, какими правами наделены  работники правоохранительных органов для пресечения преступной деятельности в той или иной сфере (наша правящая элита, например, используя президентское вето, заблокировала принятие Законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией», что значительно повысило уровень криминальной безопасности в России);

- правящая  элита обычно создает механизмы,  препятствующие привлечению своих представителей к уголовной ответственности («телефонное право», шантаж руководителей правоохранительных органов, отстранение от должности наиболее несговорчивых и принципиальных и т.п.).

К числу  главных факторов преступности правящих кругов относятся:

- отсутствие  в политической системе действенных  механизмов очищения государственного  руководства от лиц, злоупотребляющих  служебным положением;

- прямая  или косвенная зависимость от  исполнительной власти представительных и судебных органов, прокуратуры, милиции, контрольно-ревизионных инспекций, средств массовой информации;

- низкая  политическая активность граждан,  их индифферентность к политической ситуации в стране;

- отсутствие  у большинства наших сограждан  политического опыта, неспособность их объединиться во влиятельную политическую силу, которая могла бы пресечь криминализацию страны.

2.4. Факторы политической преступности

Резюмируя анализ детерминант преступлений данного  вида, можно выделить следующие факторы политической преступности:

1. Несоответствие  государственной политической системы  уровню социально-экономического и идеологического развития общества.

2. Несовершенство  законодательства (конституционного, уголовно-правового, уголовно-процессуального,  гражданско-правового и т.д.).

3. Значительный  удельный вес социальной несправедливости  в общественно-политическом устройстве либо неблагоприятная динамика социальных процессов - увеличение несправедливости.

4. Ухудшение  уровня жизни, рост безработицы.

5. Неудовлетворенность  значительного числа граждан  государственной политикой.

6. Падение  авторитета власти или определенной  формы правления, падение популярности идей здоровой государственности, распространенность космополитизма.

7. Национальная  разобщенность (идеологическая, религиозная,  экономическая).

8. Политическая  или экономическая нестабильность.

9. Неразвитость  политических институтов выявления  и коррекции недостатков и пороков в деятельности органов государственного управления и высших должностных лиц. Прямая или косвенная зависимость различных ветвей власти, надзорных и контролирующих органов от президента страны и правительства.

Информация о работе Политическая преступность