Учреждения социального обслуживания, 
к которым относятся территориальные 
центры социальной помощи семье 
и детям, центры психолого - 
педагогической помощи населению, 
центры экстренной психологической 
помощи и иные учреждения социального 
обслуживания, в соответствии с 
уставами указанных учреждений 
или положениями о них предоставляют 
бесплатно социальные услуги 
несовершеннолетним, находящимся в 
социально опасном положении 
или иной трудной жизненной 
ситуации. принимают участие в 
пределах своей компетенции в 
индивидуальной профилактической 
работе с безнадзорными несовершеннолетними, 
в том числе путем организации 
их досуга, а также оказывают 
содействие в организации оздоровления 
и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся 
в помощи государства.
                
Органы управления образованием 
в пределах своей компетенции:  
контролируют соблюдение законодательства 
Российской Федерации и законодательства 
субъектов Российской Федерации 
в области образования несовершеннолетних;  
осуществляют меры по развитию 
сети специальных учебно - воспитательных 
учреждений открытого и закрытого 
типа, образовательных учреждений, 
детских домов и школ - интернатов 
для детей - сирот и детей, 
оставшихся без попечения родителей, 
а также других учреждений, оказывающих 
педагогическую и иную помощь 
несовершеннолетним, имеющим отклонения 
в развитии или поведении;
             
Органы по делам молодежи в 
пределах своей компетенции: участвуют 
в разработке и реализации 
целевых программ по профилактике 
безнадзорности и правонарушений 
несовершеннолетних; осуществляют 
организационно - методическое обеспечение 
и координацию деятельности по 
профилактике безнадзорности и 
правонарушений несовершеннолетних 
находящихся в их ведении социальных 
учреждений, клубов и иных учреждений..
           
Социально - реабилитационные центры 
для подростков и молодежи, центры 
социально - психологической помощи 
молодежи, центры профессиональной 
ориентации и трудоустройства 
молодежи, молодежные клубы и 
иные учреждения органов по 
делам молодежи в соответствии 
с уставами указанных учреждений 
или положениями о них  предоставляют 
бесплатно социальные, правовые 
и иные услуги несовершеннолетним; 
принимают участие в пределах 
своей компетенции в индивидуальной 
профилактической работе с несовершеннолетними, 
находящимися в социально опасном 
положении, в том числе путем 
организации их досуга и занятости, 
осуществления информационно - просветительных 
и иных мер
           
Органы внутренних дел в пределах 
своей компетенции принимают 
участие в предупреждении правонарушений 
несовершеннолетних, а также оказывают 
в этих целях необходимое содействие: 
подразделениям по делам несовершеннолетних 
органов внутренних дел; центрам 
временной изоляции для несовершеннолетних 
правонарушителей органов внутренних 
дел; подразделениям криминальной 
милиции органов внутренних дел; 
другим подразделениям органов 
внутренних дел, осуществляющим 
меры по предупреждению правонарушений 
несовершеннолетних.
             
Центры временной изоляции для 
несовершеннолетних правонарушителей 
органов внутренних дел: обеспечивают 
круглосуточный прием и временное 
содержание несовершеннолетних 
правонарушителей, проводят индивидуальную 
профилактическую работу с доставленными 
несовершеннолетними, доставляют 
несовершеннолетних в специальные 
учебно - воспитательные учреждения 
закрытого типа, а также осуществляют 
в пределах своей компетенции 
другие меры по устройству 
несовершеннолетних, содержащихся 
в указанных учреждениях.
           
Подразделения криминальной милиции 
органов внутренних дел в пределах 
своей компетенции:  выявляют, предупреждают, 
пресекают и раскрывают преступления 
несовершеннолетних.
         
Уголовно - исполнительные инспекции 
органов юстиции участвуют в 
пределах своей компетенции в 
индивидуальной профилактической 
работе с несовершеннолетними, 
контроль за поведением которых 
осуществляется ими в соответствии 
с Уголовно - исполнительным кодексом 
Российской Федерации.
          
Федеральные органы исполнительной 
власти, в которых законодательством 
Российской Федерации предусмотрена 
военная служба, принимают в пределах 
своей компетенции участие в 
профилактике безнадзорности и 
правонарушений несовершеннолетних, 
в том числе путем зачисления 
детей - сирот и детей, оставшихся 
без попечения родителей, в 
списки воинских частей в качестве 
воспитанников с согласия указанных 
несовершеннолетних, а также с 
согласия органов опеки и попечительства.
          
Органы и учреждения, исполняющие 
постановление судьи .
         
Исполнение постановления судьи 
обеспечивают: 1) центр временной 
изоляции для несовершеннолетних 
правонарушителей органа внутренних 
дел - в части доставления несовершеннолетних 
в специальные учебно - воспитательные 
учреждения закрытого типа; 2) орган 
управления образованием - в части 
предоставления путевок для направления 
несовершеннолетних в специальные 
учебно - воспитательные учреждения 
закрытого типа в течение 20 
суток со дня получения запроса 
о выдаче путевки; 3) комиссия по 
делам несовершеннолетних и защите 
их прав, образованная органом местного 
самоуправления, - в части применения мер 
воспитательного воздействия в отношении 
несовершеннолетних 4) администрация специального 
учебно - воспитательного учреждения закрытого 
типа - в части обеспечения исправления 
несовершеннолетнего в течение срока 
его содержания в указанном учреждении.
            
В связи с ратификацией Конвенции 
ООН о правах ребенка в Российской 
Федерации проводятся законодательные 
работы, имеющие цель: устранить 
противоречия в правовом регулировании 
Конвенцией и законодательством 
Российской Федерации ряда важных 
юридических институтов, определяющих 
статус несовершеннолетних; восполнить 
существенные пробелы, имеющиеся 
в данном правовом статусе, 
обогатив его регламентацию за 
счет установленных данной Конвенцией 
и неизвестных нашему законодательству 
юридических прав, использование 
которых существенно расширит 
возможности позитивного формирования 
личности несовершеннолетнего (право 
на выживание и здоровое развитие, 
на достаточный уровень жизни 
и др.).
       
В связи с практической реализацией 
в стране концепции судебной 
реформы на законодательном уровне 
в настоящее время прорабатывается 
вопрос о создании специализированных 
судов по делам несовершеннолетних. 
Основополагающим принципом их 
деятельности должно стать положение 
Конвенции о правах ребенка, 
в соответствии с которым во 
всех действиях в отношении 
детей следует уделять особое 
внимание наилучшему обеспечению 
их интересов. Предполагается, что 
эти суды возьмут на себя 
как рассмотрение гражданских 
дел, связанных с воспитанием 
и содержанием детей (о расторжении 
брака, алиментах, лишении родительских 
прав и т. д.), так и судебное 
разбирательство дел о преступлениях 
и административных правонарушениях 
несовершеннолетних, а также дел 
о преступлениях взрослых лиц, 
в результате которых нарушается 
нормальное развитие и воспитание 
детей и подростков (вовлечение 
их в преступную деятельность, 
доведение до состояния опьянения 
и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
        
УК РФ рассматривает в отдельной 
главе вопросы уголовной ответственности 
и наказания несовершеннолетних 
с учетом определенных особенностей 
этой категории лиц. Органы 
дознания, следствия и суды должны 
учитывать социально-психологический 
аспект жизни подростка, уровень 
сознания, способность осознавать 
происходящее и да-вать этому 
оценку.
        
Одной из особенностей привлечения 
несовершеннолетнего к уголовной 
ответственности является дифференциация 
пре¬ступлений относительно возраста, 
с которого она наступает.
За отдельные преступления, 
перечень которых дан в ч. 2 ст. 
20 УК РФ, уголовная ответственность 
наступает с четырнадцатилетнего 
возраста, по общим же правилам — 
по достижении шестнадцатилетнего возраста 
(ч. 1 ст. 20 УК).
          
Несовершеннолетним считается лицо 
до исполнения ему восемнадцати 
лет. Это социальное и юридическое 
положение наступает на следующий 
день после восемнадцатого дня 
рож¬дения лица. Например, лицо рождено 
23 марта 1980 г., его совершеннолетие 
наступает в 0 часов 24 марта 
1998 г. В таком же порядке 
исчисляется наступление четырнадцати 
и шестнад¬цати лет.
Несовершеннолетний, 
совершивший преступление, может 
быть признан виновным и ему может 
быть назначено наказание, в то же 
время при совершении преступного 
деяния он может быть и освобожден 
от уголовной ответственности с 
применени¬ем к нему принудительных 
мер воспитательного воздействия
Профилактика безнадзорности 
и правонарушений несовершеннолетних 
- система социальных, правовых, педагогических 
и иных мер, направленных на выявление 
и устранение причин и условий, способствующих 
безнадзорности, беспризорности, правонарушениям 
и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
           
Меры, направленные на сокращение 
численности несовершеннолетних 
заключенных, принимались и ранее. 
За счет амнистий 2000 и 2001 гг. количество 
подростков в пенитенциарных 
учреждениях сократилось почти 
вдвое. Но после каждого такого 
сокращения численность несовершеннолетних 
заключенных снова возвращалась 
к прежнему уровню.
Законодательные инновации 
2003 г. создают не просто возможности 
для сокращения, но и предпосылки 
для повышения эффективности 
системы уголовного правосудия и 
исполнения наказания. Эффективность 
в данном случае рассматривается 
с точки зрения главных задач 
правосудия в отношении несовершеннолетних 
(«Конвенция о правах ребенка»):
содействие «его 
реинтеграции и выполнению им полезной 
роли в обществе» (ст. 40.1).
обеспечение «такого 
обращения с ребенком, которое 
соответствовало бы его благосостоянию, 
а также его положению и 
характеру преступления» (ст. 40.4).
Некоторые из важнейших 
инноваций ФЗ-161 и ФЗ-162. Значительно 
расширены возможности судов 
по освобождению подростков от уголовной 
ответственности, назначению наказаний, 
не связанных с лишением свободы 
(штраф, исправительных работ, обязательных 
работ), применения условного наказания 
к лишению свободы. В последние 
годы к лишению свободы приговаривалось 
99% осужденных, из них 23-25% - к реальному. 
За преступления небольшой (для группы 
от 14 до 16 лет - и средней) тяжести, совершенные 
впервые, наказание в виде лишения свободы 
назначаться вообще не должно. Кроме того, 
суды теперь могут назначать несовершеннолетним 
правонарушителям небольшие сроки наказания. 
Снижена минимальная санкция (с 6 до 2 месяцев), 
убраны нижние пороги наказаний по многим 
видам преступлений, а за тяжкие и особо 
тяжкие преступления минимальная санкция 
вдвое меньше, чем у взрослых. Для группы 
от 14 до 16 лет, кроме совершивших особо 
тяжкие преступления) снижена максимальная 
санкция (с 10 до 6 лет). Кроме того, смягчены 
условия применения к несовершеннолетним 
условно-досрочного освобождения.